Правовой режим водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и значение водных объектов 5
2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования 7
3. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 11
4. Правовой режим озера Байкал 18
5. Правовой режим реки Волга……………………………………………………………….21
6. Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений 29
Заключение 30
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Земельное право_водный фонд2007.docx

— 2.42 Мб (Скачать)

     На раскатах буйство зелени - лотос, тростник, кувшинки, а среди них стаи золотистой красноперки, полосатых окуней, бронзовых сазанов, в засадах притаились пятнистые щуки. Все это можно увидеть если есть маска и ласты. Вода теплая, 22-24°С, отстоялась после паводка и видимость уже метра полтора-два.

     Ближе к августу почти исчезают комары, поджидавшие любителей купания прямо на выходе из воды и донимавшие рыболовов. Хотя по-прежнему очень жарко, легкий ветерок с каждым днем облегчает дыхание, а к концу месяца начинает спадать жара.

     В августе оживляется клев хищника, активизируется крупный жерех, чаще попадается по бровкам ям судак, крупный сом. На блесну на раскатах ловится золотистая красноперка. Частенько на мелкую блесну садится сазан, и одолеть силача весом килограммов под десять, с тонкой окуневой снастью не только приятно, но и почетно. По-прежнему берут крупный лещ и сазан на донку - на червя, ракушку и на жмых. Азартная, увлекательная рыбалка!

       Исток Волги расположен в Осташковском районе Тверской области. Крупнейшая европейская река Волга начинается у юго-западной околицы деревни Волговерховье. На окраине болотца имеются несколько родников, объединённых между собой в небольшой водоём, один из которых считается истоком реки Волги.

     Вокруг родника построена часовня, к которой ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает обыкновенным ручейком шириной 50-100 см и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет красно-чёрный оттенок, в засушливое лето ручей в пределах деревни Волговерховье часто пересыхает. Приблизительно в 250—300 метрах после истока видны остатки первой плотины на Волге, изготовленной из камня, которая была построена в период существования Ольгинского женского монастыря.

     После первых 3,2 км течения Волга впадает в проточное озеро Малые Верхиты, потом в озеро Большие Верхиты. А уже затем впадает в крупное озеро Стерж, которое является частью системы Верхневолжского водохранилища.

     Учитывая уникальность истока Волги, как памятника природы, в районе истока создан заказник, куда вошли заповедные леса общей площадью более 4100 га. Исток Волги является объектом рекреационного использования.

6.Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений

Земли водных и водохозяйственных  объектов имеют особый правовой режим  вне зависимости от того, предусматривает  ли зарубежное законодательство категорию  земель водного фонда. Стремление зарубежного  права к балансу публичных  и частных интересов, который  обеспечивает взвешенное ограничение  хозяйственной деятельности в береговых  зонах.

В странах СНГ существует государственная  собственность на земли водного  фонда и ограничительные режимы водоохранных зон и полос. Во всех странах СНГ есть категория земель водного фонда, которая составляет базис для водного хозяйства. В Молдавии водоохранным зонам и  полосам был даже посвящен отдельный  закон.

Аналоги режима земель водного фонда  существуют и в государствах с  англо-американской и континентально-европейской  правовой системой. В странах Европы и Северной Америки существует государственная  собственность и ограничительный  режим использования морских  и озёрных побережий, земель "диких  и красивых рек", земель водного  фронта, ландшафтов "общего достояния", включающих в себя водные объекты11.

В ряде федеративных государств (например в США) собственниками рек, озер и  ряда других внутренних водных объектов признаются соответствующие штаты; в  отношении небольших водных объектов допускается муниципальная, а также частная собственность. Если штат выходит к мору, то ему  принадлежит трехмильная (в некоторых  случаях 9-мильная) полоса, прилегающая  к его берегам.

 

Заключение   

Водный  фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Определение земель водного фонда разъясняет ст. 102 Земельного кодекса РФ – к землям водного фонда относятся земли:  
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;  
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.  
Эти земли выделены в самостоятельную категорию земель, так как они имеют специальное предназначение служить обеспечению рационального использования и охраны водных ресурсов. Использование и охрана водных объектов тесно связана с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда. Существенный вред водным объектам наносит хозяйственная и иная деятельность человека непосредственно на их берегах и прилегающих территориях, которая приводит к ухудшению качества воды в водных объектах за счет неконтролируемого поступления загрязняющих веществ в составе поверхностного и подземного стока. С другой стороны, осуществление водопользования невозможно без размещения в водоохранных зонах хозяйственных объектов: речных вокзалов, шлюзов т.д.  
Именно поэтому одним из важнейших традиционных направлений правовой охраны поверхностных вод, в том числе от загрязнения, является ограничение определенных видов деятельности человека на прибрежных территориях путем установления специальных зон и полос с особым правовым режимом. Требования, составляющие правовой режим земель водного фонда, должны обеспечивать рациональное использование таких земель для нужд водопользования, а также ограничивать и запрещать осуществление отдельных видов деятельности, в результате которой может быть причинен вред водному объекту.  
Создание охранных и защитных зон в «целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий т загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» предусматривается  п.1 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды».  
Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих потребности населения в питьевой воде, бытовые, а также оздоровительные и другие потребности населения. Кроме того, земли водного фонда могут использоваться для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.  
Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны. По существу, водоохранные зоны должны служить естественными барьерами, преграждающими поступление загрязняющих веществ в водные объекты в составе поверхностного и подземного стока.  
Порядок создания и правовой режим водоохранных зон в настоящее время определяется Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. №74 – ФЗ, ст. 65 которого устанавливает, что водоохранными зонами являются территории, примыкающие к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов. В такой зоне устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных непосредственно вдоль береговой линии устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.  
Эффективность выполнения водоохранными органами защитных функций зависит от двух составляющих их правового статуса: обусловленности размеров и границ этих зон и условий их правового режима. Особенно сложным с научной точки зрения и болезненным с точки зрения экономики является вопрос об установлении границ водоохранных зон. На протяжении истории развития водоохранного законодательства нашего государства подход к решению этого вопроса претерпел значительные изменения.  
Действующее водное законодательство принципиально изменило концепцию установления водоохранных зон и значительно ослабило требования к их правовому режиму.  
Во-первых, общий объем правового регулирования отношений по установлению водохранных зон был существенно сокращен, поскольку новый Водный кодекс РФ в ст. 65 содержит практически исчерпывающий перечень нормативных положений в данной области и не предусматривает никакого дополнительного правового регулирования, за исключением установления водоохраной зоны озера Байкал.  
Во-вторых, в Водном кодексе РФ 2006 г. закреплен формальный подход к созданию водоохранных зон, который был применен предыдущим законодательством для установления минимальных размеров этих зон с возможностью их дальнейшей корректировки в соответствии с разработанными проектами, учитывающими все необходимые факторы и условия.  
Водный кодекс Российской Федерации 2006 г.частично воспроизводит нормы «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» 1996 г. в части определения этим Положением минимальных размеров водоохранных зон водных объектов, а единственно возможную, учтывая только длину водотоков, а в отношении озер и водохранилищ – их рыбохозяйственную ценность.  
Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Обычно ширина водоохраной зоны реки составляет от 50 до 500 метров в зависимости от ее протяженности. Ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости от вида угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склона прилегающей территории.  
Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ, и обозначаются на местности водоохранными знаками установленного образца. Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.  
В отношении установления прибрежных защитных полос водоохранных зон действующее водное законодательство также пошло по пути упрощения и уменьшения их размеров. Если раньше на ширину прибрежных защитных полос, помимо крутизны склонов, влияли виды прилегающих к водному объекту угодий, и ширина полосы могла достигать 100 метров, то сейчас ширина полос устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 метров.  
Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.  
Исключение составляют озера и водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежных защитных полос которых устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. Соответственно, их водоохранные зоны совпадают с прибрежными защитными полосами и не могут быть больше.  
Для водных объектов в пределах черты поселения при наличии набережных и ливневой канализации ширина прибрежной защитной полосы совпадает с парапетом набережной, а ширина водоохраной зоны устанавливается от парапета набережной или (при отсутствии набережной) от береговой линии шириной в соответствии с п. 2–14 ст. 65 Водного кодекса РФ.  
Для создания эффективной защиты водных объектов от загрязнения и других видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности посредством водоохранных зон важное значение имеет установление необходимого и достаточного перечня ограничений деятельности на их территории.  
В пределах водоохранных зон запрещаются: 1) проведение авиационно-химических работ, применение химических средств, использование навозных стоков для удобрения почв; 2) размещение складов вредных веществ: ядохимикатов, мест складирования и захоронения хозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод и т.п.; 3) размещение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохранных зон менее 100 метров и крутизна склонов прилегающих территорий более 3 градусов; 4) размещение стоянок транспортных средств, в том числ на территории дачных и садово-огородных участков, заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов; 5) проведение рубок главного пользования; 6) строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений, проведение работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ без согласования с уполномоченными органами государственной власти.  
Собственники расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участков должны соблюдать правила их пользования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.  
В пределах прибрежных защитных полос устанавливаются дополнительные ограничения. Запрещаются: 1) распашка земель; 2) применение удобрений; 3) складирование отвалов, размываемых грунтов; 4) выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; 5) установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; 6) движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.  
Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.  
Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, земельные участки в водоохранных зонах водных объектов могут предоставляться гражданам и юридическим лицам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.  
При этом обладатели прав на земельные участки, находящиеся в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, обязаны соблюдать режим использования таких земель, не причинять вреда водным объектам.  
В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. При установлении на водных объектах зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения минимальные размеры водоохраных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.  
В России существует государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, который регламентируется в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ и в ряде подзаконных актов. Цель контроля за использованием и охраной вод – обеспечить правомерное поведение участников водных отношений, в том числе реализацию прав и строгое исполнение обязанностей водопользователей. Достижение данной цели невозможно без выполнения основных задач государственного контроля, в том числе и – обеспечения правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Т.е. государственный контроль обеспечивает соблюдение особого правового режима. Но, несмотря на это, правовое регулирование водоохранных зон в Российской Федерации с точки зрения охраны водных объектов от негативного антропогенного воздействия в настоящее время нельзя признать удовлетворительным и необходимо его дальнейшее совершенствование.

Подведя  итоги, можно смело  сказать, что поставленная  мною  цель  и  задачи работы выполнены. Тему, над которой я работал, можно считать раскрытой.

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. №  4.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
  4. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4148.
  5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) Об охране окружающей среды (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 123.
  6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2005.-№ 5.
  7. Земля и право. Сборник нормативных актов. Под ред. В.Х. Улюкаева.- М.: Былина, 2004. – 496 с.
  8. Голиченков А.К., Волков Г.А., Козырь О.М. Земельный кодекс Российской Федерации / Под ред. проф. А.К.Голиченков. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 448 с.
  9. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.-288 с.
  10. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: 2008.
  11. Крассов О.И. Земельное право: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.-624.
  12. Краснова И.О. Земельное право. Элементарный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. – 270 с.
  13. Краснова И.О. Правовой режим земель водного фонда //Аграрное и земельное право. 2005. № 8.
  14. Романова О.А. Правовое регулирование водоохранных зон // Аграрное и земельное право. 2008. № 6 (42).
  15. Сиваков Д.О.. Правовой режим земель водного фонда: Автореф.  дисс. … к.ю.н. – М., 2004. - 23 с.
  16. Стенограмма парламентских слушаний Государственной Думы на тему: «Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения» от 21 марта 2002 г

 

 

 

 

1  Стенограмма парламентских слушаний Государственной Думы на тему: «Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения» от 21 марта 2002 г. С. 4-5.

2  Ст. 102 ЗК РФ

3  Ерофеев 629

4   Земельное право России: учебное пособие / Л.Б. Шейнин. М., 2007. С. 105.

5  Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для вузов. М.; - 2006. С. 385.

6  О.А.Романова Правовое регулирование водоохранных зон // Аграрное и земельное право. 2008. № 6 (42). С. 85.

7  О.А.Романова. Правовое регулирование водоохранных зон. // Аграрное и земельное право. 2008 №6(42). С. .87.

8  Водный кодекс РФ ст.65.

9  п. 15 ст. 65 ВК РФ

10  И.О.Краснова Земельное право. Элементарный курс. М. 2007. С. 203.

11  Сиваков Д.О.. Правовой режим земель водного фонда: Автореф.  дисс. … к.ю.н. – М., 2004. С. 20.



Информация о работе Правовой режим водного фонда