Пенсионная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области, а также выявить проблемы и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
 на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области рассмотреть предпринятые шаги реформирования пенсионной системы РФ;
 на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно-правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно–методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных ОПФР в Архангельской области.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….……....6
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России………………….6
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения…………………………………….18
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование…………………28
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ОПФР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….……………………………………………….37
2.1 Характеристика деятельности ОПФР в Архангельской области………………………………………………………………….………..37
2.2 Анализ деятельности ОПФР в Архангельской области……………………………………………………………………………40
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда………………...50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………….59
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт……………………………….59
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем……………………………………………………….…………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………88

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 856.00 Кб (Скачать)

     Небольшой штрих к обязательному пенсионному  страхованию – для тех, кто  не может им воспользоваться (домохозяйкам, студентам, безработным и получающим “серую” зарплату), есть возможность  внесения добровольных пенсионных взносов. Вносить средства в ПФР могут они сами, а может любое другое лицо. С добровольными пенсионными накоплениями в ПФР можно делать все то же самое, что и с обязательной накопительной частью, т.е. оставить их под управлением в ГУК, отдать частной УК или в НПФ.

     Во-первых, будущий пенсионер доверяет управление накопительной частью пенсии профессионалам. Ведь, в отличие от управляющих компаний (государственной и частных), размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений, а также выплата пенсий – это профильный бизнес НПФ.

     Во-вторых, учет и выплату пенсий будет производить  сам НПФ. Вместе с тем ПФР будет  по-прежнему раз в год направлять будущему пенсионеру письмо с уведомлением о состоянии его счета. Однако сумму на накопительном счете  застрахованное лицо сможет узнавать чаще - по договоренности с НПФ.

     В-третьих, передав накопительную часть  трудовой пенсии в НПФ, можно рассчитывать на большую потенциальную доходность пенсионных накоплений, а значит, и  на больший размер пенсии в будущем.

     В-четвертых, в отличие от управляющих компаний, работающих со средствами пенсионных накоплений обезличенно, будущий пенсионер в любой момент времени может узнать о том, сколько денег находится на его счете.

     В-пятых, важное преимущество формирования накопительной  части трудовой пенсии через НПФ – возможность ее наследования после смерти застрахованного лица. Трудовые пенсии по старости, выплачиваемые ПФР, унаследовать невозможно. При переходе в НПФ такая возможность появляется.

     Как считают большинство аналитиков, работа с НПФ сопряжена с большими рисками в силу того, что средства пенсионных накоплений переходят из собственности государства в собственность НПФ, а также меньшей прозрачности НПФ. Кроме того, для управления пенсионными накоплениями НПФ привлекаются частные управляющие компании, и потенциальная доходность от управления будет ниже за счет вознаграждения компаниям и самому НПФ. В этой связи можно сделать следующий комментарий.

     Учредители  НПФ не могут направлять средства, находящиеся в собственности  НПФ, на какие-то иные цели и виды деятельности, кроме уставной. Таким образом, весь сформированный доход будет направлен на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц. На средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. К ним не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества [13, c. 59].

     Следующий комментарий связан с актуарным  оцениванием. НПФ должны отчетливо  представлять, какие суммы данный фонд может инвестировать, во что  инвестировать, на какой срок, а также  учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обязательства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат. Кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами. Таких специалистов называют актуариями. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость.

     Деятельность  НПФ подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение – это результат оценивания принятых НПФ обязательств (в том числе и перед застрахованными лицами), а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение представляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года.

     Ежегодно  по итогам финансового года НПФ обязаны  проводить и независимую аудиторскую  проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений и др. Аудиторское заключение представляется НПФ в ФСФР России [14, c. 59].

     Таким образом, пенсионная система России, как и любого другого государства, далека от совершенства.

     Основные  проблемы пенсионного обеспечения, выявленные еще в период планово-административной экономики, а также новые проблемы рыночного периода хозяйствования России ускорили переход на систему страхования, когда финансовые ресурсы Пенсионного фонда создаются с участием всех заинтересованных сторон:

  • самих граждан, пенсионеров и будущих пенсионеров;
  • работодателей, от которых зависит уровень доходов трудоспособного населения и величина отчислений на социальное страхование;
  • государственных и муниципальных органов власти, поскольку бюджетные средства являются тем ресурсом, благодаря которому удается решать чрезвычайные проблемы и покрывать кассовый разрыв между доходами и расходами в пенсионной системе.

 

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ  СИСТЕМЫ РФ НА  ПРИМЕРЕ ОПФР В  АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Характеристика деятельности  ОПФР в Архангельской области

     Отделение Пенсионного фонда России (ОПФР) в Архангельской области образовано на основании Постановления Правления Пенсионного Фонда РФ от 04.12.2000 г. № 150, для организации пенсионного обеспечения в Архангельской области.

     ОПФР действует на основании положения «О государственном учреждении – Отделении Пенсионного Фонда РФ в Архангельской области», утвержденного Постановлением Правления ПФР от 27.08.2003 г. № 123п.

     Отделение ПФР является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках.

     ОПФР в Архангельской области состоит из следующих отделов:

  • финансово-экономический отдел;
  • отдел выплаты пенсии;
  • отдел автоматизации;
  • отдел социальных выплат;
  • клиентская служба;
  • отдел персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, взыскания недоимки;
  • отдел назначения и перерасчета пенсий;
  • отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц.

     Вышестоящей организацией является Отделение Пенсионного Фонда РФ по Архангельской области.

     В ОПФР в Архангельской области численность работников составляет 143 человека.

     Основные  показатели деятельности ОПФР в Архангельской области представлены в таблице 4.

     Таблица 4

Основные  показатели деятельности ОПФР в Архангельской области

Показатель 2008 2009 2010  
Темпы роста, проценты
2009 / 2008 2010 / 2009
 
Доходы, млн. руб.
2160,00 2585,10 2597,30 119,7 100,47
Расходы, млн. руб. 2567,86 3430,91 4316,75 133,61 125,82
Превышение  расходов над доходами, млн. руб. 1,19 1,33 1,66 - -
Сумма начисленных пенсий, пособий и  иных выплат, млн. руб. 2537,51 3369,78 4278,48 132,80 126,97
Численность пенсионеров, чел. 60454 62060 64985 102,66 104,71
Численность граждан, имеющих право на ежемесячные  денежные выплаты, чел. 20345 20698 21584 101,74 104,29
Общее количество принятых заявлений от застрахованных лиц, шт. 172 250 929 145,35 371,60
 

     Анализ  основных показателей деятельности ОПФР в Архангельской области отражает рост общей величины доходов и расходов. Причем темпы роста расходов превышают темпы роста доходов. Наблюдается ежегодное превышение расходов над доходами в 1,19 раз в 2008 г. и 1,66 раз в 2010 г. Следовательно, бюджет ОПФР в Архангельской области дефицитный.

     В ОПФР в Архангельской области ведется ежедневный прием населения и страхователей по вопросам назначения пенсий и даются консультации по вопросам пенсионного обеспечения. Для сравнения в таблице 5 показаны данные по обращению за назначением пенсии в 2006 - 2010 гг.

     Таблица 5

           Количество принятых заявлений  на назначение пенсий

Показатель Год
2006 2007 2008 2009 2010
1. принято заявлений, штук 1276 1326 1606 1725 1814
2. абсолютный прирост, штук 71 50 280 119 89
3. темп прироста, в процентах 5,9 3,9 21,1 7.4 5,2
4. темп роста, в процентах 105,9 103,9 121,1 107,4 105,2
 

     Из  приведенных данных видно, что за пятилетку прослеживается тенденция  роста подачи заявлений на назначение пенсий. В 2010 году по сравнению с 2009 годом принято больше на 89 заявлений или на 5,2 %.

     В таблице 6 показано распределение количества поданных заявлений на назначение пенсии по видам.

                            Таблица 6

Распределение числа обращений на назначение пенсии в зависимости от вида пенсии  

Год Вид пенсии
по  старости по инвалидности по случаю потери кормильца социальные
всего из них досрочные

пенсии

чел чел чел чел чел
2005 850        339           210        135            81           
2006 938         360           199      128           61         
2007 993         427           224      206            175        
2008 1022       466           227      341            135        
2009 1144      498           228     283            159        
2010 1153      523           235      290            172        

     Из  таблицы видно, что большая числа  обращений на назначение пенсий приходится на пенсии по старости и с каждым годом это цифра растет.

     Из  приведенных данных видно, что в  последние пять лет прослеживается тенденция роста числа уходящих на пенсию по возрасту, в первую очередь за счет досрочных пенсий.

Информация о работе Пенсионная система