Пенсионная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области, а также выявить проблемы и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
 на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области рассмотреть предпринятые шаги реформирования пенсионной системы РФ;
 на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно-правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно–методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных ОПФР в Архангельской области.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….……....6
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России………………….6
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения…………………………………….18
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование…………………28
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ОПФР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….……………………………………………….37
2.1 Характеристика деятельности ОПФР в Архангельской области………………………………………………………………….………..37
2.2 Анализ деятельности ОПФР в Архангельской области……………………………………………………………………………40
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда………………...50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………….59
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт……………………………….59
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем……………………………………………………….…………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………88

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 856.00 Кб (Скачать)

     Исходя  из процентного соотношения расходов на выплату пенсии, можно сделать  вывод о том, что растет доля расходов на выплату страховой части трудовой пенсии, а на выплату базовой части трудовой пенсии уменьшается. Данная ситуация изменена с 01.03.2010 г., когда сильно возросли расходы на выплату базовой части трудовой пенсии. Базовая часть трудовой пенсии с 01.03.2010 г. путем индексации была увеличена более чем на 36 % (212 ФЗ).

     Таблица 9

         Фактические расходы на выплату пенсий и пособий

Расходы на выплату пенсий и пособий, млн. руб. 2008 год 2009 год 2010 год
Сумма,

млн. руб.

Удельный вес, % Сумма,

млн. руб.

Удельный

вес, %

Сумма, млн. руб. Удельный вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Израсходовано всего 405,9 100 471,56 100 548,8 100
1. На выплату базовой части трудовой пенсии 137,8 33 154,58 33 176,37 32
1.1 По  старости 119,2 29 135,2 29 152,88 28
1.2 По  инвалидности 11,7 3 11,58 2 15,06 3
1.3 По  случаю потери кормильца 5,4 1 6,1 1 6,5 1
1.4 Расходы  на доставку 1,5 0 1,7 0 1,93 0
2. На  выплату страховой части трудовой  пенсии 245,9 61 288,49 61 340,08 62
2.1 По  старости 217,2 54 256,81 54 302,22 55
2.2 По  инвалидности 14,15 3 14,93 3 17,47 3
2.3 По  случаю потери кормильца 10,8 3 12,93 3 16 3
2.4 Компенсация  за уход 0,05 0 0,03 0 0,03 0
2.5 Пособие на погребение 1 0 0,71 0 0,84 0
        Продолжение таблицы 9
1 2 3 4 5 6 7
2.4 Расходы  на доставку 2,7 1 3,08 1 3,52 1
Итого расходы по обязательному пенсионному  страхованию 383,7 95 443,07 94 516,45 94
3. На  выплату по государственному  пенсионному обеспечению 21,3 5 26,63 6 29,98 6
3.1 Социальные  пенсии 12,3 3 16,01 3,5 19,07 3,5
3.2 Получатели  двух пенсий 7,98 2 9,7 2,5 9,8 2,5
3.3 Государственные  пенсии военнослужащим и лицам,  пострадавшим в результате радиационных  и техногенных катастроф 0,7 0 0,2 0 0,28 0
3.4 Компенсация  за уход 0,1 0 0,13 0 0,14 0
3.5Пособие на погребение 0,02 0 0,02 0 0,02 0
3.4Расходы на доставку 0,2 0 0,28 0 0,3 0
3.5 Пенсии  за выслугу лет федеральным  государственным служащим - - 0,04 0 0,07 0
3.6Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан за особые заслуги перед РФ - - 0,25 0 0,3 0
4.На выплату досрочных пенсий и пособий гражданам, признанным безработными 0,4 0 0,9 0 1,04 0
5.На оказание адресной материальной помощи 0,02 0 0,36 0 0,96 0
6.На  выплату дополнительного пенсионного обеспечения 0,48 0 0,6 0 0,37 0

Рис.5. Процентное соотношение расходов на выплату пенсий и пособий а - 2008 год; б – 2009 год; в – 2010 год

     В таблице 10 показано распределение расходов на выплату пенсий и пособий по источникам финансирования.

     Как видно из таблицы, темп роста финансирования ежегодно практически не меняется и  остается на уровне 16,2 – 16,3 % в год.

                                                                             Таблица 10

                               Источники финансирования пенсии

Источники

финансирования

2008 год 2009 год 2010 год
Сумма, млн.руб. Удельный вес, % Сумма, млн.руб. Удельный вес, % Сумма, млн.руб. Удельный вес, %
1 2 3 4 5 6 7
Выплаты из средств социальных налогов (базовая часть трудовой пенсии) 137,8 34 154,58 33 176,37 32
Выплаты за счет страховых взносов (страховая  часть трудовой пенсии) 245,9 61 288,49 61 340,08 62
Выплаты из средств Федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) 21,3 5 26,63 6 29,61 5
Выплата досрочных пенсий за счет средств, передаваемых ПФ Минтруда и социального  развития РФ (пенсии безработным) 0,4 0 0,9 0 1,04 0
Продолжение таблицы 10
1 2 3 4 5 6 7
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации 0,48 0 0,6 0 0,37 0
Расходы ПФ на оказание социальной помощи 0,02 0 0,36 0 0,96 0
Итого 405,9 100 471,56 100 548,43 100
 

     Таким образом, влияние реформирования на пенсионное обеспечение оказалось  недостаточно эффективным. Сумма полученных доходов ОПФР в Архангельской области в 2009 году увеличилась на 425,1 млн. руб. В 2010 году увеличение составило 12,2 млн. руб. За три анализируемых года увеличение составило 437,3 млн. руб., или 20,24 %.

     Расходы ОПФР в Архангельской области за анализируемый период увеличились на 1748,89 млн. руб. Основной показатель, повлиявший на сумму расходов – выплата пенсий и пособий. Сумма выплат за 2008 - 2009 годы изменилась на 851,97 млн. руб. в сторону увеличения. За 2009 - 2010 годы сумма увеличилась на 876,12 млн. руб. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет количество людей, получающих пенсию, а также растет сумма самой пенсии.

     Рост  расходов отражает последствия проведения реформ в области пенсионного  обеспечения в России, однако разница  суммы доходов и расходов довольно значительная, в 2010 году она составила 1,66, что говорит о дефиците источника покрытия расходов.

     Численность пенсионеров с каждым годом растет. В 2008 году этот показатель составил 60454 человек, а к концу 2010 года он уже составил 64985 человек, что на 4475 человек больше. Число работающих пенсионеров также увеличивается, в 2010 году этот показатель составил 25638 человек.

     С ростом численности пенсионеров  растет также сумма назначенных  им пенсий. Так, общая сумма назначенных  пенсий по всем категориям пенсионеров  выросла на 60,18 млн. руб. за 2008 – 2009 гг. За период 2009 - 2010 гг. общая сумма пенсий увеличилась на 115,75 млн. руб. Сравнивая этот показатель с прошлым периодом, следует отметить, что рост произошел почти в два раза. Это говорит о положительном влиянии реформы пенсионной системы. Однако реформа далека от совершенства и требует поправок. 
 

 

3. ВАРИАНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ

СИСТЕМЫ РФ

3.1 Пенсионные реформы:  зарубежный опыт

     Все страны, имеющие институты социальной защиты и социального страхования, вынуждены рано или поздно реформировать  свои пенсионные системы. Это обусловлено  как увеличением средней продолжительности жизни и более быстрым ростом численности пожилых граждан по сравнению с трудоспособным населением, так и непрерывным повышением социальных стандартов и качества жизни.

     До  начала периода пенсионных реформ государственное  пенсионное обеспечение повсеместно было основано на распределительном механизме. В 1970 - 1980-е годы, когда наметились вышеуказанные демографические тенденции, под пенсионной реформой понимали полный отказ от распределительной системы и переход к новым моделям, базирующимся на различных накопительных схемах и их сочетаниях. Считалось, что накопительные механизмы адекватны рыночной экономике и способны решить обостряющие пенсионные проблемы благодаря более высокой эффективности. Постепенно в большинстве стран подходы к пенсионной реформе становились менее радикальными. К настоящему времени сформировалось три направления реформирования государственных пенсионных систем:

     - сохранение классической распределительной  системы, использование «параметрического подхода» с коррекцией ее отдельных параметров:

     1) сокращение расходов пенсионной  системы за счет повышения  пенсионного возраста и отмены  пенсионных льгот;

     2) увеличение доходов на основе  повышения ставок пенсионных  взносов, расширения базы их  взимания (например, включения премиальных выплат и отпускных пособий, отмены «потолка» заработной платы, использования новых источников);

     3) оптимизация доходов и расходов  путем замены или модификации  расчетных формул (переход к условно-накопительным  моделям, увеличение трудового стажа для получения права на полную пенсию);

     4) улучшение собираемости пенсионных  взносов (более активное применение  административных рычагов, использование  системы льгот для повышение  прямой заинтересованности в  платежах).

     «Параметрический подход» означает, что в условиях старения населения и изменения соотношения работающих и пенсионеров в пользу последних предпочтение отдается изменению параметров распределительной системы, что дает больший эффект при меньших рисках;

     - сохранение основ распределительной системы с введением накопительного элемента. В разных комбинациях одновременно совершенствуется распределительная система и постепенно добавляется накопительная часть в виде поступлений установлений доли пенсионных взносов на накопительные счета государственных или частных пенсионных фондов. Используются также схемы отчислений в накопительную часть лишь при определенном уровне заработной платы;

     - переход на полностью накопительную пенсионную систему с передачей прав распоряжения пенсионными средствами частным пенсионным фондам. Радикальность реформы усиливается тем, что вновь вступающим на рынок труда предлагается только накопительная система [22, c. 47].

     В США, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Австрии, Норвегии, Японии, где сохранение социальной стабильности – одна из приоритетных политических задач, выбрали путь «параметрических» реформ. Такой же выбор сделали Чехия и Словения. В этих странах уровень гражданского самосознания настолько высокий, что любые даже косметические изменения в пенсионной системе вызывают сильное недовольство населения. Особенно это касается увеличения тарифов пенсионных взносов или пенсионного возраста. Вот почему государства вынуждены действовать здесь очень аккуратно.

     Например, планируется длительный переход к увеличению пенсионного возраста или устанавливается не возраст выхода на пенсию, а максимальный возраст, ранее которого невозможно принудить к выходу на нее; право на получение полной пенсии привязано не только к пенсионному возрасту, но и к величине трудового стажа. В ходе пенсионных реформ «потолок» заработной платы, с которой начисляются взносы в пенсионную систему, отменили в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии.

     Второе  направление реформ выбрали Швеция, Великобритания, Финляндия, Польша, Венгрия, Болгария, Литва, Эстония, Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай. В этих странах государственная пенсионная система базируется на распределительной модели, накопительная часть играет вспомогательную роль «второй опоры» [23, c. 27].

     В Швеции в рамках распределительного механизма была полностью изменена формула расчета пенсии путем перехода к условно-накопительным счетам. На специальные накопительные счета направляется не более 2% пенсионных взносов с их последующей капитализацией и передачей гражданам при выходе на пенсию. Такой переход к частично накопительной системе имел целью реально сократить коэффициент замещения, поскольку его величина на уровне 65 – 67 % при достаточно уравнительной пенсионной системе стала дестимулировать экономическую активность. Такая же модель с некоторыми модификациями была принята в Польше. Выбор рядом стран Латинской Америки промежуточного варианта реформ стал реакцией на неоднозначный чилийский опыт полного перехода на накопительную пенсионную систему.

     По  третьему пути пенсионных реформ рискнули пойти всего пять стран: Чили, Боливия, Мексика, Сальвадор и Казахстан. Накопительная модель в этих странах носит абсолютный характер и подразумевает отсутствие права выбора для всех граждан, вновь вступающих на рынок труда.

     В Чили раньше существовала относительно отлаженная распределительная система. Кардинальный переход на накопительную модель в 1981 г. здесь был обусловлен, помимо прочего, благоприятной экономической конъюнктурой и жесткой административной формой управления государством.

     Сегодня можно констатировать, что накопительная  пенсионная система распространяется только на работников с постоянным доходом. Граждане, имеющие случайные  или временно-постоянные заработки, из системы автоматически исключаются. Они могут рассчитывать только на небольшое государственное пособие размером не более 35 – 40 % минимальной заработной платы. Нередко пенсии нынешних пенсионеров, оставшихся в распределительной системе, превышают пенсии перешедших в накопительную. Как показывает анализ накопленного за семь лет реформы пенсионного капитала в России, пенсии у тех, кто останется в полностью распределительной системе, также будут выше, чем у граждан, имеющих накопительный элемент. Кроме того, частное управление средствами пенсионных фондов очень затратное: на покрытие соответствующих издержек уходит до 25 % величины ежегодных взносов, что намного превышает проценты, начисляемые на них. В распределительных системах норма административных расходов составляет 1 - 1,5 % суммы собираемых взносов [24, c. 35].

Информация о работе Пенсионная система