Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа логически разбита на пять глав. Первая часть является предисловием ко всей работе, так как в ней рассмотрена правовая эволюция понятия особо охраняемых территорий. Раскрыть тему правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов я хотел методом дедукции, то есть выделения из системы отдельных ее элементов, и рассмотрения их по отдельности. На основе такого метода построены следующие четыре главы. В них рассматриваются правовые режимы заповедников и заказников, национальных и природных парков, памятников природы, дендрологических и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий……………………6
Глава 2. Правовой режим заповедников и заказников…………………...…10
Глава 3. Правовой режим национальных и природных парков.......................14
Глава 4. Правовой режим памятников природы………………………..……. 18
Глава 5. Правовой режим иных особо охраняемых территорий……………..26
Глава6.Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..…..29
Список использованной литературы и нормативных актов……………….…30

Файлы: 1 файл

Курсовая зем право.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Частью правового режима памятников природы является также  и то, что органы государственной  власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства и паспорта осуществляются Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ.

Памятники природы полностью  изымаются из хозяйственного использования.

«Особенности правового  режима земель, занятых памятниками  природы, прежде всего, определяются классификацией этих памятников: небольшие урочища (рощи, озера, участки долин и побережий, достопримечательные горы и т.д.); отдельные объекты (редкие и опорные геологические обнажения, эталонные участки месторождений полезных ископаемых, водопады, пещеры, минеральные источники, живописные скалы, метеоритные карьеры и т.д.)».

Итак, подводя итог этой части курсовой работы, следует отметить важные особенности правового режима самих памятников природы, которые  выражаются в том, что, во-первых, памятники  природы имеют различный правовой статус в зависимости от своей уникальности, научной или эстетической ценности и подразделяются на памятники федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения; во-вторых, каждый памятник удостоверяется особым правовым документом – паспортом, в котором закрепляются правила содержания памятника; в-третьих, каждый памятник обозначается на местности знаками в соответствии с границами, нанесенными на карту пользователей земли; в-четвертых, на территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая их сохранности. Общим в правовом режиме особо охраняемых природных территорий вообще является то, что землепользователи, если таковые могут быть с в силу закона, на участках которых находятся памятники природы принимают на себя обязательства по обеспечению их охраны.

 

 

 

 

 

Глава 5. Правовой режим иных особо охраняемых природных территорий.

 

В этой части курсовой работы я предполагаю рассмотреть  правовые режимы дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Ч. 1 ст. 28 ФЗ «Об особо  охраняемых территориях» определяется дендрологические парки и ботанические сады как природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть как федерального, так и регионального значения и образуются соответственно решениям представительных и исполнительных органов власти РФ или субъектов РФ. Следовательно, финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ соответственно.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут  быть разделены на различные функциональные зоны, например, на:

  1. Экспозиционную, предполагающую посещение, разрешенное в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;
  2. Научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
  3. Административную.

«Задачи, научный профиль, юридический статус, организационное  устройство, особенности режима конкретного  дендрологического парка и ботанического  сада определяются Положениями, утвержденными для них соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об их образовании».

В категорию правовой режим учреждений оздоровительного назначения входят правовой режим лечебно-оздоровительных  местностей и правовой режим курортов. В преамбуле к ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. говорится, что «природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов РФ, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите». Цель придания специального статуса данной категории объектов – особая охрана для сохранения природных свойств земель и лечебных средств курортов и лечебно-оздоровительных местностей для профилактики и лечения населения.

В Законе дается определение  рассматриваемых объектов. Лечебно-оздоровительная  местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.

Курорт - освоенная и  используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная  территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Я полагаю, что в качестве основного и конечного объекта экологического права в этом случае будет выступать именно курорт, так как организация курорта предполагает наличие лечебно-оздоровительной местности, хотя не исключается и самостоятельное существование последней.

На основании вышеупомянутого  Закона курорты могут быть федерального, регионального, местного и районного  значений. В зависимости от значения курорта определяется порядок его  образования. Так, курорты федерального значения образуются по решению Правительства РФ, регионального значения – по решению органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, а местного и районного – в порядке установленном правовыми актами субъекта РФ. По этой же схеме происходит и финансирование курортов, то есть курорты федерального значения получают основные средства из федерального бюджета; регионального, местного, районного значений – из бюджетов субъектов РФ.

Запрещается строительство  на курортах новых и расширение действующих  промышленных предприятий и других объектов, не связанных непосредственно с удовлетворением нужд лиц, прибывающих на курорт для лечения и отдыха и местного населения.

Основными элементами правового  режима курортов являются: санитарная охрана их как природного комплекса и общекурортный режим.

«Общекурортный режим, предусматривающий, в частности, мероприятия  по борьбе с шумом и по регулированию  работы транспорта, внешней радиотрансляционной  сети, зрелищных, торговых и иных предприятий, устанавливается в целях обеспечения условий для лечения и отдыха граждан на курортах».

Для предохранения лечебно-оздоровительных  местностей и курортов от порчи и  преждевременного истощения, в них  устанавливаются округа санитарной охраны.  Они устанавливаются  на всех курортах. В границы округов санитарной охраны входят территории лечебно-оздоровительных местностей, а также территории, необходимые для санитарной охраны лечебных средств курортов. В пределах округов санитарной охраны запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воздух, воду, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозийных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные средства и состояние курортов. В округах санитарной охраны выделяется до трех зон.

«На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий. На территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы культурного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением».

При использовании одного или нескольких связанных между  собой месторождений минеральных  вод, смежных пляжей и других природных  лечебных средств несколькими курортами  для них может устанавливаться единый округ санитарной охраны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики

В целях сохранения уникальных природных комплексов и объектов, расположенных на территории Республики, обеспечения их правовой защиты и  создания предельно возможных благоприятных условий для их существования Парламентом и Правительством  Чеченской Республики  приняты следующие нормативно - правовые акты: Закон Чеченской Республики от 04.12. 2006 г. №40 – РЗ «Об  особо  охраняемых  природных  территориях   Чеченской  Республики»; Постановление Правительства Чеченской Республики от 22 июля 2003 года № 30 «Об утверждении правил охоты, перечня республиканских заказников, государственных охотничьих заказников местного значения, зеленых зон и режима их особой охраны на территории Чеченской Республики»; Постановление Правительства Чеченской Республики от 24.12.2007 г. № 177 «О внесении изменений в Постановление Правительства Чеченской Республики от 22 июля 2003 года № 30 «Об утверждении правил охоты, перечня республиканских заказников, государственных охотничьих заказников местного значения, зеленых зон и режима их особой охраны на территории Чеченской Республики»; Постановление Правительства Чеченской Республики от 14 ноября 2006г. № 125 «О памятниках природы Чеченской Республики».

Данными нормативными актами регулируются отношения в области  охраны и использования особо  охраняемых природных территорий, утверждены перечни и положения о государственных биологических заказниках  и памятниках  природы регионального значения.

На территории Чеченской  Республики находятся 51 особо охраняемых природных территорий из них: 8 государственных  биологических заказников республиканского значения; 43 памятника природы регионального  значения, в том числе: 18 ботанических, 22 гидрологических и 3 палеогеоморфологических.

Особо охраняемые природные  территории и в  первую  очередь  заказники, играют  ключевую роль в  деле сохранения, защиты и воспроизводства  флоры и фауны республики.

Все эти природные  комплексы и объекты имеют  важное природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение.

Заказники призваны восстановить и сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных, среду  их обитания, а также поддерживать целостность естественных сообществ.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Чеченской Республики от 4 июля 2006 года N 10-РЗ "Об охране окружающей среды", Законом Чеченской Республики от 4 декабря 2006 года N 40-РЗ "Об особо охраняемых природных территориях Чеченской Республики" и в целях обеспечения функционирования и соблюдения режима особой охраны на особо охраняемых природных территориях Чеченской Республики:

1. Создать в соответствии с действующим законодательством государственное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Чеченской Республики" (далее - Учреждение), подведомственное комитету Правительства Чеченской Республики по экологии.

2. Закрепить за Учреждением государственные биологические заказники в количестве 8 единиц и памятники природы в количестве 43 единицы согласно приложениям 1 и 2.

3. Установить предельную численность работников Учреждения в количестве 15 (пятнадцать) единиц.

4. Наделить комитет Правительства Чеченской Республики по экологии правами учредителя создаваемого Учреждения.

5. Комитету Правительства Чеченской Республики по экологии в месячный срок:

осуществить все юридические  действия, предусмотренные для учредителя, принявшего решение о создании Учреждения, в соответствии со статьями 48, 51-53 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе разработать и утвердить по согласованию с Министерством имущественных и земельных отношений Чеченской Республики устав создаваемого Учреждения, осуществить его государственную регистрацию, заключить трудовой договор с руководителем Учреждения;

разработать и согласовать  с Министерством финансов Чеченской  Республики условия оплаты труда  и смету доходов и расходов создаваемого Учреждения.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Чеченской Республики Х.Х. Вайханова.

7. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2009 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог курсовой работы можно сказать, что Земельный  Кодекс РСФСР 1991 г. впервые выделил  в самостоятельную категорию  земли, отведенные под особо охраняемые территории. Действующее законодательство под такими территориями понимает земли, изъятые из экономического оборота и выполняющие специальные народнохозяйственные, экологические, историко-культурные функции.

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики