Земельные споры и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:26, реферат

Краткое описание

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является место обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).

Оглавление

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Виды прав на замлю…………………………………………
Глава 2. Защита прав на землю……………………………………….
2.1. Виды судов разрешающие земельные споры………………….
Глава 3. Порядок рассмотрения земельных споров………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

ЗЕМ ПРАВО КУРСАЧ.docx

— 63.01 Кб (Скачать)

Земельные споры между  предприятиями и организациями  рассматриваются комиссиями, образуемыми  на паритетных началах из представителей заинтересованных субъектов РФ. В  случае если комиссия не пришла к согласованному решению, споры разрешаются комиссией, утвержденной Правительством РФ, решение  которой может бытьобжаловано в  Верховный Суд РФ.

Однако правовой институт земельных споров значительно изменился  в связи с либерализацией земельных  правоотношений, особеннокогда земля  стала объектом гражданского оборота, что вызвало и изменение самого порядка разрешения земельных споров.

Разрешение земельных  споров — это один из способов защиты прави законных интересов всех пользователей  земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Виды судов  разрешающие земельные споры.

Земельные споры могут  разрешаться: мировым судом, судом общей юрисдикции, арбитражным судом, третейским судом.

1) Мировой суд.

Мировой суд - низшее звено  системы судов общей юрисдикции (ниже, чем районные (городские) суды). Судопроизводство в мировом суде осуществляется мировым судьей.  Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, создаваемых из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек 

Мировой судья рассматривает  в первой инстанции:

1) уголовные дела о  преступлениях, за совершение  которых максимальное наказание  не превышает трех лет лишения  свободы, подсудные ему в соответствии  с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации; 

2) дела о выдаче судебного  приказа; 

3) дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях; 

4) дела о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества независимо от цены  иска; 

5) иные возникающие из  семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании  отцовства (материнства), об установлении  отцовства, о лишении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 

6) дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей  пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; 

7) дела, возникающие из  трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе  и дел о разрешении коллективных  трудовых споров; 

8) дела об определении  порядка пользования имуществом; 

9) дела об административных  правонарушениях, отнесенные к  компетенции мирового судьи Кодексом  Российской Федерации об административных  правонарушениях и законами субъектов  Российской Федерации. 

Кроме дел, перечисленных  в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

Мировой судья рассматривает  дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к  его компетенции настоящим Федеральным  законом.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальными управлениями (отделами) в субъектах РФ. Остальные мероприятия по организационному обеспечению осуществляются специальными уполномоченными органами соответствующего субъекта РФ.

2) Суд общей юрисдикции

Судам общей юрисдикции относятся: верховный суд РФ, верховный суд республик, краёв (областей), суд города федерального значения, районный суд, а также военный суд.

Подведомственность дел  сода общей юрисдикции:

1) Исковые дела с участием  граждан, организаций, органов  государственной власти и муниципальной власти о защите нарушенных или оспоримых делах свобод и законности интересов по спорам возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) Дела возникающих в  частности по заявлению граждан  об оспаривании нормативно правового  акта, также об оспаривании решений  и действий или бездействий  органов государственной власти  или органов местного самоуправления, или должностных лиц государственных  или муниципальных служащих;

3) Дела особого производства  в  частности об установлении  фактов или юридического значения  дел о движимой вещи и признания  права лиц собственности на  бесхозную недвижимую вещь;

4) Об оспаривании решений  третейских судов и о выдачи исполнительных листов на принудительное использование решений третейских судов;

3) Арбитражный суд.

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

- Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации действует  в составе:

- Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

- Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации;

- судебной коллегии по  рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

- судебной коллегии по  рассмотрению споров, возникающих  из административных правоотношений.

Главным в деятельности Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего  экономические отношения. Эта важнейшая  задача решается путем обобщения  судебной практики и разъяснений  Пленумом или Президиумом Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума  могут принимать участие представители  других ветвей судебной власти, законодательной  и исполнительной властей, научных  учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной  инициативой, об обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации с запросами  о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и  договоров, утверждает регламент арбитражных  судов.

Судебные коллегии Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию  законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в  соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации закон  возлагает организационное обеспечение  деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей  и работников аппаратов арбитражных  судов, финансирование арбитражных  судов.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует  Совет председателей арбитражных  судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным  с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов  и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном  Суде Российской Федерации действует  Научно-консультативный совет. В  его составе образованы секции: процессуального  законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Печатным органом Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

4) Третейский суд.

Третейский суд — это институт саморегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

Третейские суды бывают двух видов:

третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного  спора, образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского  суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

Положительные и отрицательные  стороны разрешения споров третейских судов:

1) К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, оперативность, меньшая материальная затратность по сравнению с разрешением споров в государственном суде, а также немедленное вступление решения в силу.

2) К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

- конфиденциальность (отсутствие гласности судебного разбирательства);

- возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:

- ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;

- пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;

- перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;

- обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;

- обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.

К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой — либо ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Порядок рассмотрения земельных споров.

До земельной реформы  в России земельные споры разрешалисьглавным образом в административном порядке. Судебные инстанциивсячески ограничивали свою подведомственность по разрешению земельных споров, перекладывая эти  заботы на органы государственного управления, которые часто бывали виновниками  в возникновенииземельных конфликтов. Во многом такой позиции судов содействовала долгое время господствовавшая в теории земельного права концепция об особом неимущественном характере земельных отношений иземли в системе материальных ценностей, на основании которой проводилось разделение споров на чисто земельные и на споры о прочейнедвижимости, и, следовательно, невозможности применения судебного порядка разрешения земельных споров. В сегодняшних условияхданная позиция противоречит ст. 2 ГК РФ, согласно которой земельные отношения в имущественной части регулируются нормами гражданского и земельного законодательства. По действующему в настоящее время законодательству любой спор о правах граждан и юридических лиц может быть рассмотрен согласно подведомственности всуде или в арбитражном суде. Согласно ст. 118 Конституции РФ земельные споры могут рассматриваться только в порядке судопроизводства, т.е. регламентированной законом процедуры рассмотрения.

Если судом допущены существенные нарушения процессуального закона, то вынесенное по земельному спору  решение подлежит отмене,а дело — пересмотру (ст. 387 ГПК РФ; ч. 4 ст. 270 АПК РФ).

Рассмотрение земельных  споров осуществляется на принципе состязательности и равноправия сторон (п. 3 ст. 123 Конституции  РФ),обеспечению которого служат следующие основные принципы судебного разбирательства:

- недействительность отказа  в праве на обращение за  судебнойзащитой нарушенных земельных  прав (ст. 3 ГПК РФ). Поэтому, например, формулировка о том, что стороны  отказываются от обращенияв суд  и решают все вопросы во  внесудебном порядке, является  юридически недействительной, не  препятствующей любой из сторон  договора обращаться за защитой  в суд;

- равные процессуальные  права сторон на представление  в суде доказательств и исследование  их, заявление ходатайств, дачу устныхи  письменных объяснений, возражений другой стороне и т.п. (ст. 34ГПК РФ, ст. 40, 44 АПК РФ);

Информация о работе Земельные споры и порядок их разрешения