Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа
В работе рассмотрено системное управление качеством, которое на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции. Конечно, при условии, что система эффективна.
Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению нет оснований.
При системном управлении качеством главной целью контроля становится накопление данных для совершенствования процесса производства и повышения «репутации продукции», а значит, и ее производителя у потребителей.
В этой связи службы контроля качества на капиталистических фирмах имеют широкий спектр деятельности. Кроме собственно: контроля они принимают участие в обсуждении концепции создания новых изделий, привлекают характеристики будущего изделия, а также выбор поставщиков сырья и т. д
К конструированию новой продукции службы контроля привлекаются с целью обеспечения качества новой конструкции. Специалисты этих служб строго отбираются для работы на этом участке; они должны быть не только технически грамотны и компетентны, но и коммуникабельны, так как при контактах с конструкторами им необходимо выяснить, правильно ли те понимают необходимость обеспечения требований к качеству создаваемой продукции, обусловленных выявленными потребностями потребителя.
Таким образом, службы контроля качества стали решать за. дачи управления, и круг их обязанностей вышел за рамки функций «чистого» контроля.
В условиях управления качеством проблема улучшения качества решается путем предотвращения, а не обнаружения де-
дефектов.
Развитие отдельных видов контроля качества на производственных предприятиях неоднозначно. Так, входной контроль имеет явную тенденцию к сокращению. Главным направлением здесь является выбор поставщика и методов взаимодействия с ним, наличие на предприятиях поставщика системы обеспечения качества, сертифицированной потребителем сырья (или нейтральной стороной). Входной контроль рассматривается на сегодняшний день только лишь как мера, дополняющая взаимоотношения поставщика сырья и его организации. Прежде всего надо отметить, что на входной контроль, как правило. составляется программа, которая учитывает специфику сырья, исходных материалов, масштабы производства и что важно степень совершенства взаимосвязи с поставщиком, можно сказать, его качество. А от этого зависит решение вопроса о том, нужен ли контроль вообще.
Примечательным моментом в программе входного контроля является анализ затрат поставщика на обеспечение качества своей продукции, что сказывается на цене сырья, а это важный фактор для потребителя при выборе поставщика.
Анализ тенденций в методах операционного контроля выявляет переход на статистические методы, использование контрольных карт, дисперсионного анализа, планирования эксперимента.
Оценка заключается в том, что после завершения всех операций по контролю н испытаниям партии продукции, отбирается выборка для дополнительной проверки. Ее результаты используют как основание для проведения тех или иных мероприятий по совершенствованию оборудования или методик контроля, а также повышения квалификации персонала. В некоторых случаях результаты оценки могут сказаться на решении об отправке изделий.
При анализе результатов контроля важно сравнить количество забракованных товаров с нормой допустимого брака. Перечень видов брака поступает к технологам, в обязанность которых входит принятие мер для устранения причин дефектов.
Если некачественные товары все же вышли за пределы фир. мы, то ее ждут финансовые потери, но это не так опасно, как потеря авторитета у потребителей (особенно у своих постоянных покупателей), что неизбежно за. этим последует. В этой связи жалобы потребителей рассматриваются как отражение эффективности программ и методов контроля качества на фирме.
Отметим еще одну особенность в программах контроля качества продукции на фирмах—разработку инструкций по установке оборудования н организации ремонта и обслуживания. В этом деле логика фирмы такова: покупатель может «простить» фирме обнаруженную в изделии погрешность, если изготовитель быстро и качественно может ее устранить за невысокую плату а лучше бесплатно. В противном случае покупатель не только сам откажется от товаров этой фирмы, но и отговорит от покупки его других.
Совершенно иной характер имеет государственный контроль качества продукции в восточноевропейских странах, где он рассматривался как часть государственной системы управления качеством продукции. Считать такую систему неэффиктивной нельзя, у неё есть ряд своих достоинств. Примером тому может служить органзация государственного контроля качества продукции в ЧСФР которую целесообразно рассмотреть подробнее, чтобы подчеркнуть ее рациональные аспекты качеством Согласно закону с государственном контроле за качеством продукции он включает три вида деятельности.
Оценку образцов изделий утверждение образцов к серийному производству контроль качества выпускаемой продукции (прошедшей оценку и утверждение).
Отечественные и экспортируемые (перспективные для экспорта) товары подвергаются всем трем видам контроля. Образцы импортируемых товаров подлежат только утверждению
(до их закупки).
Все три направления непосредственно связаны с государственными испытаниями, которые осуществляют 34 государственных контрольно-испытательных центра и 80 центров ведомственного подчинения. В ряде случаев из экономических соображений государственный контрольно-испытательный орган может принять решение о проведении испытании у изготовителя с использованием его испытательного оборудования. Ежегодно подвергается государственному контролю около 30% выпускаемых товаров (в стоимостном выражении).
Руководство государственными испытаниями осуществляет Управление по стандартизации и измерениям, являющееся центральным органом в области государственного контроля. Управление руководит деятельностью как государственных испытательных центров, так и испытательных лабораторий ведомственного подчинения, имея право выдавать им задания по согласованию с их вышестоящими органами. Ни те, ни другие испытательные центры не имеют права оценивать или утверждать образцы изделий собственного производства.
В большинстве промышленно развитых стран мира специальные государственные или контролируемые государством организации осуществляют контроль качества экспортных товаров. Можно сказать, что основоположником внешнеторговой деятельности этого рода была Япония, где система по проверке качества экспортируемого шелка-сырца была введена в конце XIX в. Эта система развивалась и распространялась на другие товары вплоть до второй мировой войны. В основе ее лежали установление и развитие ряда частных инспекционных агентств, проверка качества экспортируемой продукции со стороны которых была обязательной. В послевоенный период, когда промышленные и деловые круги этой страны пришли к выводу о необходимости усиления и укрепления внешнеэкономических связей как средства выживания Японии в растущей конкурентной борьбе, они выступили с требованиями о введении специальной системы контроля качества экспортируемых товаров, и парламент Японии принял Закон о контроле экспортных товаров. В основу Закона была заложена идея о том, что функции по проверке качества экспортных товаров должно взять на себя государство. Закон установил принцип личной ответственности, согласно которому за качество товара отвечает тот, кто его производит.
Вместе с тем, развитие внешней торговли Японии, практика поставок японских товаров за рубеж показали, что установленная Законом инспекционная система не может полностью предотвратить экспорт товаров низкого качества. В этой связи правительство Японии было вынуждено предпринять дополнительные меры по созданию в стране более рациональной системы инспектирования. В этих целях Закон о контроле экспортных товаров был полностью переработан, и в 1957 г. парламентом , был принят Закон об инспектировании экспорта. Целью Закона является подержание престижа и улучшение качества экспортных товаров для дальнейшего развития поставок товаров за границу.
Согласно Закону, обязательному контролю подлежат товары внесенные в перечень, установленный специальным распоряжением правительства. Это 30 наименований машин, оборудования и металлоизделий 23 вида сельскохозяйственных товаров, 40 наименований текстильных изделий и др. Товары, внесенные в перечень, не могут быть экспортированы без разрешения экспортной инспекции, даже если иностранные покупатели считают, что такая проверка не является необходимой.
Закон допускает возможность вывоза из страны товаров без прохождения инспекции, если соответствующий министр в своем разрешении на экспорт укажет, что при этом отсутствует угроза репутации фирмы.
На все включенные в перечень товары имеются специальные экспортные стандарты качества, устанавливаемые министром, который имеет право установить более высокий экспортный стандарт качества, если это необходимо. Контроль качества экспортируемых товаров проводится соответствующим государственным органом или частной инспекционной организацией агентством.
В настоящее время в Японии существует три правительственных организации (Институт по проверке текстильной продукции Министерства промышленности и торговли, Институт по проверке продукции сельского хозяйства и лесоводства. Бюро судоходства министерства транспорта) и 36 официально назначенных частных агентств по контролю качества экспортных товаров. Инспекция проводится на основании заявления лица заинтересованного в его проведении (производителя, экспортера и т. д.). При этом проверки, проведенные самим изготовителем, во внимание не принимаются. При положительном результате контроля, когда товар соответствует установленному экспортному стандарту, на изделие прикрепляется соответствующая наклейка (ярлык), в которой указывается имя инспектора, наименование инспекционного органа, а также другие данные, установленные соответствующим министром. Кроме того, успешное прохождение товаром экспортной инспекции подтверждается соответствующим сертификатом, который представляется при прохождении таможенных формальностей. Оплачивает контроль заявитель в размере не выше 1% от стоимости товара. Некоторые товары (всего их 14 наименований) по решению министра подвергаются самоинспектированию изготовителем, что удостоверяется специальной наклейкой.
В случае, если обнаружено, что наклейка нанесена на товар, не отвечающий требованиям экспортного стандарта, министр может отменить право самоинспектирования или запретить экспорт на срок до одного года. В этом случае, а также в тех случаях, когда министр намеревается потребовать увольнения в соответствии с Законом служащего, назначенного им инспекционного агенства или экспортного инспектора, либо на основании Закона аннулировать (приостановить) на определенное время полностью или частично деятельность такого агентства, он обязан после направления соответствующего уведомления провести открытое разбирательство дела. При этом дата, место и существо разбираемого вопроса должны быть указаны в направляемом им уведомлении. Любое лицо, которое считает, что оно незаслуженно пострадало от постановления государственного инспекционного органа или назначенного инспекционного агентства, может подать министру письменную жалобу.
Ответственность за нарушение Закона об инспектировании экспорта установлена в виде привлечения к исправительным работам или уплаты денежного штрафа; при этом срок заключения и размер штрафа зависят от характера нарушения.
При Министерстве внешней торговли и промышленности Японии создан Совет по экспортной инспекции и поддержке дизайна, в задачи которого входит анализ состояния контроля качества экспортных товаров, пересмотр списка товаров, подлежащих обязательной инспекции, установление новых и пересмотр действующих экспортных стандартов качества, а также рассмотрение предложений заинтересованных министров.
Опыт Японии в части контроля качества товаров во внешней торговле нашел широкое применение в других странах, особенно широко этот опыт используется в развивающихся странах Азии, Африки, Латинской Америки н бассейна Карибского моря.
ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО
В управлении качеством продукции на фирмах важное место занимает вопрос о затратах на качество. Они рассматриваются как основа для установления размера вложений в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество — одна из главных целей системного управления качеством. Расходы на качество играют не последнюю роль и в конкурентных позициях фирмы, определяя ее возможности при ведении ценовой конкуренции. Этой проблеме в капиталистических странах придается большое значение. Так, например, Американское общество по контролю качества (AQCS) создало в своем составе Технический комитет по затратам на обеспечение качества товаров.
В рамках систем управления качеством затраты на качество обычно классифицируют на затраты изговителя и другие расходы'. Расходы изготовителя складываются из предупредительных, оценочных, затрат из-за внутренних отказов, издержек из-за внешних отказов. Предупредительные затраты включают расходы по следующим статьям:
планирование качества (затраты времени всеми работниками фирмы па подготовку программы, организацию и внедрение системы; разработку требований к контролю качества сырья и материалов, производственных процессов и выпускаемой продукции; подготовка методик, инструкций и т. п.; анализ качества на допроизводственной стадии);
контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических процессов на фирме-изготовителе и у поставщиков с целью выработки соответствующих методов и выбора средств контроля, подготовки планов и графиков контроля);
оборудование для получения информации о качестве (затраты времени работников на проектирование оборудования для контроля технологического процесса, на сбор и обработку данных и представление их соответствующим специалистам);