Ответственность за земельные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Краткое описание

Земля - это уникальное богатство, дар природы. Статья 9 Конституции Российской Федерации провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно положениям Земельного кодекса РФ, земля подлежит охране как главный природный объект. Одним из составляющих элементов обеспечения безопасного, надлежащего использования земли является институт юридической ответственности.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ  ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ.

 

При совершении нарушения  земельного законодательства, являющегося  общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.). Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. 71 п. "о" Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.

Реализация закрепленного  в ст. 36 Конституции РФ права граждан  и их объединений иметь в частной  собственности землю связана  с постепенным формированием  рынка земли. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования  отношений частной земельной собственности с тем, чтобы обеспечить рациональное использование земель и их охрану, а также создание условий для защиты права собственности на землю. Таким образом, в целях обеспечения законности деятельности государственного аппарата в сфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшего национального достояния в ст. 170 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно и умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Общественная опасность  рассматриваемого преступления состоит в том, что его совершение способствует необоснованному сосредоточению земельной собственности в руках узкого круга лиц, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий, а также к возможному нарушению законных прав и интересов собственников и иных владельцев земельных участков. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства .12

В статье предусматривается  три самостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихся по объективной стороне. Общими признаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, т.е. наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личная заинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления, предусмотренные данными составами, не требуют наступления последствий и являются оконченными при совершении действий.

Обязательным признаком  субъективной стороны преступления является мотив, определенный в ст. 170 УК РФ как корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении субъекта получить в результате совершения указанных в ст. 170 УК РФ деяний имущественную выгоду. Если же должностное лицо за полученное им незаконное вознаграждение регистрирует незаконную сделку с землей, или искажает учетные данные Государственного земельного кадастра, или занижает размер платежа за землю, то оно подлежит уголовной ответственности по правилам о совокупности преступлений - по ст. 170 УК РФ и за получение взятки по ст. 290 УК РФ. Иная личная заинтересованность выражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественного характера, например, создать себе условия для продвижения по службе, получить взаимную услугу и т.д.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо. С учетом форм деяний круг должностных  лиц, ответственных за рассматриваемое  преступление, различен. Им может быть должностное лицо:

1) учреждения юстиции  по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) осуществляющее ведение  Государственного кадастра недвижимости;

3) предприятия, учреждения  или организации, в функции  которого входит представление  в налоговые органы документов, подтверждающих уплату налога на землю;

4) Государственной налоговой  службы, полномочное начислять земельный  налог.

Объективную сторону  преступления, во-первых, образует регистрация  незаконных сделок с землей, то есть совершение действий, предусмотренных  законами для придания сделке с землей должного юридического значения без надлежащих к этому оснований. Сделка признается заведомо незаконной в тех случаях, когда она ничтожна, то есть, недействительна по основаниям, установленным ГК РФ независимо от признания ее таковой судом (ст. 166 ГК РФ). Оспоримые сделки, являющиеся недействительными в силу признания их таковыми судом, также могут быть заведомо незаконными.

Примерами преступления в данном случае может быть регистрация  сделки купли-продажи земли, когда  известно о наличии земельных споров по продаваемому земельному участку или иных установленных законодательством причин, препятствующих заключению сделки и т.п.

Объективную сторону  преступления образует также искажение  учетных данных Государственного земельного кадастра. Порядок осуществления учета использования земель определяется Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О государственном земельном кадастре" (с изм. и доп. от 22 августа 2004 г.) . Согласно данному Закону Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документируемых сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель, сведений о территориальных зонах и наличия на земельных участках прочно связанных с ними объектов. Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра может выражаться в занижении или завышении сведений о наличии сельхозугодий, о распределении их по видам и землепользователям. То есть искажение указанных данных состоит в подготовке и внесении неверных фактических и оценочных данных в учетные документы.

Наконец, объективная  сторона преступления характеризуется  совершением такого действия, как  занижение размеров платежей за землю, которое выражается в уменьшении предусмотренных указанными нормативными актами ставок земельного налога, арендной платы или нормативной цены земли. Объективная сторона такого состава преступления состоит в понижении ставок и установлении льгот отдельным плательщикам должностным лицом местного органа государственной власти, являющегося субъектом преступления, из корыстной или иной личной заинтересованности.

Существует четыре группы составов земельных преступлений:

а) носящие экологический  характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы): специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 — нарушение правил охраны и использования недр; общие составы: ст. 246 —нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, ст. 247 —нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами, ст. 262 — нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов и т.д.;

б) носящие экономический  характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный  объект): специальный состав ст. 170 — регистрация незаконных сделок с землей; общие составы: ст. 167 —умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 168 — уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ст. 171 — незаконное предпринимательство, ст. 179 — принуждение к совершению сделки либо к отказу от ее совершения, ст. 198 — уклонение гражданина от уплаты налогов, ст. 199 — уклонение от уплаты налога с организации и т.д.;

в) посягающие на землю  как объект государственного управления: специальных составов нет; ранее имела место ст. 199 УК РСФСР — самовольный захват земли, однако в УК РФ она не перенесена. Кроме того, такое деяние не влечет даже административной ответственности, что, несомненно, является пробелом в современном законодательстве; общие составы: самоуправство — ст. 330 УК РФ;

г) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение  к тому, что произрастает на земле). Незаконное культивирование запрещенных  к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231), нарушение  правил, установленных для борьбы с болезнями, и вредителями растений (ч. 2 ст. 249), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260), уничтожение или повреждение лесов (ст. 261). В УК РСФСР имелась ст. 168 —умышленная потрава посевов и повреждение лесозащитных и иных насаждений. В УК РФ это деяние декриминализировано, ответственность за него может наступить в соответствии со ст. 167 УК РФ .13

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          В земельном праве имеется земельно-процессуальный институт, подобно тому как существует административно-процессуальный институт в системе административного права и отрасли гражданского и уголовного права, которые обеспечиваются гражданским и уголовным процессом соответственно.

          Нормы земельно-правового процесса содержатся преимущественно не в земельном, а в других отраслях права (административном, гражданском, трудовом и т.п.).

           В последние годы отмечается заметное ухудшение состояния земель в России, рост их загрязнения. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на земельные ресурсы, безусловно, приводят к обострению экологической ситуации. Однако негативные изменения качества земель часто происходят также и вследствие различных нарушений земельного и природоохранного законодательства, допускаемых не только юридическими и физическими лицами, но и органами государственного управления. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно, помимо иных мер охраны земель, при эффективном применении мер юридической ответственности.

            Я считаю,  что  выбранная мною  тема   «Понятие и состав земельных правонарушений»    в    будущем    останется насущной и актуальной темой, и можно предположить, что она    будет   дорабатываться   и   подвергнется дальнейшему развитию, а возможно и введению каких-либо  нововведений,  а  также   возможно  и   ужесточение   мер   к   злостным  нарушителям    режима    землепользования    и   нецелесообразному использованию земель.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Конституция Российской  Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993( с учетом поправок ,внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.08 №6-ФКЗ,от 30.12.2008-№7-ФКЗ)// Российская газета 1993,25 декабря

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 5 декабря 1994 года.

3.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 № 136-ФЗ //Российская газета.2001. 31 декабря.

4. Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях от 30 декабря 200 1г. №195-ФЗ// Российская газета.2001 .31 декабря

5. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007 г.

6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М . М., 2000 г.

7. Трудовой кодекс  Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // СЗ.1996 . № 25.

9. Боголюбов С.А. Земельное право-М.: Юрайт ИД Юрайт -2009.

10.Боголюбов, Жариков, Галиновская. Земельное право: учебник- М.:Проспект-2010

11. Вахаев М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 53.

12.Воробьева, Л.В. – Земельное право Российской Федерации: учебное пособие /Л.В. Воробьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та,2007.

13. Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов.. М.: Юрайт-Издат, 2008 г.

14. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006 г.

15.Тихомиров М.Ю. Земельное право в Российской Федерации. Практическое пособие- М.: "Тихомиров М.Ю."-2008

1 См.: Тихомиров М.Ю. Земельное право в Российской Федерации. Практическое пособие- М.: "Тихомиров М.Ю."-2008- 72с.

2 См.: Тихомиров М.Ю. Земельное право в Российской Федерации. Практическое пособие- М.: "Тихомиров М.Ю."-2008- 72с.

3 См.: Боголюбов С.А. Земельное право-М.: Юрайт ИД Юрайт -2009-324с.

4 См.: Макарычев В.В. Земельное право. Учебное пособие - М.: Феникс-2007- 127с.

5 См.: Боголюбов С.А. Земельное право-М.: Юрайт ИД Юрайт -2009-359с.

6 См.: Вахаев М.Х. Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2006. С. 53.

7 См.: Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003. С. 281, 265

8 См.: Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Краснов. М.: Юрайт-Издат, 2008 С. 443.

9 См.:Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007.

10 Ерофеев Б.В. — Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — с. 432-434.

11 См.: Земельное право: Учебник / Под ред. Г.В. Чубукова, Н.А. Волоковой- М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008-с.147

12 См.: Рарог А.И. Уголовное право России. М., 1997. С. 150.

13 Ерофеев Б.В. — Земельное право России: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Краснов. — 9-е изд., перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — с. 437-439.

 


Информация о работе Ответственность за земельные правонарушения