Правовой режим водного фонда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит во всестороннем изучении правового режима земель водного фонда.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и значение водных объектов 5
2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования 7
3. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы 11
4. Правовой режим озера Байкал 18
5. Правовой режим реки Волга……………………………………………………………….21
6. Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений 29
Заключение 30
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

Земельное право_водный фонд2007.docx

— 2.42 Мб (Скачать)

Не допускается  отчуждение пруда, обводного карьера  без отчуждения земельных участков, в  пределах которых они расположены.

Данные  земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводного карьера.

Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области земельных  и  водных отношений определяются земельным и водным законодательством, а при необходимости – заключенными в соответствии с ними договорами.

3. Водоохранные зоны  и прибрежные защитные полосы

 

Земли водного  фонда выделены в самостоятельную  категорию земель, так как они  имеют специальное предназначение служить обеспечению рационального  использования и охраны водных ресурсов. Использование и охрана водных объектов тесно связана с землепользованием, осуществляемым на землях водного фонда. Существенный вред водным объектам наносит  хозяйственная и иная деятельность человека непосредственно на их берегах  и прилегающих территориях, которая  приводит к ухудшению качества воды в водных объектах за счет неконтролируемого  поступления загрязняющих веществ  в составе поверхностного и подземного стока. С другой стороны, осуществление  водопользования невозможно без  размещения в водоохранных зонах  хозяйственных объектов: речных вокзалов, шлюзов т.д.

Именно  поэтому одним из важнейших традиционных направлений правовой охраны поверхностных  вод, в том числе от загрязнения, является ограничение определенных видов деятельности человека на прибрежных территориях путем установления специальных зон и полос с  особым правовым режимом. Требования, составляющие правовой режим земель водного фонда, должны обеспечивать рациональное использование таких  земель для нужд водопользования, а  также ограничивать и запрещать  осуществление отдельных видов  деятельности, в результате которой  может быть причинен вред водному  объекту.

Создание  охранных и защитных зон в «целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных  ландшафтов и особо охраняемых природных  территорий т загрязнения и другого  негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности» предусматривается п. 1 52 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Земли водного  фонда могут использоваться для  строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих потребности населения  в питьевой воде, бытовые, а также  оздоровительные и другие потребности  населения. Кроме того, земли водного  фонда могут использоваться для  водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных  нужд при соблюдении установленных  требований.

Для поддержания  водных объектов в состоянии, соответствующем  экологическим требованиям, устанавливаются  водоохранные зоны. По существу, водоохранные зоны должны служить естественными  барьерами, преграждающими поступление  загрязняющих веществ в водные объекты  в составе поверхностного и подземного стока.

Порядок создания и правовой режим водоохранных зон в настоящее время определяется Водным кодексом Российской Федерации  от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ, ст. 65 которого устанавливает, что водоохранными зонами являются территории, примыкающие к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов.5 В такой зоне устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира. В пределах водоохранных непосредственно вдоль береговой линии устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых вводятся дополнительные ограничения природопользования.

Эффективность выполнения водоохранными органами защитных функций зависит от двух составляющих их правового статуса: обусловленности размеров и границ этих зон и условий их правового  режима.6 Особенно сложным с научной точки зрения и болезненным с точки зрения экономики является вопрос об установлении границ водоохранных зон. На протяжении истории развития водоохранного законодательства нашего государства подход к решению этого вопроса претерпел значительные изменения.

Действующее водное законодательство принципиально  изменило концепцию установления водоохранных зон и значительно ослабило требования к их правовому режиму.

Во-первых, общий объем правового регулирования  отношений по установлению водохранных  зон был существенно сокращен, поскольку новый Водный кодекс РФ в ст. 65 содержит практически исчерпывающий перечень нормативных положений в данной области и не предусматривает никакого дополнительного правового регулирования, за исключением установления водоохраной зоны озера Байкал.

Во-вторых, в Водном кодексе РФ 2006 г. закреплен формальный подход к созданию водоохранных зон, который был применен предыдущим законодательством для установления минимальных размеров этих зон с возможностью их дальнейшей корректировки в соответствии с разработанными проектами, учитывающими все необходимые факторы и условия7.

Водный  кодекс Российской Федерации 2006 г.частично воспроизводит нормы «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах» 1996 г. в части определения этим Положением минимальных размеров водоохранных зон водных объектов, а единственно возможную, учтывая только длину водотоков, а в отношении озер и водохранилищ – их рыбохозяйственную ценность.

Размеры и границы водоохранных зон и  прибрежных защитных полос, а также  режим их использования устанавливаются, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий, с учетом прогноза изменения береговой  линии водных объектов и утверждаются органами исполнительной власти субъектов  РФ. Обычно ширина водоохраной зоны реки составляет от 50 до 500 метров в  зависимости от ее протяженности. Ширина прибрежных защитных полос для рек, озер, водохранилищ и других водных объектов устанавливается в зависимости  от вида угодий, прилегающих к водному  объекту, и крутизны склона прилегающей  территории.

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос уточняются в проектах водоохранных зон, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ, и обозначаются на местности водоохранными знаками  установленного образца. Об установлении границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режима ведения хозяйственной  и иной деятельности в их пределах информируется население.

В отношении  установления прибрежных защитных полос  водоохранных зон действующее водное законодательство также пошло по пути упрощения и уменьшения их размеров. Если раньше на ширину прибрежных защитных полос, помимо крутизны склонов, влияли виды прилегающих к водному объекту  угодий, и ширина полосы могла достигать 100 метров, то сейчас ширина полос устанавливается  в зависимости от уклона берега водного  объекта и составляет от 30 до 50 метров.8

Для расположенных  в границах болот проточных и  сточных озер и соответствующих  водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.

Исключение  составляют озера и водохранилища, имеющие особо ценное рыбохозяйственное  значение (места нереста, нагула, зимовки  рыб и других водных биологических ресурсов), ширина прибрежных защитных полос которых устанавливается в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. Соответственно, их водоохранные зоны совпадают с прибрежными защитными полосами и не могут быть больше.

Для водных объектов в пределах черты поселения  при наличии набережных и ливневой канализации ширина прибрежной защитной полосы совпадает с парапетом  набережной, а ширина водоохраной  зоны устанавливается от парапета набережной или (при отсутствии набережной) от береговой линии шириной в  соответствии с п. 2–14 ст. 65 Водного кодекса РФ.

Для создания эффективной защиты водных объектов от загрязнения и других видов  негативного воздействия хозяйственной  и иной деятельности посредством  водоохранных зон важное значение имеет  установление необходимого и достаточного перечня ограничений деятельности на их территории.

В пределах водоохранных зон запрещаются9:

  1. использование сточных вод для удобрения почв;
  2. размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
  3. осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  4. движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Собственники  расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных  участков должны соблюдать правила их пользования, исключающие загрязнения, засорение и истощение водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос устанавливаются  дополнительные ограничения. Запрещаются:

  1. распашка земель;
  2. размещение отвалов размываемых грунтов;
  3. выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного  и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Установление  водоохранных зон не влечет за собой  изъятия земельных участков у  землепользователей или запрета  на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме  того, земельные участки в водоохранных зонах водных объектов могут предоставляться  гражданам и юридическим лицам  по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти в области  управления использованием и охраной  водного фонда.

При этом обладатели прав на земельные участки, находящиеся в водоохранных зонах  и прибрежных защитных полосах, обязаны  соблюдать режим использования  таких земель, не причинять вреда  водным объектам.

В целях  охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы, устанавливаются  зоны и округа санитарной охраны. При  установлении на водных объектах зон  санитарной охраны источников централизованного  хозяйственно-питьевого водоснабжения  минимальные размеры водоохраных зон и режим хозяйственной деятельности в них определяются санитарными правилами и нормами.

В России существует государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, который регламентируется в Водном кодексе РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ и в ряде подзаконных актов. Цель контроля за использованием и охраной вод – обеспечить правомерное поведение участников водных отношений, в том числе реализацию прав и строгое исполнение обязанностей водопользователей. Достижение данной цели невозможно без выполнения основных задач государственного контроля, в том числе и – обеспечения правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Т.е. государственный контроль обеспечивает соблюдение особого правового режима. Но, несмотря на это, правовое регулирование водоохранных зон в Российской Федерации с точки зрения охраны водных объектов от негативного антропогенного воздействия в настоящее время нельзя признать удовлетворительным и необходимо его дальнейшее совершенствование.

Полноценная правовая охрана вод и  сопряжённых с ними земель может  осуществляться, путём неукоснительного соблюдения водного и земельного законодательства, в частности правовых режимов водоохранных и санитарных зон, а также путём более активного  использования возможностей бассейновых  соглашений.

Однако вопросы экологического оздоровления водных объектов: восстановление качеств, свойств и функций природного комплекса, ландшафта практически  не урегулированы российским законодательством.

 

4. Правовой режим  озера Байкал

 

Россия  богата водными ресурсами. На ее территории имеется свыше 2 миллионов озер. В  условиях опасности возникновения  дефицита пресной воды в мире водные объекты России приобретают возрастающую значимость как фактор благополучия страны и национальной безопасности.

Особое  место в данном контексте занимает озеро Байкал – уникальный водный объект, содержащий 20% мировых запасов  пресной воды (25 тыс. куб. км). Озеро  ценно и другими своими качествами. Это – самое глубокое озеро  мира (1620 м) и одно из самых больших. Его длина 636 км, а площадь (около 31,5 тыс. кв. км) равна суммарной площади  Бельгии и Нидерландов. В него впадают 336 больших и малых рек, а вытекает одна – Ангара. Исторически  Байкал относится к наиболее древним  водоемам (ему около 25 млн лет), позволяющим  проследить эволюцию жизненных процессов  на Земле.

По свидетельству  ученых, озеро Байкал – формирующееся  море, так как его берега постепенно расходятся. До сегодняшнего дня главным  образом в силу удаленности от мест концентрации населения и хозяйственной  деятельности озеро сохранило естественную чистоту, оставаясь средой обитания уникального, эндемничного вида – разновидности пресноводного тюленя – байкальской нерпы, а также формируя среду обитания ценных наземных животных. Еще в 1917 г. в целях сохранения исчезающего вида баргузинского соболя на примыкающей к Байкалу территории был учрежден Баргузинский заповедник.

Информация о работе Правовой режим водного фонда