Договор купли-продажи земельного участка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Целью настоящей работы является исследование договора купли-продажи земельного участка.
Задачи исследования. Для достижения указанной выше цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие земельного участка.
2. Изучить свойство оборотоспособности земельных участков.
3. Определить понятие и особенности договора купли-продажи земельного участка.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Земельный участок как объект купли-продажи 6
1.1. Понятие земельного участка 6
1.2. Оборотоспособность земельных участков 19
Глава 2. Договор купли-продажи земельного участка 25
2.1. Стороны договора купли-продажи земельного участка 25
2.2. Заключение договора купли-продажи земельного участка 34
Глава 3. Исполнение и расторжение договора купли-продажи земельного участка 42
3.1. Исполнение договора купли-продажи земельного участка 42
3.2. Расторжение и недействительность договора купли-продажи земельного участка 49
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 57
Приложение...............................................................................................................63

Файлы: 1 файл

Купля-продажа земли.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Указанные выше признаки земельного участка являются универсальными, общими для каждого участка и  в совокупности придают ему не только уникальность, но и возможность  оборота.

 

 

1.2. Оборотоспособность  земельных участков

 

Общее положение об оборотоспособности объектов гражданских прав сформулировано в ст. 129 ГК РФ: "Объекты гражданских  прав могут свободно отчуждаться  или переходить от одного лица к  другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте". Пункт 3 ст. 129 ГК РФ устанавливает, что земельные участки "могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле".

Согласно ст. 13 ФЗ "О  введении в действие части второй ГК РФ"33 "нормы, касающиеся сделок с земельными участками, применяются в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством". Таким образом, по общему правилу оборотоспособность объектов гражданских прав презюмируется и ее ограничения прямо указаны в законе. Но по отношению к земельным участкам действует противоположное правило. В соответствии с ним именно земельное законодательство должно определять оборотоспособность земельных участков.

Оборотоспособность объектов гражданских прав и означает допустимость совершения сделок и иных действий, направленных на их передачу в рамках гражданско-правовых отношений. По мнению О.И. Крассова, их совершает собственник34, что вряд ли точно. Юридическая судьба земельного участка может быть определена не только его собственником, но и другими лицами. В частности, ими могут быть арендаторы, иные владельцы, которые согласно закону также обладают определенными полномочиями ограниченного распоряжения.

В соответствии с п. 2 ст. 129 ГК РФ объекты могут быть как изъяты из оборота, так и ограничены в обороте. Изъятие объектов гражданских прав из оборота либо их ограничение - явление в частном праве нередкое. "Великое множество вещей по русским законам изъято из частного произвола, не подлежит вовсе частному праву, не может быть предметом частного имущества". Норма, заложенная в п. 3 ст. 129 ГК РФ, вызывает ряд вопросов. Прежде всего, непонятно, как правильно соотнести с нею положения ст. 72 Конституции РФ. Последняя относит земельное законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов. Но существует требование п. 1 ст. 3 ГК РФ о том, что гражданское законодательство полностью находится в ведении Российской Федерации (т.е. все вопросы, связанные с включением тех или иных объектов в оборот).

Полагаем, противоречия в данном случае нет, поскольку к  совместному ведению РФ и ее субъектов  относится не все земельное законодательство, а только та часть, которая связана  с исключительным предметом земельного права.

В настоящее время допустимость включения тех или иных земельных участков в гражданский оборот определяет ст. 27 ЗК РФ. В п. 1 отмечено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Пунктом 3 ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником свободно в той мере, в какой их оборот допускается законом.

Понятие "оборотоспособность" плохо раскрыто с точки зрения нормативно-правовой базы по определению порядка формирования границ и пределов допуска объектов в оборот. В литературе отмечается: по смыслу ст. 129 ГК РФ в законе должны быть определены не только земельные участки, изъятые и ограниченные в обороте, но также указаны и случаи, когда оборот допускается. Однако ЗК РФ по этому поводу ничего не говорит.

Затрудняет понимание  и ссылка в п. 1 ст. 27 ЗК РФ на два  различных слоя правового регулирования: в нем указывается, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии и с гражданским законодательством, и ЗК РФ.

Не раскрыто и понятие "ограничение". В юридической  науке оно недостаточно проработано  прежде всего в методическом плане. Но попытки заполнить это "белое  пятно" в теории права были. В  последнее время появился интерес к этому понятию в науке земельного права35 и в цивилистике36. При этом ограничения толкуются различно, в зависимости от элементов правовых связей и т.д.

Пункт 2 ст. 129 ГК РФ исходит  из того, что ограничение производится по объектам, - в частности, некоторые из них, прямо указанные в законе, исключены из оборота. Однако такой критерий мало что дает. Если земля как таковая не исключена из оборота, то суть ограничений все-таки сводится к тому, что имеются ограничения относительно лишь отдельных ее категорий. Ограничения также могут опираться не на объектный, а на субъектный признак или другие аспекты оборота. Например, по смыслу п. 3 ст. 129 ГК РФ в числе таких критериев может выступать и так называемый способ оборота. Как видим, в законодательстве нет внятного ответа на вопрос о значении слов "ограничение оборота", а имеющиеся трактовки не выдерживают критики.

Так, в п. 3 ст. 27 ЗК РФ указано, что "содержание ограничений оборота  земельных участков устанавливается  настоящим Кодексом, федеральными законами". Фактически эта фраза означает, что законодателем не разработано общее понятие "ограничения оборота", нет и целостной системы самих ограничений. Они вводятся точечно, применительно к конкретным правовым ситуациям.

Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земли, изъятые из оборота, не могут быть объектами любых гражданских сделок. Участки из состава земель, ограниченных в обороте, могут предоставляться в частную собственность только тогда, когда такая возможность предусмотрена непосредственно федеральным законом.

Перечень участков, изъятых из оборота, в отношении которых недопустимы гражданско-правовые сделки, предусмотрен п. 4 ст. 27 ЗК РФ (находящиеся в федеральной собственности государственные природные заповедники, участки под зданиями и сооружениями, где размещены воинские формирования и т.д., всего 10 подпунктов).

От этих участков, фактически запрещенных к обороту, следует  отличать участки, ограниченные в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Это участки в  пределах лесного фонда, предоставленные  для нужд транспорта, связи и т.д. (всего 12 видов участков).

Из текста абзацев  первого и второго п. 2 ст. 27 ЗК РФ видно, что гражданско-правовые сделки запрещены лишь в отношении участков, указанных в п. 4 данной статьи и  этот запрет не касается участков, указанных  в п. 5 той же статьи. Существенно и то, что оба перечня земельных участков (в п. п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ) распространяются только на земли публичных образований и не касаются земель, находящихся в частной собственности.

В связи с этим можно  утверждать, что в отношении земель, ограниченных в обороте, существует презумпция общего дозволения совершения сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Это касается и договора ссуды (безвозмездного срочного пользования - ст. 24 ЗК РФ), доверительного управления (тем более, что ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также называет этот договор в числе допустимых, хотя и применительно к земельным долям).

К сожалению, пробелы  и неопределенность относительно понятия "оборотоспособность" сказываются  на судебной практике. При рассмотрении одного из дел Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отметил, что ст. 129 и 130 ГК РФ предусматривают возможность отчуждения земельных участков или перехода их от одного лица к другому только теми способами и в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах37. Поскольку действующее законодательство не установило такой меры ответственности на должника-фермера, как изъятие земельного участка и передача его кредитору, то действия судебного пристава-исполнителя, изъявшего земельный участок и передавшего его кредитору-взыскателю, были признаны незаконными. Отмечено также, что участок передавался для сельскохозяйственного производства, а в соответствии со ст. 16 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22 ноября 1990 г. N 348-1 (действовавшего в тот период) хозяйство должно сохранить в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельхозпродукции. Изъятие у него земельного участка может повлечь прекращение его деятельности.

В решении по делу подчеркивается, что "неправомерна передача земельного участка обществу, характер деятельности которого неизвестен, а следовательно, неизвестны и цели использования  в дальнейшем этого земельного участка". В целом решение правильно, поскольку закон не допускает простой передачи имущества должника - при обращении взыскания на имущество должна производиться продажа этого имущества на публичных торгах; из полученной суммы следует удовлетворить денежные требования кредитора. Однако вызывает удивление аргументация: по логике данного судебного органа оборотоспособность земельного участка предопределяется статусом лица, в частности, его текущей производственной деятельностью. Вряд ли можно признать оборотом и взыскание по долгам.

Следует согласиться с правоведами, предлагающими усматривать презумпцию дозволения к обороту всякого земельного участка, если в законе нет специального ограничения38. Отмечается, что в отношении участков, не входящих в земли сельскохозяйственного назначения, следует исходить из их полной оборотоспособности (при отсутствии прямых ограничений в законе).

Кроме того, в каждом отдельном  случае предоставление ограниченных в  обороте земельных участков во временное  пользование (например, в аренду) требует  специального разрешения и соблюдения определенных условий. Все это необходимо для защиты публичных интересов. Но с момента заключения соглашения они становятся условиями конкретного договора и могут рассматриваться как элемент частноправового регулирования. Следует отметить, что, если даже данные условия не войдут в содержание соглашения, они тем не менее должны быть оценены как его неотъемлемая часть со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе составляют обязанность арендатора, за их выполнение он несет ответственность и т.п.).

В качестве ограничения  оборотоспособности земельных участков следует рассматривать также  установление их минимальных и максимальных размеров (ст. 33 ЗК РФ). При обороте  земель сельскохозяйственного назначения требуется учитывать и предельные размеры общей площади сельхозугодий, которые расположены на территории одного района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица (подп. 2 п. 3 ст. 1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

При совершении сделки с нарушением условий об ограничениях такие сделки по общему правилу должны признаваться недействительными (ничтожными - ст. 168 ГК РФ).

Отдельные требования к  земельным участкам при их обороте  установлены с учетом ограниченности земли, ее незаменимости, плодородия и т.п. Такого рода требования могут предъявляться не только к самим участкам, но и к сторонам сделки39.

Исключение составляют сделки с земельными участками, предоставленными для жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, а также занятые зданиями, строениями, сооружениями (т.е. на них распространяются нормы ЗК РФ).

Если приобретение земли  преследует цели, запрещенные при  данном правовом режиме земельного участка, сделка невозможна. Однако разрешенное использование можно изменить, изменяема и категория земли40. Но эти действия в целях соблюдения законодательства требуется совершить до, а не после заключениясделки . 
ГЛАВА 2. ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

 

2.1. Стороны  договора купли-продажи земельного  участка

 

Прежде всего, необходимо определить понятие и особенности договора купли-продажи земельного участка.

Основные правила купли-продажи  земельных участков, которые рассматриваются  в качестве недвижимости, изложены в главе 30 ГК РФ41. Особое внимание следует обратить на ст. 549 - 558 § 7 этой главы. Нормы этого параграфа применяются приоритетно перед нормами общих правил о купле-продаже, изложенных в § 1 (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Ряд правил о купле-продаже  земельных участков содержится также в земельном законодательстве.

В соответствии с п. 3 ст. 3 ЗК РФ договор купли-продажи земельного участка должен заключаться с  соблюдением требований статей 454 - 491 и 549 - 557 ГК РФ, а также особенностей, которые установлены в ст. 37 ЗК РФ. Продавать можно только те участки, которые прошли государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Продавец не вправе ставить условия о возможности выкупа участка обратно, об ограничениях для покупателя совершать после заключения договора действия по распоряжению участком, а также об отказе от ответственности в случае предъявления третьими лицами прав на участок. Целью установления этих особенностей является защита прав покупателя.

Российским гражданским  законодательством, судебной практикой  и доктриной недвижимое имущество (и прежде всего земля) всегда рассматривалось  как особый объект гражданских прав, оборот которого нуждался в специальном правовом регулировании.

В дореволюционном законодательстве подход к купле-продаже недвижимости состоял в том, что специальным  образом регулировались отношения, связанные с передачей приобретенной  недвижимости. Она долгое время рассматривалась в качестве особого способа приобретения права собственности. Передача недвижимого имущества требовала совершения специальных действий, которые сопровождались особыми процедурами42. Это породило в науке и судебной практике взгляд, согласно которому купля-продажа недвижимости относится не к договорам, а к действиям, способам приобретения прав на имущество43.

Информация о работе Договор купли-продажи земельного участка