Земельные споры и порядок их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:26, реферат

Краткое описание

Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является место обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве является базисом для размещения производительных сил. В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.).

Оглавление

Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Виды прав на замлю…………………………………………
Глава 2. Защита прав на землю……………………………………….
2.1. Виды судов разрешающие земельные споры………………….
Глава 3. Порядок рассмотрения земельных споров………………
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

ЗЕМ ПРАВО КУРСАЧ.docx

— 63.01 Кб (Скачать)

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) осуществляется в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ.

Публичный сервитут в интересах  государства, местного самоуправления или населения без изъятия  земельных участков устанавливается  нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления:

1) для прохода или проезда  через земельный участок;

2) использования земельного  участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других  линий и сетей, а также объектов  транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном  участке межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных  работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через  земельный участок и других  целей.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к  невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка  или землепользователь вправе требовать  изъятия у него, в том числе  путем выкупа, данного земельного участка с возмещением органом  государственной власти или органом  местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или  предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В безвозмездное срочное пользование земельные участки могут предоставляться:

1) государственным и муниципальным  учреждениям, федеральным казенным  предприятиям, а также органам  государственной власти и местного  самоуправления на срок не  более одного года;

2) гражданам и юридическим  лицам на основании договора  из земель, находящихся в собственности  иных граждан или юридических  лиц;

3) работникам организаций  отдельных отраслей экономики,  в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных  природных заповедников и национальных  парков, в виде служебных наделов.  Служебные наделы предоставляются  работникам таких организаций  на время установления трудовых  отношений на основании заявлений  работников по решению организаций  из числа принадлежащих им  земельных участков.

Земельным кодексом РФ в  статьях 44-56 предусмотрены основания  и порядок прекращения и ограничения прав пользования земельными участками.

Право собственности на земельный  участок прекращается при отказе собственника от своих прав или в  силу принудительного изъятия у  собственника его земельного участка  в порядке, установленном гражданским  законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также  право аренды земельного участка  прекращаются принудительно:

1) при нецелевом использовании  земельного участка;

2) использовании земельного участка способами, приводящими к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки;

3) неустранении умышленных земельных правонарушений, таких, как отравление, загрязнение, порча плодородного слоя почвы, систематическое невыполнение мероприятий по охране земель, систематическая неуплата земельного налога и др;

4) неиспользовании участка  в течение трех лет, если  иное не установлено законом;

5) изъятии участка для государственных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными Земельным кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Защита прав на землю.

Защита прав – предоставленная  законом возможность уполномоченного  лица применять меры для устранения или предотвращения нарушения его  прав.

Правовой институт «земельные споры» является традиционным всистеме земельного права РФ, однако в последнее  время он значительно видоизменился  и приобрел особое значение. Это  обусловлено как общим изменением и либерализацией земельно-правовых отношений — земля стала объектом гражданского оборота, так и значительным изменением самого порядка разрешения земельных споров(ст. 64 ЗК РФ).

Следует сказать о том, что порядок разрешения споров неоднократно изменялся на протяжении нескольких десятилетий, причем общая тенденция  состоит в переходе от административного  порядка рассмотрения земельных споров к судебному порядку. Окончательно правило, по которому земельные споры разрешаются в судебномпорядке, закрепила Конституция РФ 1993 г., в ст. 46 которой говорится о том, что «каждому гарантируется судебная защита его прави свобод».

Эти положения, безусловно, вызывают одобрение, ибо ранее местные  органы исполнительной власти были по сути единственными вершителями судеб землепользователей и иных работников, хозяйствовавших на земле.

ЗК РФ устанавливает, что  ненормативный акт исполнительного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления,а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, несоответствующий закону или иным правовым актам и нарушающийправа и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в сфере использования и охраны земель, может быть признансудом недействительным.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания акта исполнительного органа государственной власти, который  не соответствует закону и нарушает права на землю и охраняемые законом  интересы гражданина или юридического лица, подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти,издавшим акт.

Именно эти органы издавали правовые акты, контролировали ихисполнение и фактически единолично рассматривали  и разрешаливозникавшие коллизии, являлись судьями в собственном деле.К чему приводит подобная практика, говорить не приходится. Притаком порядке не учитывается особый, уникальный объект, которыйявляется собственно предметом земельного спора, а именно: земля какнезаменяемое природное образование. И только лишь суд зачастуюспособен рассмотреть со всех сторон возникшую коллизию, учесть всеособенности и вынести справедливое решение.

Административный же порядок  порождает бесправность, субъективизм и тенденциозность при рассмотрении подобных ситуаций. Поэтому необходимо активное участие суда, тем более  в настоящее время,когда всем известна та криминогенная ситуация, которая сложилась нарынке земли. Необходимо учитывать и всевозрастающее самоуправство местных властей.

Разрешение земельных  споров — это один из способов защиты прав и законных интересов собственников  земли, землепользователей иарендаторов. Государство, участвуя в разрешении споров в лице местных администраций  и судебных органов, тем самым  осуществляетохранительную функцию  при государственном регулировании  земельных правоотношений.

Действующее земельное законодательство гарантирует защиту земельных прав всем пользователям земельными участками. Так, принеобоснованном вмешательстве соответствующих органов государства в деятельность пользователей земельными участками их нарушенные права подлежат восстановлению в порядке разрешения земельных споров.

Защита земельных прав осуществляется способами, установленными новым ЗК РФ, гражданским законодательством  и другими федеральными законами, путем признания земельных прав, установления запрета на вмешательство  в деятельность субъектов земельных  прав состороны государства и  третьих лиц, за исключением случаев  нарушения земельного законодательства; установления в законе исчерпывающего перечня случаев прекращения  или ограничения земельныхправ  государством; установления в законе гарантий защиты земельных прав в случае нарушения или ограничения государством (см. гл. 5ЗК РФ ст. 25—39, ст. 59, 60).

Всоответствий со ст. 304 и 305 ГК РФ все пользователи земельными участками могут требовать устранения нарушений их прав, хотябы эти нарушения  и не были соединены с лишением владения.

В ст. 35 Конституции РФ сказано, что право частной собственности  подлежит особой защите и никто не может быть лишен своегоимущества иначе как по решению суда. Статья 36 Конституции РФустанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иныхлиц (с учетом ст. 34, 45—48 и др.).

Статья 131 ГК РФ устанавливает, что все сделки по переходу прав на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации, а  в случае отказа в ней такие  действия могут быть обжалованы в  суде.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственники вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного  владения. Действующее земельное законодательство защищает имущественные права граждан — пользователей земельными участками при изъятии у них земель для государственных и муниципальных нужд.

Признание земельных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом путем  вынесения судебного решения,восстанавливающего земельные права. Судебное решение являетсяюридическим основанием, при наличии которого соответствующиекомитеты по земельным ресурсам и землеустройству в пределах своей компетенции обязаны выдать документы, подтверждающие земельные права, а также план.

Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях признаниясудом нормативного акта, не соответствующего законодательству инарушающего земельные  права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица; самовольного занятия земельногоучастка; в иных случаях, предусмотренных  федеральными законами ииными правовыми  актами субъектов РФ.

Действия, нарушающие земельные  права граждан и юридических  лиц или создающие угрозу их нарушения, должны быть пресеченыпутем признания  недействительными актов государственных  и иныхорганов, не соответствующих  законодательству, в судебном порядке;приостановления исполнения актов государственных и иных органов,не соответствующих законодательству, в административном порядке;приостановления промышленного, гражданского и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ.

Наряду с указанными способами  защита земельных прав осуществляется путем разрешения возникших в  результате этой защиты земельных споров в судах, арбитражных или третейских судах.

Споры граждан и юридических  лиц, связанные с земельными отношениями, в том числе по предоставлению и изъятию земельныхучастков, разрешаются  в административном порядке, судебными  органами и третейскими судами.

Досудебное административное рассмотрение земельного спора необязательно, за исключением спора о сельскохозяйственных землях. Длярассмотрения споров о выделении земельных участков для сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, личныхподсобных хозяйств и граждан, споров о границах участков и арендныхплатежах на уровне районов и субъектов РФ могут создаваться сельскохозяйственные палаты в составе представителей органов управления сельским хозяйством, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, действующих на условиях третейских судов.

Имущественные споры, связанные  с земельными отношениями, рассматриваются  в судебных органах и третейских судах.Земельные споры и иные дела, возникающие из земельных отношений, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствиис их подведомственностью, установленной гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, а также иными федеральными законами.

Земельное законодательство устанавливает также порядок  разрешения земельных споров в административном порядке. Так, земельныеспоры, хотя и  подведомственные суду или арбитражному суду, если онипереданы на разрешение административных органов одной  из сторондо принятия дела к производству судом или арбитражным судом, рассматриваются в административном порядке. Принятое административныморганом  решение может быть обжаловано в  суде, арбитражном суде.

Однако органы местной  администрации не обладают достаточной  объективностью при разрешении земельных  споров, так как они саминепосредственно  участвуют в создании и формировании земельныхотношений, а споры о  земле часто затрагивают решения  самих администраций и, таким  образом, предъявляемые к ним  самим претензии, т.е.эти органы выступают судьями по собственным делам. Но это не означает, что органы местной администрации должны быть полностью отстранены от разрешения земельных споров, так как они обладают высокой компетенцией в области регулирования земельных отношений.

К сожалению, в ЗК РФ нет  четкого разграничения подведомственности между местной администрацией, судом  и арбитражным судом.При административном порядке разрешения земельных спороворганы государственного регулирования земельных отношений одновременно играли главную роль при отводе, изъятии земель, землеустройстве, земельном контроле и в то же время решали судьбу каждогоземельного конфликта. Эти органы, как правило, не заботясь о защитеправ пользователей земли, добивались лишь на словах соблюденияприоритета государственных и общественных интересов. На самом жеделе существовавший порядок разрешения земельных споров не способствовал выявлению подлинных причин конфликта, а содействовалсокрытию бесхозяйственности и не обеспечивал необходимый уровеньзаконности в земельных отношениях.

Информация о работе Земельные споры и порядок их разрешения