Теоретические основы формирования кредитоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время значение малого бизнеса очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа финансового состояния.

Файлы: 1 файл

курсовая здрестова.docx

— 239.88 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время значение малого бизнеса очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа финансового состояния.

В современных условиях развитие потенциала малого бизнеса становится действительно важным. Малый бизнес является основой для совершенствования качества структуры экспорта, т.к. его деятельность в основном сосредоточена в материальном производстве и сфере услуг. Предприятия малого бизнеса наиболее полно отвечают требованиям современной экономики: легкость переориентации производств, инновационность производимой продукции, чуткость к потребностям рынка, максимально эффективная производительность в соотношении человек — часы и многие другие факторы предопределяют один из основных приоритетов российской экономики — создание условий, обеспечивающих кардинальное увеличение несырьевого экспорта. 

Степень освещенности проблемы. Вопросам эффективности работы и платежеспособности предприятий малого бизнеса посвящено значительное число работ. Однако, в связи с быстро меняющейся экономической средой, многие вопросы по повышению платежеспособности предприятий малого бизнеса остаются недостаточно проработанными, несмотря на актуальность и острую востребованность в их решении.

Вместе с тем, изучение показало, что характерным для большинства работ является недостаточная степень системного подхода к анализу платежеспособности предприятий данного сектора экономики и преувеличение роли ликвидности и страхования в обеспечении устойчивого функционирования предприятий. При этом часто понятие платежеспособности подменяется понятием ликвидности. 

Таким образом, существует необходимость в разработке такой системы анализа платежеспособности и методов управления финансовым оздоровлением предприятий малого бизнеса, которая позволила бы в минимальные сроки и с минимальными затратами повысить качество управления ими.

Актуальность и недостаточная разработанность вопросов методологии анализа платежеспособности и ликвидности предприятий малого бизнеса.

Целью представленной работы является проведение оценки платёжеспособности и ликвидности предприятия малого бизнеса. Разработать научно-методические и практические рекомендации по совершенствованию кредитоспособности предприятия малого бизнеса.

Объектом исследования является предприятие малого бизнеса ООО «Триумф», специализирующееся на розничной торговле мягкой и корпусной мебели. Предметом исследования является исследование и анализ кредитоспособности предприятия малого бизнеса.

Курсовая работа включает в себя введение, три части основного текста, вывода, заключения, библиографического списка из 30 источников отечественных и зарубежных специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 глава. Теоретические  основы формирования кредитоспособности  предприятия

    1. Предприятие малого бизнеса как объект исследования.

Малое предпринимательство относится к потенциально важнейшим факторам ускорения рыночных преобразований и обеспечения социально-экономического развития современного общества. Развитие предприятий малого бизнеса способствует постепенному созданию большого процента мелких собственников, чей достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ российского государства, основой политической стабильности и демократического развития общества. Предприятия малого бизнеса тем самым, помимо источника средств существования, также являются способом повышения эффективности человеческих ресурсов. При этом объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий является тем фактором, обуславливающим увеличение числа граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Предприятия малого бизнеса - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества в условиях современной экономики РФ, они имеют свои отличительные особенности, преимущества и недостатки, так же существуют некоторые российские закономерности их развития. Функционирование на определенном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация в определенном сегменте рынка, а также возможность создать предприятие малого бизнеса с небольшим начальным капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его неоспоримыми достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

Предприятия малого бизнеса за последние годы экономических реформ стали важнейшим сектором народного хозяйства, который оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию современной России. Именно в этом секторе экономики создаются новые рабочие места.

Этот сектор экономики образует разветвленную сеть малых предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Предприятиями малого бизнеса создается основная масса местных продуктов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что важнейшим условием качественного и устойчивого развития является одновременное функционирование крупных, средних, малых предприятий, а также осуществление деятельности, базирующейся на личном труде. Доступность малого бизнеса как сферы деятельности для широкого круга людей обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. Положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места.

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мире нет унифицированного определения предприятия малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми, что, похоже, совсем не мешает их развитию и прогрессу. В то же время применяется детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые, средние), при этом, как и в современном российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников предприятия. Наряду с ним применяются и показатели, не предусмотренные отечественным законодательством, - оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и другие. К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества работников, к малым и средним относят предприятия с числом занятых не более 250 человек. Не дается единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в Ирландии. Обычно под малыми и средними там подразумеваются предприятия с числом работающих не более 500 человек.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не должна превышать 25%;

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно - для средних предприятий;

до ста человек включительно - для малых предприятий; среди последних выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Интересна статистика современного развития предприятий малого бизнеса в России. Ниже приведена статистика из исследования 2012 года Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по состоянию малых предприятий в условиях современной экономики.

Таблица 1.1

Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

 

Следует заметить, что в России пока на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП.

В период экономического кризиса и выхода из него малое предпринимательство как никогда нуждается в предоставлении льгот и поддержке государством для сохранения и упрочнения своих позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой.

Главные проблемы развития предприятий малого бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его государственной поддержки. Однако, самая масштабная проблема малого бизнеса в России - нехватка квалифицированного персонала. Далее следуют общий спад спроса в отраслях экономики России, несправедливая конкуренция, недоступность кредитных ресурсов и проблемы с административным регулированием. Вне зависимости от региона, специалисты указывают на следующие проблемы развития предприятий малого бизнеса: административные барьеры, коррупция, дефицит рабочей силы, высокие тарифы, в том числе на Интернет. Пути решения также аналогичны - взятки чиновникам и практически полный отказ от участия в муниципальных программах по поддержке бизнеса.

Таким образом, не преувеличивая значения предприятий малого бизнеса, можно сказать, что его роль в удовлетворении нужд населения должна увеличиваться, особенно в современных условиях экономического кризиса.

Для реализации программ развития предприятий малого бизнеса необходимо сформулировать и законодательно закрепить правовые механизмы оказания финансово-кредитной, консультационно-информационной, имущественной, технической поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, а также реализации мер, направленных на развитие трудовых ресурсов малого бизнеса, в том числе по развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого предпринимательства, начинающих предпринимателей и государственных служащих, отвечающих за развитие и регулирование деятельности малого предпринимательства.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организация инфраструктуры такой поддержки должна осуществляться путем предоставления им финансовых средств, государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки малого предпринимательства, а также из внебюджетных источников, в том числе из средств фондов поддержки малого предпринимательства и обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства. Бюджетная финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней может иметь следующие формы: а) субвенции и субсидии, предоставляемые физическим и юридическим лицам; б) бюджетные кредиты, займы и ссуды; в) государственные и муниципальные гарантии; г) иные формы, предусмотренные законодательством РФ. Условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, субсидий и субвенций должны устанавливаться федеральными законами о бюджете, законами о бюджете субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы и организации, на которые возложены функции по финансовому обеспечению государственных и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, должны выделять бюджетные финансовые средства субъектам и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в рамках государственных и муниципальных целевых программ.

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что предприятия малого бизнеса существовали всегда и при любом общественном строе. Эти предприятия стали важным явлением экономической жизни именно в условиях рыночной экономики. На современном этапе предприятия малого бизнеса играют большую роль в жизни страны, представляя собой многоплановое явление. В настоящее время малое предпринимательство имеет свои ниши в различных отраслях экономики. При этом во многих отраслях малое предпринимательство находится, в силу особенностей экономики, в схожих условиях, но применяя различные стили управления и формы, а также методы осуществления деятельности, выбор которых существенно влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий.

На основе вышеизложенного формируется вывод о том, что повышению основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка общих для них методологий, учитывающих как современное состояние и тенденции экономики в целом, особенности малых предприятий, в частности особенности влияния на их деятельность законодательства.

Информация о работе Теоретические основы формирования кредитоспособности предприятия