Содержание
- Источники земельного права…………………………………..…….………..3
2. Ответственность за
земельные правонарушения…………………………...10
Список использованной литературы…………………………………………...21
1. Источники земельного
права
Источники права представляют
собой форму закрепления общеобязательных
правовых норм. Основную группу источников
земельного права образует законодательство,
представленное нормативными правовыми
актами, принятыми на всех уровнях государственной
власти, а также местными органами самоуправления,
регулирующими земельные отношения.
Источниками земельного права
являются как земельное законодательство,
объединяющее нормативные правовые акты,
регулирующие отношения по использованию
и охране земель ст. 3 ЗК РФ1, так и нормативные правовые
акты, образующие другие отрасли законодательства,
но регулирующие в отдельных своих положениях
земельные отношения наряду с другими
общественными отношениями.
Ныне действующее земельное
законодательство в соответствии с Конституцией
РФ находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов РФ.
Иерархия земельно-правовых
нормативных актов представляет собой
следующие уровни:
1. Международно-правовые
договоры, подписанные и ратифицированные
Российской Федерацией, содержащие
земельно-правовые нормы (ст. 4 ЗК
РФ).
2. Конституция РФ;
3. Федеральные конституционные
законы.
4. Федеральные законы, нормы
которых должны соответствовать
ЗК РФ;
5. Указы Президента РФ;
6. Постановления и распоряжения
Правительства РФ;
7. Подзаконные нормативно-правовые
акты министерств и исполнительных
органов государственной власти,
изданные в пределах их компетенции
и во исполнение законов и
указов Президента РФ;
8. Законы субъектов РФ,
принимаемых в соответствии с
федеральными законами;
9. Нормативно-правовые акты
субъектов Федерации и органов местного
самоуправления.
Конституция РФ выступает в
качестве основополагающего источника
практически всех отраслей права. Конституция
РФ и федеральные законы имеют верховенство
на всей территории Российской Федерации
п. 2 ст. 4 Конституции РФ2. Следовательно, положения
и нормы Конституции России имеет высшую
юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории страны. Им должны соответствовать
и не противоречить все законодательные
и иные правовые нормативные акты, которые
принимаются всеми государственными органами
в области земельных отношений.
Вместе с тем земельное, водное,
лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды отнесено
к совместному ведению Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации п. 1
ст. 72 Конституции РФ. Тем самым Конституция
РФ подразделяет земельное законодательство
на федеральные правовые акты и правовые
акты субъектов РФ. Конституция РФ содержит
ряд положений, которые являются отправными
для земельного законодательства.
Так, непосредственно на регулирование
земельных отношений направлены следующие
статьи Конституции РФ:
1) ст. 9 - о земле и иных
природных ресурсах, находящихся
в различных формах собственности;
2) ст. 36 - о праве частной
собственности на землю и регулировании
условий и порядка пользования
ею на основе федерального
закона;
3) ст. 42 - о праве каждого
на благоприятную окружающую
среду;
4) ст. 58 - об обязанности
каждого сохранять природу, бережно
относиться к ее богатствам;
5) ст. 72 - об отнесении к
совместному ведению Федерации и
ее субъектов земельного, водного, лесного
законодательства, законодательства о
недрах, об охране окружающей среды. Преимущественно
регулирование земельных отношений относится
к области совместного ведения, а за РФ
остается право управления федеральной
собственностью, в том числе земельной,
принятие гражданского законодательства.
Несомненную значимость для
регулирования земельных правоотношений
представляют собой также положения Конституции
РФ:
- о гарантировании экономического
пространства, поддержки конкуренции,
свободы экономической деятельности
(ст. 8); о равенстве всех перед
законом и судом (ст. 19);
- об обязанности каждого
платить законно установленные
налоги и сборы (ст. 57) и некоторые
другие.
Федеральное земельное законодательство
в широком смысле слова образуют законы
и подзаконные нормативные правовые акты,
принятые на федеральном уровне. Земельный
кодекс РФ является головным отраслевым
законом, обладающим приоритетом в регулировании
земельных отношений.
Земельный кодекс РФ является
комплексным кодифицированным федеральным
законом, регулирующим значительное разнообразие
земельных отношений. Он определяет порядок
предоставления и изъятия земельных участков,
использования земель гражданами и организациями
для строительства, ведения фермерского
хозяйства, личного подсобного хозяйства,
использования земель, предоставленных
в качестве служебных земельных наделов.
Здесь содержатся основополагающие нормы,
устанавливающие правовой режим различных
категорий земель, регулирующие вопросы
платы за землепользование, юридической
ответственности за земельные правонарушения.
Кодекс создает правовые гарантии
провозглашенных в Конституции РФ земельных
прав граждан; устанавливает приоритет
охраны земли перед использованием земли
в качестве недвижимости; приоритет охраны
жизни и здоровья человека при решении
вопроса о затратах, возникающих в связи
с использованием земель; приоритет ценных
и особо охраняемых земель перед другими
категориями земель, порядок и условия
предоставления земельных участков в
постоянное бессрочное пользование, понятие
делимых и неделимых земельных участков,
установление платности за землепользование.
Вопросам особой охраны сельскохозяйственных
угодий как главного средства производства
посвящен также Закон РФ "О мелиорации
земель"3. В данном законе устанавливаются
правовые основы деятельности в области
мелиорации земель, определяются полномочия
органов государственной власти, органов
местного самоуправления по регулированию
указанной деятельности, а также права
и обязанности граждан (физических лиц)
и юридических лиц, осуществляющих деятельность
в области мелиорации земель и обеспечивающих
эффективное использование и охрану мелиорированных
земель.
Проведение мероприятий по
изучению состояния земель, планированию
и организации рационального использования
земель и их охраны, организации территорий
и земельных участков регулируется Федеральным
законом «О землеустройстве»4.
Особенности правового режима
отдельных категорий земель определены
в законах: "Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения"5; "Об особо охраняемых природных
территориях"6; "О недрах"7; в Лесном, Водном, Градостроительном
кодексах и иных.
К источникам земельного права
в части норм, регулирующих земельные
отношения, относятся также нормативные
акты, образующие систему других под отраслей
экологического законодательства. Так,
источником земельного права являются
Лесной кодекс РФ в той части его положений,
которые определяют правовой режим земель
лесного фонда, Закон «О животном мире»
в части положений, которые определяют
правовой режим среды обитания животных.
К федеральным законам, содержащих
нормы земельного права, также относятся
Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс
РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Значительное число земельных норм содержится
в федеральных законах, регулирующих наряду
с земельными также иные разновидности
общественных отношений.
Первое место среди данной группы
законов по объему и значимости правовых
норм принадлежит Гражданскому кодексу
РФ8. Фактически все его статьи,
где речь идет о недвижимом имуществе,
распространяются на соответствующие
земельные отношения: гл. 9 «Сделки», соответствующие
главы, входящие в Раздел II «Право собственности
и другие вещные права», гл. 31 и 32 «Мена»,
«Дарение», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное
пользование», гл. 59 «Обязательства вследствие
причинения вреда». Гражданский кодекс
содержит также гл. 17 «Право собственности
и другие вещные права на землю», которая
с учетом специфики земель как объекта
имущественных прав устанавливает специальные
правила владения, пользования и распоряжения
землей.
В КоАП РФ9 и УК РФ10 содержатся составы земельных
правонарушений (преступлений) за которые
устанавливается и применяется соответственно
административная и уголовная ответственность.
К федеральному земельному
законодательству относятся также указы
Президента РФ, регулирующие земельные
отношения. Подзаконными они считаются,
потому что не должны противоречить Конституции
РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).
Большинство указов Президента
РФ, посвященные вопросам частной собственности
на землю, основаны на политике либерализации
данного права, расширении и снятии ограничений
на реализацию правомочий собственников
по распоряжению землями.
Наиболее многочисленную группу
источников земельного права составляют
подзаконные нормативные акты, представленные
постановлениями Правительства РФ и ведомственными
решениями. По своему назначению они развивают
и обеспечивают исполнение отдельных
положений законов, поэтому не носят комплексного
характера, а являются тематически узкоспециальными
.
Правительство РФ, во исполнение
своих полномочий, также активно участвует
в формировании земельного законодательства.
Акты Правительства РФ принимаются на
основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов, нормативных
указов Президента РФ и являются обязательными
к исполнению в Российской Федерации (ст.ст.
110, 115 Конституции РФ).
Правительством, в частности,
в последние годы были приняты следующие
постановления:
- Постановление Правительства
РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе
государственной регистрации, кадастра
и картографии"11;
- "Об утверждении Правил
возмещения собственникам земельных
участков, землепользователям, землевладельцам
и арендаторам земельных участков
убытков, причиненных изъятием или
временным занятием земельных
участков, ограничением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов
земельных участков либо ухудшением
качества земель в результате деятельности
других лиц"12 от 7 мая 2003 г. N 262;
К ведомственным актам принято
относить приказы, инструкции, правила,
наставления, принимаемые центральными
органами исполнительной власти, к которым
относятся министерства, государственные
комитеты и ведомства (Центральный банк,
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости и др.). Их акты регулируют
отношения внутри системы своего ведомства.
На основании и во исполнение
Земельного Кодекса РФ, федеральных законов,
иных нормативных правовых актов РФ, законов
субъектов РФ органы исполнительной власти
субъектов РФ в пределах своих полномочий
могут издавать акты, содержащие нормы
земельного права.
Так, в Нижегородской области
утверждена Программа приватизации земель
сельскохозяйственных предприятий, которая
предусматривает раздел земли и имущества
среди владельцев земельной доли. Ряд
решений по разным вопросам использования
и охраны земель был принят и в других
субъектах РФ. Среди нормативных правовых
актов, принятых в Забайкальском крае
в области регулирования земельных отношений
в рамках компетенции, установленной ЗК
РФ, можно назвать: Закон Забайкальского края
№ 152-ЗЗК от 01.04.2009 "О регулировании земельных
отношений на территории Забайкальского
края"13, Закон Забайкальского края
№ 303-ЗЗК от 18.12.2009 "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения на
территории Забайкальского края"14.
Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение вопросов местного самоуправления,
владения, пользования и распоряжения
муниципальной собственностью. Местное
самоуправление осуществляется в городских,
сельских, иных поселениях с учетом исторических
и иных местных традиций.
Муниципальные правовые акты,
принятые органами местного самоуправления,
подлежат обязательному исполнению на
всей территории муниципального образования.
Нормативно-правовые акты органов местного
самоуправления не должны противоречить
конституционным, законодательным, подзаконным
нормативно-правовым актам, указам Президента
РФ и нормативно-правовым актам субъектов
РФ. За неисполнение муниципальных правовых
актов граждане, руководители организаций,
должностные лица органов государственной
власти и должностные лица органов местного
самоуправления несут ответственность
в соответствии с федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации.
Обеспечение соблюдения существующей
иерархии нормативно-правовых актов возлагается
на суды и прокуратуру.
2. Ответственность за
земельные правонарушения
Под земельным правонарушением понимается
виновное противоправное деяние (действие
или бездействие), направленное против
установленного Конституцией РФ, иными
федеральными законами и законами субъектов
РФ земельного строя, порядка управления
и правил пользования землей, порядка
охраны земель как природного объекта
и природного ресурса, а также против земельных
прав и интересов граждан и юридических
лиц. Земельное правонарушение представляет
собой негативное социальное явление,
посягающее на существующий земельный
правопорядок. Субъектами земельных правонарушений
могут быть как российские, так и иностранные
граждане и юридические лица, лица без
гражданства. Часто субъектами земельных
правонарушений выступают должностные
лица органов государственной власти
и органов местного самоуправления. Объектами
земельных правонарушений могут быть:
порядок использования и охраны земель;
право собственности на землю; иные вещные
или обязательственные права граждан
и юридических лиц. В качестве основания
ответственности выступает наличие в
законе прямого указания о применении
соответствующих мер ответственности
за противоправное поведение. Субъект
правонарушения несет ответственность
только в том случае, если закон признает
его поведение (действие или бездействие)
противоправным. Действующее законодательство
не предусматривает применение мер уголовной
и дисциплинарной ответственности к юридическим
лицам (предприятиям, организациям, учреждениям).
Применение мер гражданско-правовой ответственности
обусловлено фактом наступления полной
гражданской дееспособности. Возможность
применения мер административной ответственности
связана с достижением правонарушителем
16-летнего возраста. Возрастные ограничения
уставлены и для граждан, совершивших
уголовно-наказуемые деяния.