Пенсионная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области, а также выявить проблемы и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
 на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области рассмотреть предпринятые шаги реформирования пенсионной системы РФ;
 на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно-правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно–методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных ОПФР в Архангельской области.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….……....6
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России………………….6
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения…………………………………….18
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование…………………28
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ОПФР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….……………………………………………….37
2.1 Характеристика деятельности ОПФР в Архангельской области………………………………………………………………….………..37
2.2 Анализ деятельности ОПФР в Архангельской области……………………………………………………………………………40
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда………………...50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………….59
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт……………………………….59
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем……………………………………………………….…………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………88

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 856.00 Кб (Скачать)

     Региональные  отделения ПФР в соответствии со своей компетенцией обеспечивают аккумуляцию налоговых поступлений  и страховых взносов, а также  финансирование всех видов пенсий. Кроме того, согласно Указу Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным обеспечением в Российской вы Федерации» от 27 сентября 2000 г. № 1709 и новому пенсионному законодательству, начиная с 2001 г. к их функциям добавились выполняемые ранее органами социальной защиты населения по назначению (перерасчету) и выплате пенсий.

     Направления использования средств бюджета  ПФР:

  • выплаты пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсии военнослужащим);
  • финансирование прочих осязательных расходов бюджета осязательного пенсионного страхования. К ним относятся:

     1) расходы на выплату социальных  пособий на погребение и оказание  услуг по погребению согласно  гарантированному перечню этих  услуг, которые определены в  соответствии со ст.9 и ст. 10 ФЗ  №8 от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» (в редакции от 07.01.2000 г.) и п. 13 ст.4 ФЗ №122 от 07.08.2002 г. «О порядке установления размеров стипендий и соц. выплат в РФ» из расчёта 1000 руб. с учётом применения районного коэффициента при выплате пособий. Финансирование осуществляется за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и средств федерального бюджета.

          Рис. 4. Плательщики страховых взносов 

     2) затраты на оплату услуг на  доставку и пересылку пенсий  и пособий определены исходя из предельно допустимой доли расходов в размере 1,5 % выплачиваемых сумм, пенсий и пособий (без учёта НДС), на доставку пенсий почтовыми переводами в размере 4 %. Предусмотрены расходы на уплату НДС в размере 20 %. Финансирование осуществляется за счёт тех источников, из которых производились выплаты соответствующих пенсий и пособий;

     3) расходы на государственное пенсионное  обеспечение, производимое за  счёт средств федерального бюджета;

     4) выплаты дополнительного обеспечения  из целевого бюджетного фонда Министерства атомной промышленности рабочим, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ;

     5) финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности  фонда и его органов, другие  мероприятия, связанные с деятельностью фонда;

  • содержание органов фонда, в т.ч. подготовка и переподготовка кадров; расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования;
  • материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц и модернизация автоматизированных информационных систем фонда;
  • финансирование научно-исследовательских работ по пенсионной реформе;
  • капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов для размещения органов фонда;
  • формирование базы данных пенсионного фонда для актуальных расчётов.

     К расходам на государственное пенсионное обеспечение, производимое за счет средств  федерального бюджета относятся:

  • пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы), их семьи;
  • дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение Героям СССР, России и полным кавалерам Ордена Славы - участникам ВОВ 1941 - 45 гг.;
  • расходы на выплату 2-ой пенсии участникам ВОВ и вдовам военнослужащих, погибших в войну с Финляндией и в войну с Японией;
  • социальные пенсии;
  • пенсионное обеспечение граждан, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
  • социальные пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг;
  • расходы на выплату пенсий гражданам - получателям пенсии за счёт средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу;
  • расходы на выплату пенсии в части, определяемой включением в страховой стаж иных периодов;
  • расходы на доставку и пересылку пенсий и пособий;
  • выплаты досрочных пенсий безработным гражданам за счёт средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному Фонду Министерства труда России [21, c. 23].

     Страховые взносы, поступившие на накопительную  часть трудовой пенсии, подлежат инвестированию в соответствии с Федеральным  Законом от 24.07.02 «Об инвестировании средств, для финансирования накопительной части трудовой пенсии РФ» и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, Министерства финансов РФ как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, Пенсионного фонда РФ и иных уполномоченных институтов.

     Анализ  работы ОПФР в Архангельской области с гражданами показывает рост по всем показателям.

     Численность пенсионеров с каждым годом растет, в 2008 году их число составляло 60454 человек, тогда как в 2010 году их количество возросло на 4531 человек.

     На увеличение данного показателя повлияло то, что к числу пенсионеров существующих, прибавилось число пенсионеров, которые вышли на пенсию по старости, а также за выслугу лет. Население Архангельской области в большей степени работает на вредном производстве, где предусмотрен выход на пенсию раньше общего пенсионного возраста.

     Численность граждан, имеющих право на ежемесячные  дополнительные денежные выплаты растет также с каждым годом: в 2008 году это число составляет 20345 человек, в 2009 - 20698 человек, а в 2010 году - 21584 человека. Абсолютное отклонение за три года изменилось на 1239 человек, тогда как за 2009 - 2010 годы рост составил всего лишь 353 человека. Относительное отклонение за три года увеличилось в 3,5 раза.

     Общее количество принятых заявлений от застрахованных лиц выросло за 2008 - 2010 годы на 757 единиц. В 2008 году количество принятых заявлений составило всего лишь 172, в 2009 - 250, а в 2010 - 929.

     Другими словами основной прирост составил за период 2009 – 2010 гг. На увеличение данного показателя в основном повлиял показатель количества принятых заявлений от застрахованных лиц о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в ПФР, рост составил за три года 615 единиц, что говорит о том, что ПФР становится более стабильной организацией, куда начинают доверять люди, а также растет привлекательность условий.

     По  остальным показателям наблюдается  также прирост. Изменения количества заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) за период 2008 - 2010 годы увеличилось на 54 единицы в общем, тогда как за период 2009 - 2010 год наблюдалось снижение на 15 единиц.

     Количество  заявлений о переходе из ПФР в  негосударственный пенсионный фонд, осуществляющей обязательное пенсионное страхование к 2010 году увеличилось на 76 единиц и составило 100 единиц, основное увеличение произошло за период 2009 - 2010 годы.

     Анализ  показателей количества заявлений  показывает о том, что за 2009 - 2010 годы население начинает больше заботиться о своем благополучии в старости. Данное решение граждан может быть обусловлено реформированием пенсионной системы Российской Федерации.

2.3 Динамика и структура  выплат из пенсионного  фонда

     Общее число пенсионеров растет, как уже говорилось, с каждым годом. Так в 2008 году этот показатель равен 60454 человек, а к 2010 году он составляет 64985 человек, что на 4475 человек больше (по данным таблицы 4). Число работающих пенсионеров увеличилось на 4245 человек и в 2010 году составило 25638 человек.

     Количество  трудовых пенсий выросло на 4185, в 2008 году этот показатель равен 56763, в 2009 - 58209 человек, в 2010 году – 60948 человек. На рост данного показателя в основном повлияло рост числа пенсий по старости, абсолютное отклонение которого составило 4457 человек, в том числе и рост числа работающих пенсионеров за период 2008 - 2010 годы на 3734 человека.

     Вторым  по значимости показателем, повлиявшим на рост количества трудовых пенсий, является рост количества пенсионеров по инвалидности.

     В 2008 году этот показатель составил 5108 человек, а к 2010 году он вырос на 598 человек и составил 5706 человек, однако основной рост численности инвалидности приходится на период 2009 - 2010 годы, увеличение составило 549 человек, что говорит об ухудшении здоровья населения города. Это может быть пенсии по инвалидности по состоянию здоровья, также и может быть инвалидность, связанная с травмами на производстве.

     Часть данной категории людей занята трудом, что говорит о том, что люди либо стараются жить полноценно, быть полезными, либо размер пенсии по инвалидности не позволяет сидеть дома и заставляет работать.

     Количество  пенсий по случаю потери кормильца  уменьшается с каждым годом, число  этой категории в 2008 году составляло 3407 человек, а 2010 - 2537 человек, что на 870 человек меньше. Данное уменьшение говорит о снижении смертности среди семей, где дети не достигли 18-летнего возраста.

     Количество  трудоспособных лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, также  растет. Число таких людей в 2008 году составляло 228 человек, в 2009 - 412 человек, в 2010 году - 938 человек, что говорит о том, что их число с каждым годом увеличивается с каждым годом в среднем в 2 раза.

     Увеличение  данного показателя настораживает, так как эти люди могли бы зарабатывать себе на пенсию в будущем, но обязаны ухаживать за нетрудоспособными гражданами. Скорее, это безработные, количество которых в последний год увеличилось в связи с экономическим кризисом.

     Число пенсионеров, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, а также количество пенсионеров военнослужащих и их семей за период 2008 - 2010 годы снизилось соответственно на 20 и 9 человек и составило соответственно 51 и 19 человек.

     Общая сумма назначенных пенсий по всем пенсионерам выросла за период 2008 - 2009 годы на 60,18 млн. рублей, и составило в 2009 году 275,03 млн. руб. Базовая часть этих пенсий увеличилась на 17,99 млн. рублей. В 2008 данный показатель был равен 97,21 млн. рублей, а в 2009 году 115,20 млн. рублей. Страховая часть пенсий в 2008 году составляла 105,88 млн. рублей, а в 2009 году - 146,41 млн. рублей, что на 40,53 млн. рублей больше. Сумма назначенных пенсий по государственному обеспечению увеличилась на 1,66 млн. рублей и в 2009 году составила 13,42 млн. рубля.

     Сумма назначенных трудовых пенсий увеличилась  к 2009 году на 58,56 млн. рубля по сравнению с 2008 годом и составила 264,21 млн. рубля. Базовая часть этого показателя увеличилась на 17,97 млн. рубля и составила 115,07 млн. рублей. Страховая часть в 2008 году составляла 105,7 млн. рубля, а в 2009 году – 146,19 млн. рубля, что на 40,49 млн. рубля больше. Основной прирост данного показателя произошел за счет увеличения сумм, назначенных по старости. В 2008 году сумма составила 184,41 млн. рубля, а в 2009 - 239,33 млн. рубля. Абсолютно отклонение данного показателя равно 54,92 млн. рубля в сторону увеличения. Базовая часть увеличилась на 16,82 млн. рубля, и в 2009 году составила 102,57 млн. рубля. Страховая часть увеличилась на 38,01 млн. рубля.

     Анализ сведений о суммах назначенных пенсионерам пенсий за 2009 - 2010 годы показывает рост по всем показателям.

     Общая сумма назначенных пенсий по всем пенсионерам выросла за период 2009 - 2010 годы на 115,75 млн. рублей, и составила в 2010 году 390,78 млн.руб. Базовая часть этих пенсий увеличилась на 57,28 млн. рублей. В 2009 данный показатель был равен 115,20 млн. рублей, а в 2010 году 172,48 млн. рублей. Страховая часть пенсий в 2009 году составляла 146,41 млн. рублей, а в 2010 году - 199,24 млн. рублей, что на 52,83 млн. рублей больше. Сумма назначенных пенсий по государственному обеспечению увеличилась на 5,64 млн. рублей и в 2010 году составила 19,06 мл. рубля.

     Сумма назначенных трудовых пенсий увеличилась  к 2010 году на 110,88 млн. рубля по сравнению с 2009 годом и составила 375,09 млн. рубля. Базовая часть этого показателя увеличилась на 57,25 млн. рубля и составила 172,48 млн. рубля. Страховая часть в 2009 году составляла 146,19 млн. рубля, а в 2010 году – 199,01 млн. рубля, что на 52,82 млн. рубля больше. Основной прирост данного показателя произошел за счет увеличения сумм, назначенных по старости. В 2009 году сумма составила 239,33 млн. рубля, а в 2010 - 329,28 млн. рубля. Абсолютное отклонение данного показателя равно 99,95 млн. рубля в сторону увеличения. Базовая часть увеличилась на 50,85 млн. рубля, и в 2010 году составила 153,42 млн. рубля. Страховая часть увеличилась на 48,28 млн. рубля.

Информация о работе Пенсионная система