На раскатах буйство зелени - лотос, тростник,
кувшинки, а среди них стаи золотистой
красноперки, полосатых окуней, бронзовых
сазанов, в засадах притаились пятнистые
щуки. Все это можно увидеть если есть
маска и ласты. Вода теплая, 22-24°С, отстоялась
после паводка и видимость уже метра полтора-два.
Ближе к августу почти исчезают комары,
поджидавшие любителей купания прямо
на выходе из воды и донимавшие рыболовов.
Хотя по-прежнему очень жарко, легкий ветерок
с каждым днем облегчает дыхание, а к концу
месяца начинает спадать жара.
В августе оживляется клев хищника, активизируется
крупный жерех, чаще попадается по бровкам
ям судак, крупный сом. На блесну на раскатах
ловится золотистая красноперка. Частенько
на мелкую блесну садится сазан, и одолеть
силача весом килограммов под десять,
с тонкой окуневой снастью не только приятно,
но и почетно. По-прежнему берут крупный
лещ и сазан на донку - на червя, ракушку
и на жмых. Азартная, увлекательная рыбалка!
Исток Волги расположен в Осташковском
районе Тверской области. Крупнейшая европейская
река Волга начинается у юго-западной
околицы деревни Волговерховье. На окраине
болотца имеются несколько родников, объединённых
между собой в небольшой водоём, один из
которых считается истоком реки Волги.
Вокруг родника построена часовня, к которой
ведёт мостик. Из водоёма Волга вытекает
обыкновенным ручейком шириной 50-100 см
и глубиной до 30 см. Вода в ручейке имеет
красно-чёрный оттенок, в засушливое лето
ручей в пределах деревни Волговерховье
часто пересыхает. Приблизительно в 250—300
метрах после истока видны остатки первой
плотины на Волге, изготовленной из камня,
которая была построена в период существования
Ольгинского женского монастыря.
После первых 3,2 км течения Волга впадает
в проточное озеро Малые Верхиты, потом
в озеро Большие Верхиты. А уже затем впадает
в крупное озеро Стерж, которое является
частью системы Верхневолжского водохранилища.
Учитывая уникальность истока Волги, как
памятника природы, в районе истока создан
заказник, куда вошли заповедные леса
общей площадью более 4100 га. Исток Волги
является объектом рекреационного использования.
6.Зарубежный опыт правового
регулирования земельных и водных отношений
Земли водных и водохозяйственных
объектов имеют особый правовой режим
вне зависимости от того, предусматривает
ли зарубежное законодательство категорию
земель водного фонда. Стремление зарубежного
права к балансу публичных
и частных интересов, который
обеспечивает взвешенное ограничение
хозяйственной деятельности в береговых
зонах.
В странах СНГ существует государственная
собственность на земли водного
фонда и ограничительные режимы
водоохранных зон и полос. Во всех
странах СНГ есть категория земель
водного фонда, которая составляет
базис для водного хозяйства.
В Молдавии водоохранным зонам и
полосам был даже посвящен отдельный
закон.
Аналоги режима земель водного фонда
существуют и в государствах с
англо-американской и континентально-европейской
правовой системой. В странах Европы
и Северной Америки существует государственная
собственность и ограничительный
режим использования морских
и озёрных побережий, земель "диких
и красивых рек", земель водного
фронта, ландшафтов "общего достояния",
включающих в себя водные объекты11.
В ряде федеративных государств (например
в США) собственниками рек, озер и
ряда других внутренних водных объектов
признаются соответствующие штаты;
в отношении небольших водных
объектов допускается муниципальная,
а также частная собственность.
Если штат выходит к мору, то ему
принадлежит трехмильная (в некоторых
случаях 9-мильная) полоса, прилегающая
к его берегам.
Заключение
Водный
фонд – это совокупность водных объектов
в пределах территории Российской Федерации.
Определение земель водного фонда разъясняет
ст. 102 Земельного кодекса РФ – к землям
водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными
в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями,
расположенными на водных объектах.
Эти земли выделены в самостоятельную
категорию земель, так как они имеют специальное
предназначение служить обеспечению рационального
использования и охраны водных ресурсов.
Использование и охрана водных объектов
тесно связана с землепользованием, осуществляемым
на землях водного фонда. Существенный
вред водным объектам наносит хозяйственная
и иная деятельность человека непосредственно
на их берегах и прилегающих территориях,
которая приводит к ухудшению качества
воды в водных объектах за счет неконтролируемого
поступления загрязняющих веществ в составе
поверхностного и подземного стока. С
другой стороны, осуществление водопользования
невозможно без размещения в водоохранных
зонах хозяйственных объектов: речных
вокзалов, шлюзов т.д.
Именно поэтому одним из важнейших традиционных
направлений правовой охраны поверхностных
вод, в том числе от загрязнения, является
ограничение определенных видов деятельности
человека на прибрежных территориях путем
установления специальных зон и полос
с особым правовым режимом. Требования,
составляющие правовой режим земель водного
фонда, должны обеспечивать рациональное
использование таких земель для нужд водопользования,
а также ограничивать и запрещать осуществление
отдельных видов деятельности, в результате
которой может быть причинен вред водному
объекту.
Создание охранных и защитных зон в «целях
обеспечения устойчивого функционирования
естественных экологических систем, защиты
природных комплексов, природных ландшафтов
и особо охраняемых природных территорий
т загрязнения и другого негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности» предусматривается
п.1 ст. 52 Федерального закона «Об охране
окружающей среды».
Земли водного фонда могут использоваться
для строительства и эксплуатации сооружений,
обеспечивающих потребности населения
в питьевой воде, бытовые, а также оздоровительные
и другие потребности населения. Кроме
того, земли водного фонда могут использоваться
для водохозяйственных, сельскохозяйственных,
природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных,
энергетических, транспортных и иных государственных
или муниципальных нужд при соблюдении
установленных требований.
Для поддержания водных объектов в состоянии,
соответствующем экологическим требованиям,
устанавливаются водоохранные зоны. По
существу, водоохранные зоны должны служить
естественными барьерами, преграждающими
поступление загрязняющих веществ в водные
объекты в составе поверхностного и подземного
стока.
Порядок создания и правовой режим водоохранных
зон в настоящее время определяется Водным
кодексом Российской Федерации от 3 июня
2006 г. №74 – ФЗ, ст. 65 которого устанавливает,
что водоохранными зонами являются территории,
примыкающие к акваториям рек, озер, водохранилищ
и других поверхностных водных объектов.
В такой зоне устанавливается специальный
режим хозяйственной и иных видов деятельности
с целью предотвращения загрязнения, засорения,
заиления и истощения водных объектов,
а также сохранения среды обитания объектов
животного и растительного мира. В пределах
водоохранных непосредственно вдоль береговой
линии устанавливаются прибрежные защитные
полосы, в которых вводятся дополнительные
ограничения природопользования.
Эффективность выполнения водоохранными
органами защитных функций зависит от
двух составляющих их правового статуса:
обусловленности размеров и границ этих
зон и условий их правового режима. Особенно
сложным с научной точки зрения и болезненным
с точки зрения экономики является вопрос
об установлении границ водоохранных
зон. На протяжении истории развития водоохранного
законодательства нашего государства
подход к решению этого вопроса претерпел
значительные изменения.
Действующее водное законодательство
принципиально изменило концепцию установления
водоохранных зон и значительно ослабило
требования к их правовому режиму.
Во-первых, общий объем правового регулирования
отношений по установлению водохранных
зон был существенно сокращен, поскольку
новый Водный кодекс РФ в ст. 65 содержит
практически исчерпывающий перечень нормативных
положений в данной области и не предусматривает
никакого дополнительного правового регулирования,
за исключением установления водоохраной
зоны озера Байкал.
Во-вторых, в Водном кодексе РФ 2006 г. закреплен
формальный подход к созданию водоохранных
зон, который был применен предыдущим
законодательством для установления минимальных
размеров этих зон с возможностью их дальнейшей
корректировки в соответствии с разработанными
проектами, учитывающими все необходимые
факторы и условия.
Водный кодекс Российской Федерации 2006 г.частично
воспроизводит нормы «Положения о водоохранных
зонах водных объектов и их прибрежных
защитных полосах» 1996 г. в части определения
этим Положением минимальных размеров
водоохранных зон водных объектов, а единственно
возможную, учтывая только длину водотоков,
а в отношении озер и водохранилищ – их
рыбохозяйственную ценность.
Размеры и границы водоохранных зон и
прибрежных защитных полос, а также режим
их использования устанавливаются, исходя
из физико-географических, почвенных,
гидрологических и других условий, с учетом
прогноза изменения береговой линии водных
объектов и утверждаются органами исполнительной
власти субъектов РФ. Обычно ширина водоохраной
зоны реки составляет от 50 до 500 метров
в зависимости от ее протяженности. Ширина
прибрежных защитных полос для рек, озер,
водохранилищ и других водных объектов
устанавливается в зависимости от вида
угодий, прилегающих к водному объекту,
и крутизны склона прилегающей территории.
Границы водоохранных зон и прибрежных
защитных полос уточняются в проектах
водоохранных зон, утверждаемых органами
исполнительной власти субъектов РФ, и
обозначаются на местности водоохранными
знаками установленного образца. Об установлении
границ водоохранных зон, прибрежных защитных
полос и режима ведения хозяйственной
и иной деятельности в их пределах информируется
население.
В отношении установления прибрежных
защитных полос водоохранных зон действующее
водное законодательство также пошло
по пути упрощения и уменьшения их размеров.
Если раньше на ширину прибрежных защитных
полос, помимо крутизны склонов, влияли
виды прилегающих к водному объекту угодий,
и ширина полосы могла достигать 100 метров,
то сейчас ширина полос устанавливается
в зависимости от уклона берега водного
объекта и составляет от 30 до 50 метров.
Для расположенных в границах болот проточных
и сточных озер и соответствующих водотоков
ширина прибрежной защитной полосы устанавливается
в размере 50 метров.
Исключение составляют озера и водохранилища,
имеющие особо ценное рыбохозяйственное
значение (места нереста, нагула, зимовки
рыб и других водных биологических ресурсов),
ширина прибрежных защитных полос которых
устанавливается в размере 200 метров независимо
от уклона прилегающих земель. Соответственно,
их водоохранные зоны совпадают с прибрежными
защитными полосами и не могут быть больше.
Для водных объектов в пределах черты
поселения при наличии набережных и ливневой
канализации ширина прибрежной защитной
полосы совпадает с парапетом набережной,
а ширина водоохраной зоны устанавливается
от парапета набережной или (при отсутствии
набережной) от береговой линии шириной
в соответствии с п. 2–14 ст. 65 Водного кодекса
РФ.
Для создания эффективной защиты водных
объектов от загрязнения и других видов
негативного воздействия хозяйственной
и иной деятельности посредством водоохранных
зон важное значение имеет установление
необходимого и достаточного перечня
ограничений деятельности на их территории.
В пределах водоохранных зон запрещаются:
1) проведение авиационно-химических работ,
применение химических средств, использование
навозных стоков для удобрения почв; 2)
размещение складов вредных веществ: ядохимикатов,
мест складирования и захоронения хозяйственных
отходов, кладбищ и скотомогильников,
накопителей сточных вод и т.п.; 3) размещение
дачных и садово-огородных участков, если
ширина водоохранных зон менее 100 метров
и крутизна склонов прилегающих территорий
более 3 градусов; 4) размещение стоянок
транспортных средств, в том числ на территории
дачных и садово-огородных участков, заправка
топливом, мойка и ремонт автомобилей
и других машин и механизмов; 5) проведение
рубок главного пользования; 6) строительство
и реконструкция зданий, строений, сооружений,
проведение работ по добыче полезных ископаемых,
землеройных и других работ без согласования
с уполномоченными органами государственной
власти.
Собственники расположенных в пределах
водоохранных зон приусадебных, дачных,
садово-огородных участков должны соблюдать
правила их пользования, исключающие загрязнения,
засорение и истощение водных объектов.
В пределах прибрежных защитных полос
устанавливаются дополнительные ограничения.
Запрещаются: 1) распашка земель; 2) применение
удобрений; 3) складирование отвалов, размываемых
грунтов; 4) выпас и организация летних
лагерей скота (кроме использования традиционных
мест водопоя), устройство купочных ванн;
5) установка сезонных стационарных палаточных
городков, размещение дачных и садово-огородных
участков и выделение участков под индивидуальное
строительство; 6) движение автомобилей
и тракторов, кроме автомобилей специального
значения.
Участки земель в пределах прибрежных
защитных полос предоставляются для размещения
объектов водоснабжения, рекреации, рыбного
и охотничьего хозяйства, водозаборных,
портовых и гидротехнических сооружений
при наличии лицензии на водопользование,
в которых устанавливаются требования
по соблюдению водоохранного режима.
Установление водоохранных зон не влечет
за собой изъятия земельных участков у
землепользователей или запрета на совершение
сделок с земельными участками, за исключением
случаев, предусмотренных законом. Кроме
того, земельные участки в водоохранных
зонах водных объектов могут предоставляться
гражданам и юридическим лицам по согласованию
с федеральным органом исполнительной
власти в области управления использованием
и охраной водного фонда.
При этом обладатели прав на земельные
участки, находящиеся в водоохранных зонах
и прибрежных защитных полосах, обязаны
соблюдать режим использования таких
земель, не причинять вреда водным объектам.
В целях охраны водных объектов, используемых
для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, а также содержащих природные
лечебные ресурсы, устанавливаются зоны
и округа санитарной охраны. При установлении
на водных объектах зон санитарной охраны
источников централизованного хозяйственно-питьевого
водоснабжения минимальные размеры водоохраных
зон и режим хозяйственной деятельности
в них определяются санитарными правилами
и нормами.
В России существует государственный
контроль за использованием и охраной
водных объектов, который регламентируется
в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ
и в ряде подзаконных актов. Цель контроля
за использованием и охраной вод – обеспечить
правомерное поведение участников водных
отношений, в том числе реализацию прав
и строгое исполнение обязанностей водопользователей.
Достижение данной цели невозможно без
выполнения основных задач государственного
контроля, в том числе и – обеспечения
правового режима использования земельных
участков и иных объектов недвижимости,
расположенных в границах водоохранных
зон и зон специальной охраны источников
питьевого водоснабжения. Т.е. государственный
контроль обеспечивает соблюдение особого
правового режима. Но, несмотря на это,
правовое регулирование водоохранных
зон в Российской Федерации с точки зрения
охраны водных объектов от негативного
антропогенного воздействия в настоящее
время нельзя признать удовлетворительным
и необходимо его дальнейшее совершенствование.
Подведя итоги, можно смело
сказать, что поставленная мною
цель и задачи работы выполнены.
Тему, над которой я работал, можно считать
раскрытой.
Список использованной
литературы
- Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. №
4.
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
- Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ.
2001. № 44. Ст.
4148.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) Об охране окружающей среды (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 123.
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2005.-№ 5.
- Земля и право. Сборник нормативных актов. Под ред. В.Х. Улюкаева.- М.: Былина, 2004. – 496 с.
- Голиченков А.К., Волков Г.А., Козырь О.М. Земельный кодекс Российской Федерации / Под ред. проф. А.К.Голиченков. – М.: Издательство БЕК, 2002. – 448 с.
- Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 2006.-288 с.
- Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: 2008.
- Крассов О.И. Земельное право: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.-624.
- Краснова И.О. Земельное право. Элементарный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. – 270 с.
- Краснова И.О. Правовой режим земель водного фонда //Аграрное и земельное право. 2005. № 8.
- Романова О.А. Правовое регулирование водоохранных зон // Аграрное и земельное право. 2008. № 6 (42).
- Сиваков Д.О.. Правовой режим земель водного фонда: Автореф. дисс. … к.ю.н. – М., 2004. - 23 с.
- Стенограмма парламентских слушаний Государственной Думы на тему: «Восстановление и охрана водных объектов. Актуальные вопросы управления и правового обеспечения» от 21 марта 2002 г
1
Стенограмма парламентских слушаний Государственной
Думы на тему: «Восстановление и охрана
водных объектов. Актуальные вопросы управления
и правового обеспечения» от 21 марта 2002
г. С. 4-5.
2
Ст. 102 ЗК РФ
3
Ерофеев 629
4
Земельное право России: учебное пособие
/ Л.Б. Шейнин. М., 2007. С. 105.
5
Сырых Е.В. Земельное право: Учебник для
вузов. М.; - 2006. С. 385.
6
О.А.Романова Правовое регулирование водоохранных
зон // Аграрное и земельное право. 2008. №
6 (42). С. 85.
7
О.А.Романова. Правовое регулирование
водоохранных зон. // Аграрное и земельное
право. 2008 №6(42). С. .87.
8
Водный кодекс РФ ст.65.
9
п. 15 ст. 65 ВК РФ
10
И.О.Краснова Земельное право. Элементарный
курс. М. 2007. С. 203.
11 Сиваков Д.О..
Правовой режим земель водного фонда:
Автореф. дисс. … к.ю.н. – М., 2004. С. 20.