Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа логически разбита на пять глав. Первая часть является предисловием ко всей работе, так как в ней рассмотрена правовая эволюция понятия особо охраняемых территорий. Раскрыть тему правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов я хотел методом дедукции, то есть выделения из системы отдельных ее элементов, и рассмотрения их по отдельности. На основе такого метода построены следующие четыре главы. В них рассматриваются правовые режимы заповедников и заказников, национальных и природных парков, памятников природы, дендрологических и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий……………………6
Глава 2. Правовой режим заповедников и заказников…………………...…10
Глава 3. Правовой режим национальных и природных парков.......................14
Глава 4. Правовой режим памятников природы………………………..……. 18
Глава 5. Правовой режим иных особо охраняемых территорий……………..26
Глава6.Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..…..29
Список использованной литературы и нормативных актов……………….…30

Файлы: 1 файл

Курсовая зем право.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ГРОЗНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени  ак. М.Д.Миллионщикова

 

СТРОИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА «ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР»

 

                                                             «Допустить к защите»

                                                                       «____»____________  2012 г.

                                                                  Зав. каф. «ГЗК», проф.

                                                                       __________ И.Г.Гайрабеков

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине

 «Земельное право»

 

       

Тема: «Правовой режим особо охраняемых территорий»

 

         Работу выполнил студент:    Эрсамиков М.И.

            Шифр: 080235   Группа:     ЗК-08

         Специальность: 120302  «Земельный кадастр»

         Руководитель: ________________ Гагаева Х.Р

         Нормоконтроль: ______________  Гагаева Х.Р     

        Курсовая работа  защищена с оценкой ______________    «_____» _____________2012г.

Члены комиссии: 

                                               Гайрабеков И.Г            _________________

                                               Ялмаева М.А.                 _________________

Мишиева А.Т.               _________________

 

 

 

Грозный  2012г.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО ГРОЗНЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени  ак. М.Д.Миллионщикова

 

 

СТРОИТЕЛЬНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Кафедра «Геодезия  и земельный кадастр»

 

                        

  УТВЕРЖДАЮ  

Зав. кафедрой___________          

                                                                             «_____» _____________2012г.

 

ЗАДАНИЕ

                                              

                                              на курсовую  работу студенту 

 

                                             Эрсамикову М.И.                                                  _

(Ф.И.О.)

 

по дисциплине: «Земельное право» 

 

1.Тема работы: «Правовой режим особо охраняемых территорий»

2. Срок сдачи  студентом законченной работы: 1.12.12

3. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)

Введение

 

 

 

Заключение

Приложения

 

 

    1. Консультанты по работе

 

 

Раздел

Консультант

            Подпись, дата

Задание выдал

Задание принял

Основной 

Гагаева Х.Р.

   
       

 

    1. Дата выдачи задания «   »            2012 г.

 

Руководитель  работы ________________  Гагаева Х.Р

 

Задание принял к исполнению                    Эрсамиков М.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грозный –2012 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………… 3

Глава 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий……………………6

Глава 2. Правовой режим заповедников и заказников…………………...…10

Глава 3. Правовой режим национальных и природных парков.......................14

Глава 4. Правовой режим памятников природы………………………..……. 18

Глава 5. Правовой режим иных особо охраняемых территорий……………..26

Глава6.Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..…..29

Список использованной литературы и нормативных актов……………….…30

Приложения……………………………………………………………….……..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы – «Правовой режим особо охраняемых природных территорий». На мой взгляд, в последнее время этой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания, и  данная тенденция проявляется, прежде всего, в выходящей в последние годы юридической литературе.

Курсовая работа логически  разбита на пять глав. Первая часть является предисловием ко всей работе, так как в ней рассмотрена правовая эволюция понятия особо охраняемых территорий. Раскрыть тему правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов я хотел методом дедукции, то есть выделения из системы отдельных ее элементов, и рассмотрения их по отдельности. На основе такого метода построены следующие четыре главы. В них рассматриваются правовые режимы заповедников и заказников, национальных и природных парков, памятников природы, дендрологических и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Для написания курсовой работы я использовал литературу по курсам «Экологическое право» и «Земельное право». Взаимосвязь этих двух предметов объясняется спецификой выбранной мною темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий.

 

«До недавнего времени  термин «особо охраняемые природные  территории не употреблялся ни в специальной  литературе, ни в законодательстве. Обычно использовалась терминология, включавшая слово «заповедный», что не всегда адекватно отражало сущность статуса и режима подобных территорий, вызывая споры среди специалистов. Поэтому введение в научный оборот и отчасти в законодательство термина «особо охраняемые природные территории» было по существу попыткой объединить под этим наименованием все категории природных комплексов и объектов, взятых под особую охрану государства (далеко не всегда умещавшихся в традиционно понимаемую формулу заповедности)». Б.В. Ерофеев раскрывает понятие правового режима земель особо охраняемых природных территорий как систему, состоящую из объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и особо ценные земли. По мнению автора курсовой работы, наиболее точное и в большей степени юридическое раскрытие термина «особо охраняемые территории» предлагает В.В. Петров, выводя элементы системы «особо охраняемых территорий» непосредственно из Земельного Кодекса РСФСР и Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и подводит итог, говоря, что сейчас «… все земли, связанные с особой охраной территории, получают название – особо охраняемые земли». В разделе VI Земельного Кодекса РСФСР говорится о землях природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. В ст. ст. 89-93 Земельного Кодекса даются общие положения касательно каждого из видов особо охраняемых территорий. Однако наибольшую конкретизацию особо охраняемые территории получили в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.1991 г. и Законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от 15.02.1995 г. В преамбуле последнего акта прямо дается определение особо охраняемых природных территорий. На основании ст. ст. 60 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (далее – Закона) к особо охраняемым территориям относится природно-заповедный фонд РФ, состоящий из государственных природных заповедников, включая биосферные заповедники, заказников, национальных природных парков, памятников природы.

В соответствии со ст. 61 Закона государственные природные заповедники  – это изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию  ни для каких иных целей особо  охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.

В ст. 62 Закона дается дефиниция государственного заказника, под которым понимается природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов. «В отличие от заповедников, где охраняется весь природный комплекс, в заказниках временно или постоянно охраняются отдельные элементы природного комплекса».

Под национальными парками  понимаются изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, научное, эколого-просветительское, рекреационное значение как типичные или редкие ландшафты, среда обитания сообществ диких растений и животных, места отдыха, туризма, экскурсий, просвещения населения (ст. 63 Закона).

Памятниками природы  на основании ст. 64 Закона признаются отдельные уникальные природные  объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и  нуждающиеся в особой охране государства.

Перечень особо охраняемых природных территорий, данный в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» не является исчерпывающим, с появлением в феврале 1995 г. Закона «Об особо охраняемых природных территориях» этот список пополнился природными парками, дендрологическими и ботаническими садами. Это явление вполне объяснимо: «нынешний этап характеризуется рождением большого числа разнообразных категорий природных комплексов и объектов как естественного, так и искусственного происхождения, требующих особой охраны со стороны государства. … В дальнейшем изучение социальных аспектов природоохранной деятельности убедило в том, что обществу необходимы весьма различные особо охраняемые объекты. Об этом свидетельствует практика: выделяются особо охраняемые объекты культурно-исторического и рекреационного характера и т.д.».

И в заключение данной части курсовой работы я хотел бы обозначить общие черты особо охраняемых территорий, то есть общие признаки, по которым происходило объединение в группу «особо охраняемые территории». Во-первых, к числу таких признаков относится общность цели, понимаемая как «сохранение в естественном состоянии типичных или уникальных для данной ландшафтной зоны территорий (природных комплексов) со всей совокупностью их компонентов …». Это общая цель не самих особо охраняемых природных территорий, так как сами по себе они цели иметь никакой не могут, а цель их создания. В зависимости от того или иного вида особо охраняемой природной территории общая цель получает детализацию. Так, для заповедников такой «дополнительной» целью будет изучение в них естественного течения природных процессов и явлений и разработки научных основ охраны природы; для заказников – сохранение, воспроизводство и восстановление отдельных или нескольких компонентов природы и поддержание общего экологического баланса; для национальных парков – сохранение природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность в силу благоприятного сочетания естественных и культурных ландшафтов, и использование их в рекреационных, просветительных и иных культурных целях; для памятников природы – сохранение в естественном состоянии уникальных или типичных, ценных в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношении объектов природы. Ключевым словом в определении цели является сохранение природных комплексов особо охраняемых территорий. Во-вторых, общий момент – это «изъятие рассматриваемых природных комплексов и объектов из хозяйственной эксплуатации». Однако для каждой из категорий характерна какая-либо специфика, это и выделяет отдельный элемент из целостной системы и этим характеризующим признаком будет правовой режим отдельно взятой территории, который я рассмотрю в следующих четырех частях курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовой режим заповедников и заказников.

 

В предыдущей части работы я уже дала легальное определение  заповедника, поэтому, переходя непосредственно  к рассмотрению правового режима территорий заповедников, замечу, что  он «… характеризуется установлением  в отношении их жестких запретительных требований. На их территории полностью запрещается хозяйственное использование природных ресурсов . Производство изысканий в заповедниках разрешается только в связи с планами научно-исследовательских работ. Заповедник – закрытая для свободного доступа территория. Посещение заповедника допускается по разрешению его администрации».

Правовые отношения  по территориям, относящимся к заповедным регламентированы: Положением о государственных  природных заповедниках РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.12.1991 г. № 48; Положением о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях на территории государственных заповедников РФ, утвержденном Приказом Минприроды от 08.12.1992 г. № 24. Естественно в нормативную базу входят акты, указанные в первой части работы, они рассматриваются как универсальные в области экологического и земельного права.

В соответствии со ст. 7 Закона «Об особо охраняемых природных  территориях» на государственные заповедники  возлагаются следующие задачи:

  1. Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  2. Организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы;
  3. Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
  4. Экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
  5. Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Согласно п. 3 Положения  о государственных природных  заповедниках,  «Государственный природный  заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым при условии согласия соответствующего субъекта Российской Федерации на отнесение территории заповедника к объектам федеральной собственности и по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды». «Сам процесс проектирования заповедников разделяется на три основных этапа – подготовительный, полевой и камеральный. Первоначально уточняется расположение объекта исследований, проводятся предварительные согласования, формируется проектно-изыскательская партия. … По прибытии проектной партии на место полевых работ проводятся специальные совещания …, в результате которых уточняется район полевых работ и месторасположения будущего заповедника. … Особое значение имеет выбор границ организуемого заповедника. Всякое их изменение в будущем крайне нежелательно, поэтому к определению заповедной территории следует подходить как можно более тщательно».

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики