Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Курсовая работа логически разбита на пять глав. Первая часть является предисловием ко всей работе, так как в ней рассмотрена правовая эволюция понятия особо охраняемых территорий. Раскрыть тему правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов я хотел методом дедукции, то есть выделения из системы отдельных ее элементов, и рассмотрения их по отдельности. На основе такого метода построены следующие четыре главы. В них рассматриваются правовые режимы заповедников и заказников, национальных и природных парков, памятников природы, дендрологических и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Понятие и виды особо охраняемых территорий……………………6
Глава 2. Правовой режим заповедников и заказников…………………...…10
Глава 3. Правовой режим национальных и природных парков.......................14
Глава 4. Правовой режим памятников природы………………………..……. 18
Глава 5. Правовой режим иных особо охраняемых территорий……………..26
Глава6.Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………..…..29
Список использованной литературы и нормативных актов……………….…30

Файлы: 1 файл

Курсовая зем право.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

На территории заповедника  запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, установленному в положении о нем. Таким образом, «хозяйственное использование природы в заповедниках запрещается не на определенный срок, а постоянно. Это обусловлено основной целью заповедника – сохранением на продолжительное время, возможно на века, естественного состояния природного комплекса без вмешательства человека для изучения происходящих в природе изменений». Особенность правового режима заповедника состоит в том, что он может быть корректирован в части, не противоречащей основной цели, применительно к конкретному заповеднику. Так, п. 14 Положения о государственных природных заповедниках говорит, что на некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике могут быть разрешены: организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания; выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам; сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи); любительский лов рыбы сотрудниками, а также гражданами постоянно проживающими на его территории для личного потребления (без права продажи) и т.д.

На территориях заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям государственных органов, в ведении которых находятся заповедники. Понятие «научные цели» не нуждается в дополнительном разъяснении, чего не скажешь о «регуляционных целях». На основании п. 2.1. Положения о порядке добывания диких животных в регуляционных и научно-исследовательских целях под регуляционными мероприятиями понимаются «научно обоснованные действия, предпринимаемые заповедниками для изменения или сохранения численности отдельных биологических видов, сохранения и восстановления структуры природных экосистем, обеспечения на заповедных территориях экологического баланса и естественного хода природных процессов и явлений».

Государственные природные  заповедники являются юридическими лицами и финансируются за счет средств федерального бюджета.

Что касается государственных  природных заказников, то одна из особенностей их правового режима отмечена еще  в первой части курсовой работы, а, во-вторых, заказники создаются в более узких целях, обозначенных в Типовом Положении о государственных природных заказниках в РФ, утвержденном Приказом Минприроды РФ от 14.12.1992 г. № 33. На основании п. 5 Типового Положения к целям создания заказника относятся: сохранение природных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса. Коренное отличие правового режима заказников от правового режима заповедников заключается в том, что «на территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная рекреация и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде» (п. 12 Типового Положения). Именно эта возможность «частично или временно» определяет особый правовой режим заказников. «Заказники могут быть федерального, регионального значения и субъектов РФ.

Они могут иметь различный  профиль: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и  восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими, предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных ; палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими ,предназначенными для сохранения и восстановления водных объектов и комплексов неживой природы».

Подчиненность и порядок  финансирования заказников федерального, регионального значения и субъектов РФ определяется органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

 

 

 

 

Глава 3. Правовой режим национальных и природных парков.

 

Правовой режим национальных и  природных парков законодательно определен в ряде специальных нормативных актов, среди которых можно выделить Положение о национальных природных парках, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 769 и  Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 926.

Разделение национальных природных парков на национальные и природные парки произведено в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В первой части курсовой работы уже дано определение национальных парков, под природными же парками на основании ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» понимаются «природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях».

Можно сказать, что «национальными, природными парками объявляются  изъятые из хозяйственного использования  значительные по площади особо охраняемые природные комплексы, имеющие экологическое, генетическое, эколого-культурное, научно-эстетическое значение как типичные или редкие ландшафты, как среда обитания, как сообщество растений и животных, место отдыха, туризма, экскурсий населения».

Круг задач, учитываемые при  создании национальных парков намного шире, чем круг задач, стоящих перед природными парками. Так, задачами национальных парков являются:

  1. Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  2. Сохранение историко-культурных объектов;
  3. Экологическое просвещение населения;
  4. Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
  5. Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;
  6. Осуществление экологического мониторинга;
  7. Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

На природные парки  возлагаются задачи по сохранению природной  среды и природных ландшафтов, созданию условий для отдыха и  сохранению рекреационных ресурсов, а также по разработке и внедрению  эффективных методов охраны природы и поддержанию экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

Порядок образования национальных парков отличен от образования природных  парков. Ст. 14 ФЗ «Об особо охраняемых территориях» говорит, что национальные парки образуются постановлением Правительства РФ, в то время как решение об образовании природных парков могут принимать органы государственной власти субъектов РФ.

Национальные и природные парки  являются некоммерческими организациями. Однако национальные парки финансируются из средств федерального бюджета, а природные – из средств бюджета субъекта РФ.

На территории парков может быть предусмотрен дифференцированный режим  правовой охраны, подразумевающий выделение  отдельных зон в составе единого национального или природного парка. В составе национального парка можно выделить заповедные зоны, в пределах которых запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территорий; особо охраняемые зоны, в пределах которых обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которых допускается строго регулируемое посещение; зоны познавательного туризма, предназначенные для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями национального парка; рекреационные зоны, предназначенные для отдыха; зоны охраны историко-культурных объектов, в пределах которых обеспечиваются условия для их сохранения; зоны обслуживания посетителей, предназначенные для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса,  культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; зоны хозяйственного назначения, в пределах которых осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для функционирования национального парка. Закон «Об особо охраняемых территориях» не содержит подобного исчерпывающего перечня зон для природных парков, однако использует словосочетание «и иные функциональные зоны», что предоставляет возможность расширительного толкования текста закона, практически переводя все вышеперечисленные зоны национальных парков в плоскость природных парков.

«На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая противоречит целям и  задачам национального парка, в  том числе: разведка и разработка полезных ископаемых; работы, влекущее за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; предоставление на их территориях садовых и дачных участков и т.д. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры».

В ч. 4 ст. 12 Закона «Об  особо охраняемых территориях» говорится, что в отдельных случаях в  границах национальных парках могут  находиться участки других пользователей, а также собственников. Но опять  же цели деятельности этих собственников  не должны противоречить целям, в связи с которыми организуется национальный парк. Примером тому может служить вышеупомянутое Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории национального парка. Так, в соответствии с п. 18 этого Положения появляются специальные обязанности арендаторов, такие как ведение работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими их отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние земель, водоемов, других природных объектов и объектов историко-культурного наследия; соблюдение санитарных правил, выполнение других требований, установленных правилами, регулирующими порядок пользования природными ресурсами в национальных парках, а также предписания должностных лиц государственных органов управления лесным хозяйством, специально уполномоченных органов в области использования и охраны окружающей природной среды, изданные в пределах их компетенции.

Итак, «правовое положение  национального парка характеризуется двойственностью.  С одной стороны, это государственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач». Дуализм проявляется и в правовом режиме земель, выделяемых под национальные и природные парки – это территории, отведенные под национальный или природный парк, и охранные зоны, расположенные за его границами.

 

 

 

Глава 4. Правовой режим памятников природы.

 

Памятниками природы  считаются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, экологическое значение и нуждаются в особой охране. В зависимости от значения природные объекты объявляются памятниками природы федерального, республиканского, областного, краевого и местного значения.

«В нашей стране взяты  под охрану разнообразные памятники  природы. Среди них участки леса с ценными древесными породами, вековые  деревья, кустарники, участки территории с особо ценной растительностью, отдельные виды исчезающих растений местной флоры, произведения садово-паркового искусства (сады, парки, дендрарии, аллеи и др.). Законом охраняются памятники неживой природы (пещеры, валуны, скалы, обнажения ледниковых отложений и коренных пород и др.), различные гидрологические объекты (водопады, водные источники, озера, болота и др.) и другие достопримечательности природы. Охрана устанавливается и над природными объектами, имеющими культурное и историко-мемориальное значение».

Основной целью объявления природных образований памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии для научных, культурно-просветительских и эстетических целей. Для этого на территории расположения памятника природы запрещается всякая деятельность, угрожающая его сохранению, приводящая к деградации или изменению первозданного вида ландшафта, состава фауны и флоры.

  Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области охраны памятников природы являются Положение о памятниках природы федерального значения в РФ, утвержденное Приказом Минприроды от 25.01.1993 г. № 15 и Постановление Совета Министров РСФСР «О порядке признания водных объектов памятниками природы и культуры» от 12.09.1974 г. № 501.

В соответствии с п. 2 Положения  о памятниках природы к ним  не могут быть отнесены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов уже объявленных памятниками природы.

Если ранее я говорил о многозадачности создания заповедников, заказников, национальных и природных парков, то, рассматривая памятники природы, можно указать их не единственную, но основную и законодательно определенную цель – это сохранение памятников природы в их естественном состоянии. Сама цель их создания является особенностью правового режима памятников природы, так как она представляет собой внутреннюю направленность и обусловлена самим существованием памятника природы, а никак не желанием создать такой памятник. На мой взгляд, в отличие от вышеуказанных категорий особо охраняемых земель, создание памятника природы – это его законодательное закрепление, а сам памятник не создается, он объективно существует.

К памятникам природы  относятся участки суши и пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: участки живописных местностей, эталонные участки нетронутой природы, участки с преобладанием культурного ландшафта (древние копи, старинные парки), эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов; лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики; небольшие дендрологические парки; природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.); геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе); геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород; местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды; природные гидроминеральные комплексы; термальные источники, месторождения лечебных грязей;  береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.); отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).

Информация о работе Правовой режим особо охраняемых территорий Чеченской Республики