Ритуалы Вооруженных сил РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 11:56, реферат

Краткое описание

Традиции и воинские ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Они проводились в повседневной жизни войск, в быту, в процессе обучения и воспитания воинов. Большинство традиций и воинских ритуалов родилось стихийно, но некоторые из них характерные для большей части воинских формирований со временем были узаконены нормативными правовыми актами и вошли обязательным элементом в армейскую жизнь.

Файлы: 1 файл

Ритуалы Вооруженных сил РФ.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Ритуалы Вооруженных сил РФ

Введение

Традиции и воинские ритуалы формировались веками и весьма многообразны. Они проводились в повседневной жизни войск, в быту, в процессе обучения и воспитания воинов. Большинство традиций и воинских ритуалов родилось стихийно, но некоторые из них характерные для большей части воинских формирований со временем были узаконены нормативными правовыми актами и вошли обязательным элементом в армейскую жизнь. Во внутренних войсках МВД России проводятся воинские церемонии, часть из которых аналогична мероприятиям, проводимым в Вооруженных силах РФ, но есть и такие, которые характерны только для войск правопорядка.

Традиции сопровождают человека всю жизнь. Каждому обществу присущи свои традиции. Многие наши нынешние традиции представляют собой совокупность устойчивых идеалов, обычаев, норм и правил поведения, в которых запечатлен богатейший опыт борьбы и созидания. Традиции - это духовный кодекс, передающийся из поколения в поколение, оберегаемый и поддерживаемый неукоснительным соблюдением требований, изложенных в нем. Другими словами, традиция - это разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и повторяемостью из поколения в поколение. Традиции в нашей стране - это краткая летопись всех народов России. Это сплав духовной культуры с трудовым и боевым опытом. В качестве традиций выступают правила и нормы поведения, взгляды, обычаи и общественные установки. Все традиции буквально дышат историей. На протяжении веков одни из них крепли и развивались - другие постепенно теряли свое значение и отмирали.

Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

Воинские традиции подразделяются: по степени общности - на общие (характерные для всех военнослужащих) и частные (характерные для Вооруженных сил РФ, внутренних войск МВД России, военных округов, соединений, воинских частей); по степени устойчивости - на устоявшиеся, отмирающие, возрождающиеся; по степени общественной значимости - на прогрессивные и реакционные; по сферам воинской деятельности - на боевые традиции, традиции процесса обучения и воспитания, традиции воинского быта. Воинские традиции зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда еще не носило систематического характера, но современные историки отмечают уже в то время существование таких традиций, как любовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массовый героизм в сражениях. Неписаным правилом для русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих родителей, за родную землю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной присягой, клятвой на оружии и перед богом. В военных походах и сражениях среди русских воинов воспитывались такие качества, как взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

Многое для укрепления в армии духа патриотизма и героизма сделали наши известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Скобелев, А. Брусилов, Г. Жуков и другие. Исповедуя преимущества морального фактора перед материальным, высокий моральный дух солдат и матросов, они вырабатывали и вводили в систему обучения войск новые подходы, в основе которых были заложены требования воспитывать в воинах преданность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить трудности военной службы. Смелость, героизм в бою как основополагающие черты нашего патриотизма - удел большинства наших соотечественников. Это подтверждают и многочисленные примеры. В Отечественной войне 1812 года в бою у Салтановки русские войска дрогнули под напором французских драгун. Тогда генерал Н. Раевский лично повел пехоту в атаку. С ним шли его сыновья, ставшие в последующем полковниками русской армии. Старший сын нес знамя Смоленского полка, младший шел с отцом. Пример генерала Н.Раевского вдохновил россиян: в штыковой атаке противник был отброшен. Навсегда в народной памяти останется легендарная эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибель крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Благодарная Россия высоко оценила доблесть и мужество героев русско-японской войны: 28 частей были награждены Георгиевскими знаменами и Георгиевскими трубами «За отличие 1904-1905 гг.», 75 воинских формирований были отмечены особыми отличительными знаками; 610 отличившимся в боях воинам было вручено золотое Георгиевское оружие.

Примеры героизма и отваги проявляли русские офицеры и солдаты на фронтах Первой мировой войны. Имена героев этой войны - одно из белых пятен нашей истории. Тем не менее, многие имена героев войны дошли до нас и хорошо нам известны. Это штабс-капитан П. Нестеров - автор знаменитой «мертвой петли»». Он погиб в неравном бою, применив воздушный таран. Величайшей проверкой на патриотизм, на мужество и героизм нашего народа явилась Великая Отечественная война. Как образец патриотизма и героизма наших бойцов и командиров в первые дни войны вошла в историю стойкость защитников Брестской крепости, Перемышля, Могилева, военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов. А дальше были не менее героические сражения за Одессу, Киев, Севастополь, Москву, Сталинград и Ленинград. Вспоминая тяжелые дни Московской битвы, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». Трудно выделить героев, когда вся страна в едином патриотическом порыве встала на защиту своей независимости.

Героизм в годы войны стал массовым. Этому способствовали великая дружба наших народов, действенная политическая работа, единство тыла и фронта, пропаганда примеров героизма и патриотизма, обращение к истории побед русского оружия в прошлом, учреждение боевых орденов Отечественной войны: Суворова, Кутузова, Александра Невского (1942 г.), Богдана Хмельницкого, «Победа», Славы (1943 г.), Ушакова, Нахимова (1944 г.) За самоотверженность, мужество и стойкость, проявленные в боях с немецко-нацистскими захватчиками и японскими милитаристами в 1941-1945 гг. было награждено около 13 милионов военнослужащих, а 11 635 воинов армии и флота, партизан и подпольщиков были удостоены звания Героя Советского Союза. 115 из них были удостоены этого звания дважды. Прославленные летчики-истребители А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб - трижды. Среди Героев Советского Союза свыше 8 400 воинов Сухопутных войск, почти 2 300 авиаторов, более 500 военных моряков. В послевоенные годы боевые традиции советского народа и его воинов не утратили своей силы. Они проявлялись в делах и поступках, в ситуациях, требовавших особого мужества и героизма.

С освоением оружия массового поражения связано появление целой плеяды новых героев. Первым Героем Советского Союза атомного подводного флота стал командир лодки капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. В 1962 году подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила поход подо льдами в различные районы Арктики и к Северному полюсу. Руководил походом контр-адмирал А.И. Петелин, командовал кораблем капитан 2 ранга Л.М. Тимофеев. Оба они стали Героями Советского Союза.

Следует отметить героическую и, к сожалению, малоизвестную в народе деятельность советских воинов, проявивших высокие образцы мужества и героизма далеко за рубежами Родины - в локальных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и Вьетнаме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана. Нынешнее поколение российских воинов чтит и приумножает славные боевые традиции. В беззаветном служении Отечеству старшего поколения видит и черпает молодежь силы для новых мужественных поступков и героических подвигов. Так было на острове Даманский в 1969 году, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Служебно-боевые традиции, как элементы боевого наследия внутренних войск МВД России, передаются из поколения в поколение.

К основным служебно-боевым традициям Вооруженных сил и внутренних войск МВД Российской Федерации относят:

- массовый героизм и  мужество в сложные для страны  периоды;

- верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому  флагу;

- самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

- взаимная выручка, боевое  братство и войсковое товарищество;

- уважение к командиру  и защита его в бою;

- презрение к трусам  и предателям, предпочтение достойной  смерти пленению;

- воинская доблесть;

- отдание воинских почестей  погибшим в бою;

- неразрывное единство  фронта и тыла, армии и народа;

- высокая бдительность  и неподкупность;

- верность союзническому  долгу в рамках заключенных  договоренностей в борьбе против  общего врага;

- представление отличившихся при выполнении служебно-боевых задач к государственным наградам, пропаганда их боевого и служебного опыта;

- забота о сохранении  жизней и здоровья подчиненных;

- гуманное отношение к  поверженному врагу, населению зарубежных  стран и пленным, противодействие преступным элементам в строгом соответствии с законом и др.

Важной боевой традицией является верность военной присяге, воинскому долгу. Еще в законе 1795 года указывалось, что «защита отечества... долг и обязанность всех и каждого». Воинский долг, несмотря ни на что, остается святой сыновней обязанностью любого гражданина. Одной из основных боевых традиций является любовь к армии и флоту, к своей воинской части и кораблю. Необходимо четко уяснить, что нельзя любить Родину и не любить армию, которая ее защищает. Невозможно отстаивать честь, достоинство армии и флота, всех военнослужащих, но быть при этом на деле и по существу безразличным к судьбе и будущему отчизны. Сердцевиной служебно-боевых традиций является преданность Родине и своему народу. Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни. Преданность Родине всегда была делом чести каждого. Измена и трусость считались страшным позором на Руси. Они карались лишением жизни. Еще Дмитрий Донской говорил, что честная смерть лучше позорной жизни. Более яркими гранями эта традиция засверкала в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время преданность Родине, российскому народу также необходима. Эта традиция мобилизует военнослужащих на выполнение служебно-боевых задач. Верность традициям в дни мирной учебы должна проявляться в конкретных делах военнослужащих:

- в точном соблюдении  требований присяги и уставов;

- в готовности на учениях, маневрах, полетах, в морских походах  действовать по-боевому, с полным напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;

- всегда и во всем  помогать товарищам словом и  делом, выручать их из опасности, помогать командиру в укреплении  дисциплины, организованности и  порядка;

- строго хранить военную  и государственную тайну, хорошо разбираться в военно-политической обстановке, быть бдительным;

- не только самому знать, хранить и умножать традиции  внутренних войск, но и пропагандировать  их среди товарищей.

Следование служебно-боевым традициям не является легким делом. Но зато их выполнение и приумножение позволяет быстрее овладеть воинским мастерством.

 

 

2. Воинские ритуалы

В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвящено воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют огромную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.

Воинский ритуал - это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, присвоение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и нерушимой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитниками Родины в боях против врагов России.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений - сферу боевой деятельности (любовь к оружию, искусное применение его в бою, принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевую службу, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние поверки, развод и смену караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Любовь к оружию, искусное применение его в бою - славная традиция российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия военнослужащим, прибывшим на пополнение. Он символизирует передачу дела защиты Родины одного поколения другому. Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. Исторические истоки данного ритуала можно проследить со времен великих освободительных воинских походов Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество. Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужащим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке - в церкви или на сборном месте в присутствии как высокого военного начальника, так и высшего духовенства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники делали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верности монарху и отечеству, беспрекословном повиновении начальству. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офицером присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображениями нарушивший присягу человек ни руководствовался.

Информация о работе Ритуалы Вооруженных сил РФ