Пенсионная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области, а также выявить проблемы и предложить пути совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
 на основе анализа доходов и расходов ОПФР в Архангельской области рассмотреть предпринятые шаги реформирования пенсионной системы РФ;
 на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.
Выпускная квалификационная работа написана на основе изучения нормативно-правовых актов, связанных с построением и реформированием пенсионной системы РФ, материалов учебников и учебно–методических изданий, информации периодических изданий и электронных ресурсов, а также отчетных данных ОПФР в Архангельской области.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…….……....6
1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России………………….6
1.2 Проблемы пенсионного обеспечения…………………………………….18
1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование…………………28
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ НА ПРИМЕРЕ ОПФР В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ……………………….……………………………………………….37
2.1 Характеристика деятельности ОПФР в Архангельской области………………………………………………………………….………..37
2.2 Анализ деятельности ОПФР в Архангельской области……………………………………………………………………………40
2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда………………...50
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………….59
3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт……………………………….59
3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем……………………………………………………….…………………….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………88

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 856.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время реализована лишь незначительная часть концептуальных задач пенсионной реформы,  важнейшие положения, предусмотренные принятыми программными документами, решаются непоследовательно, а ряд из них (реформирование института льготных пенсий и создание профессиональных пенсионных систем) нормативно еще не закреплены.

     Материальное  положение российских пенсионеров  не соответствует представлениям о достойной старости. Средний коэффициент замещения по России в течение последних лет снижается, поскольку темпы роста пенсий отстают от темпов роста заработной платы.

     Финансовое  состояние Пенсионного фонда  России (ПФР) характеризуется все возрастающим дефицитом, покрываемым пока за счет государственного бюджета. В долгосрочном плане это угрожает стабильности пенсионной системы и экономической безопасности страны. При этом подрываются страховые принципы пенсионной системы, не достигается должная взаимосвязь между величиной зарплаты и величиной пенсии.

     Медленно  формируется инвестиционный потенциал  накопительной системы. Лишь около 4 % граждан, имеющих право на выбор модели инвестирования своих пенсионных накоплений, выбрали частные финансовые институты (НПФ и частные управляющие компании). Большинство граждан остаются «клиентами» государственной управляющей компании, вкладывающей средства только в государственные ценные бумаги, отличающиеся низкой доходностью, которые не используются для инвестирования в реальную экономику.

     В процессе налоговой реформы из накопительной  части трудовой пенсии оказались  исключены проявлявшие к ней  наибольшую заинтересованность граждане средних возрастов (1953 - 1966 г.р.), что негативно сказалось на отношении населения к пенсионной реформе, уменьшило интерес и доверие граждан к государственной пенсионной политике.

     Население плохо информировано о целях  и принципах пенсионной реформы, своих правах и возможностях в  новой пенсионной системе – как  в отношении накопительной части трудовой пенсии, так и в отношении добровольного пенсионного обеспечения. Ситуация в этой сфере меняется к лучшему, но очень медленно. Указанное обстоятельство вызывает широкую полемику в средствах массовой информации, серьезную обеспокоенность населения и общественных организаций.

     При анализе численности и структуры  получателей пенсий в последнее  время можно отметить следующие основные тенденции:

     – численность пенсионеров в России весьма значительна (в 2010 г. –  26,8 % в постоянном населении страны) и немного снижается, в том числе из-за высокой смертности; преобладают пенсионеры по старости, доля которых выросла с 75,0% в 2000 году до 80,7% в 2010 году; растет число и доля работающих пенсионеров (в 2000 г. – 15,9 %, в 2010 г. – 21%);

     – номинальный размер назначенной  месячной пенсии в 2005 - 2010 годах увеличился в 3,4 раза. В реальном исчислении, то есть с поправкой на индекс потребительских цен, рост пенсии составил 2,2 раза;

     – темпы роста покупательной способности  среднего размера пенсии в 2005 - 2010 годах существенно отстают от темпов роста покупательной способности доходов занятого населения. Это означает, что пенсионеры по сравнению с работающим населением с каждым годом живут все хуже.

     Согласно  актуарному расчету ПФР, при сохранении нынешнего положения в пенсионной системе к 2015 году недостаток средств распределительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования возрастет в 6 раз по сравнению с бюджетом 2010 года; сохранится тенденция дальнейшего снижения жизненного уровня пенсионеров, получающих трудовую пенсию, которая выразится, в частности, в снижении коэффициента замещения трудовой пенсии до уровня 20,1 % от средней зарплаты, то есть практически в 1,4 раза; суммарный эффективный тариф снизится до 15 % от фонда заработной платы против 19 % в 2010 году.

     Опыт  промышленно развитых стран свидетельствует  о том, что на пенсионное обеспечение они расходуют 10 - 20 % ВВП. Например,  сегодня расходы на государственные пенсии составляют: в Германии – 16,8 %; Франции – 17 %; Австрии – 18 %; Италии – 20 %.

     Проведенный анализ нормативных правовых документов, определивших направления пенсионной реформы, и действующего законодательства, принятого в целях их реализации, позволяет сделать вывод о  том, что большинство из поставленных целей реформы до настоящего времени не выполнено. А именно:

  • обеспечение достойного уровня жизни (благосостояния) пенсионеров;
  • обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования;
  • усиление страхового принципа;
  • всеобщий охват работающего населения системой пенсионного страхования; 
  • снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;
  • формирование внутри пенсионной системы накопительного элемента;
  • формирование профессиональных пенсионных систем;
  • легализация  трудовых доходов и стимулирование сокращения неформального сектора на рынке труда;
  • создание конкуренции и допуск на пенсионный рынок частного сектора;
  • обеспечения контроля за целевым использованием средств ПФР.

1.3 Необходимость перехода  на пенсионное  страхование

     Пенсионное  страхование, как необходимость  материального обеспечения граждан  в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности  жизни населения и снижение рождаемости  только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех, кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.

     В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной  и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.

     Обязательное  пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который  выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.

     Трудовая  пенсия включает: начисленные суммы трудовой пенсии и накопительную часть, причем, источники финансирования этих частей различны. Базовая составляющая финансируется федеральным бюджетом, а страховая и накопительная формируются из средств Пенсионного фонда России (конкретно – из страховых взносов, перечисляемых работодателем).

     Некоторые категории граждан обладают правом получения государственной пенсии (федеральные госслужащие; военные; нетрудоспособные лица; ветераны Великой  Отечественной войны; лица, пострадавшие от техногенных либо радиационных катастроф). Пенсионное страхование вышеуказанных лиц осуществляется из средств федерального бюджета [9, c. 65].

     На  сегодняшний день законодательством  предусмотрена возможность одновременно с трудовой пенсией получать и  дополнительную. Такие услуги предоставляют гражданам негосударственные пенсионные фонды.

     Добровольное  пенсионное страхование по сути, - один из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки, компании выплачивает ему дополнительную пенсию.

     На  сегодняшний день разработано множество программ дополнительного пенсионного страхования, и право клиента – выбрать ту, что ему больше по душе. Взносы в пенсионный фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи – ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). А сам договор может быть заключен на срок до 99 лет. Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию Федерального Закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», получили толчок к развитию как пенсионное страхование на предприятиях и в крупных корпорациях, так и пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста [10, c. 58].

     Основная  цель пенсионного страхования - гарантировать  пожилым и престарелым гражданам  достойный уровень жизни. Действительно, если пронаблюдать в динамике средний  размер пенсии россиян, то можно отметить, что соотношение средней пенсии к месячному доходу медленно, но все же подрастает, и уже готово приблизиться к 50 %.

     Дополнительное  пенсионное страхование призвано выправить  эту ситуацию. Дополнительная пенсия намного эффективнее банковского вклада, где деньги кладутся под небольшой процент. С помощью страховой компании или негосударственного пенсионного фонда можно гарантировать себе достойную старость. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что дополнительное пенсионное страхование успешно решает эту задачу. Каждый из нас имеет возможность обеспечить себя пожизненной дополнительной пенсией, - причем, размер ее можно определить с учетом собственных возможностей [11, c. 50].

     Дополнительное  пенсионное страхование позволяет  гражданину и не дожидаться наступления критического возраста. В зависимости от конкретной программы, начало выплат может наступить задолго до перехода в официальный статус пенсионера. Иногда дополнительное пенсионное страхование позволяет сразу получить всю накопленную сумму.

     Но  существуют ситуации, когда человек не может воспользоваться преимуществами обязательного пенсионного страхования – например, получающие зарплату в конвертах, неофициально самозанятые (специалисты, ведущие частную практику), представители малого бизнеса, сдающие пустые балансы, - в общем, все те, чьи доходы не документированы. В этом случае, о своей пенсии нужно позаботиться самому.

     Для таких личностей, а также для  тех, кому обязательного пенсионного  страхования мало, в России существует система добровольного пенсионного страхования.

     Добровольное  пенсионное страхование (ДПС) называют также негосударственным. Из этого  следует, что добровольное пенсионное страхование осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ).

     Суть  ДПС заключается в том, что работник заключает договор с НПФ и выплачивает взносы. После достижения оговоренного договором добровольного пенсионного страхования срока, НПФ начинает производить выплаты застрахованному лицу.

     По  своей сути ДПС очень похоже на накопительное страхование жизни и здоровья. Так что даже затруднителен ответ на вопрос, к какой части инвестиционного портфеля его отнести: к пенсионной или к страховой.

     Для использования этого инструмента  в своей инвестиционной стратегии  необходимо выбрать негосударственный пенсионный фонд и заключить с ним договор о добровольном пенсионном страховании. В договоре должны быть указаны размер страховых взносов и страховых выплат, условия наступления страхового случая, условия досрочного расторжения договора.

     Стоит отметить, что заключить договор можно не только в свою пользу, но и в пользу любого третьего лица, – то есть пенсию будет получать застрахованный, например, родственник.

     Прежде  чем начать обсуждать плюсы и  минусы ДПС, необходимо уяснить, какие  есть альтернативы этому инструменту, чтобы было с чем сравнивать, потому что по сравнению с ничегонеделанием ДПС является эффективным финансовым инструментом, как впрочем и любой другой.

     Вместо  заключения договора о добровольном пенсионном страховании с НПФ  можно воспользоваться программами накопительного страхования жизни, предлагаемыми различными страховыми компаниями, а также инвестировать средства самостоятельно, минуя посредников.

     Теперь, когда есть три альтернативы (ДПС, накопительное страхование, самостоятельное  инвестирование), можно сравнить их по нескольким показателям:

  • доходность, которая зависит больше не от вида инструмента, а от качества управления средствами. Чемпионом по доходности может оказаться любой из трех инструментов. К выбору конкретного фонда или страховой компании нужно отнестись со всей серьезностью, так как на больших промежутках времени небольшие отклонения в доходности существенно влияют на конечный результат;
  • сложность. Очевидно, что наиболее сложным вариантом является самостоятельное инвестирование. Даже если воспользоваться пассивным управлением – наши индексные фонды далеко не всегда оправдывают свое название и умудряются проигрывать по несколько процентов доходности рынку. Для договоров ДПС и накопительного страхования необходимо тщательно изучить сам договор, особенно в части порядка страховых выплат и условий наступления страхового случая. Для ДПС и накопительного страхования знаний требуется меньше, чем для самостоятельного инвестирования, а между собой эти два инструмента примерно равны по сложности;
  • доступность. Здесь ДПС вне конкуренции. Изучив несколько пенсионных программ, можно убедиться, что существует множество пенсионных продуктов со взносами от 200 - 500 рублей в месяц. Первоначальный же взнос не превышает 30 000 рублей (зачастую гораздо меньше – в пределах 5 000 – 10 000 рублей). Стоимость накопительного страхования жизни варьируется в зависимости от состояния вашего физического здоровья. В целом стоит отметить, что накопительное страхование жизни – довольно дорогой продукт. Наконец, стоимость самостоятельного инвестирования зависит от выбранных инструментов – если пользоваться ПИФами или банковскими депозитами, то вполне можно уложиться в 1 - 2 тысячи рублей в месяц. При инвестировании в акции суммы вырастают на порядок;
  • надежность. Самостоятельное инвестирование не гарантирует в вообще ничего – можно потерять все деньги уже через несколько месяцев. Человек сам несет полную ответственность за свои даже самые неразумные действия. Остаться без пенсии при таком подходе – легче, чем многим кажется. С накопительным страхованием жизни дело обстоит несколько проще – вероятность получить свои деньги назад да еще с процентами довольно велика. Есть подводные камни, связанные с такими понятиями как «выкупная сумма», «страховой случай». Негосударственные пенсионные фонды среди всех альтернатив представляются самым надежным вложением средств, так как деятельность НПФ достаточно жестко регулируется в интересах будущих пенсионеров. В настоящий момент потерять деньги, вложенные в НПФ, очень сложно [12, c. 57].

Информация о работе Пенсионная система