Теоретические основы формирования кредитоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время значение малого бизнеса очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа финансового состояния.

Файлы: 1 файл

курсовая здрестова.docx

— 239.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Пути оптимизации  кредитоспособности предприятия

Наиболее важные показатели, определяющие уровень риска следующие:

стабильность финансовых потоков, обеспеченность собственными средствами и устойчивыми пассивами, ликвидность обеспечения и достаточность обеспечения. Оценка кредитного риска, в сложившейся практике, осуществляется двумя основными способами - качественным и количественным. Качественный способ представляет собой словесное описание уровня риска и обычно производится путем составления кредитного рейтинга. Цель качественной оценки рисков - принятие решения о возможности кредитования (в том числе оказания факторинговых услуг), приемлемости залогов и переход к определению качественных параметров.

Кредитные рейтинги определяются, как правило, следующим образом:

 
1. Составляется шкала оценки риска  для заемщиков (или отдельных  кредитов, или групп залогов), например, «минимальный риск», «умеренный  риск», «предельный риск», «недопустимый  риск» или группы под номерами  по возрастанию или уменьшению. Показателям кредитного рейтинга  присваивается количественная оценка, например количество баллов или  процентов.

 
2. Выделяются существенные показатели  деятельности заемщика, определяющие  уровень риска, их удельные веса  при формировании совокупного  показателя.

 
3. Формируется совокупный показатель риска (кредитный рейтинг) путем соединения оценок отдельных показателей, согласно их удельным весам.

Количественная оценка - это присвоение количественного параметра качественному с целью определения предела потерь по операции и включения процесса управления рисками в бизнес-планирование.

Такой метод имеет два преимущества:

 
1. Риск оценивается количественно  и можно обосновать размеры  резервов для его покрытия.

 
2. Оценка в рублях - сопоставимая  база для всех видов риска. Возможность суммирования всех  видов рисков позволяет определить  «предел потерь» - один из элементов стратегии банка. 
Чрезвычайно важно правильно определить количественные параметры, поскольку именно они должны оказать самое прямое влияние на структуру оборотных средств в процессе планирования. 
Если качественная оценка дает достаточно широкие границы показателя, то в количественной оценке границы конкретны. Количественный показатель определяется путем увеличения уровня кредитного риска на размер кредита. Полученная сумма может формировать резерв на возможные потери по данному виду операций. 
Отметим также, что в мировой практике при оценке риска кредитования используется метод скоринг-систем. 
Скоринговая система оценки платежеспособности розничного клиента – это статистическая модель, оценивающая вероятность того, что заемщик не заплатит по своим обязательствам в срок. А, как известно, для построения любой статистической модели необходимо иметь достаточную по объему и качественную базу данных. Именно отсутствие достаточного объема информации по розничным клиентам является основной преградой финансовых институтов в построении внутренних скоринговых моделей. Мелкие или начинающие банки в Европе, сталкивающиеся с подобной проблемой, часто прибегают к внешним источникам информации, как, например, покупка готовой модели или построение универсальной скоринговой системы , использующей в своей основе внешние базы данных с информацией по физическим лицам, приобретенные в бюро кредитных историй, у специализированных компаний-разработчиков, других банков или даже телефонных компаний. Принимая во внимание особенности финансовой системы Республики Беларусь и сравнительную новизну рынка кредитных услуг физическим лицам, белорусские банки столкнутся с проблемой отсутствия предложения на рынке внешних источников информации. Оптимальное решение в данной ситуации – это объединение баз данных по розничным клиентам нескольких схожих по предлагаемым услугам и роду деятельности банков в единый пул, и построение своих скоринговых систем на основе общих данных физических лиц нескольких банков. 
База данных для построения скоринговой модели (собственная или приобретенная) должна содержать всю возможную информацию по клиентам за последние 2–5 лет, в том числе клиентский номер, банковский продукт, решение по кредитной заявке, дату открытия счета, статус задолженности, баланс на счету и т.д. 
Далее из выборочной совокупности должны быть исключены: 
1. все нестандартные случаи (аномально большие суммы кредита, необычные цели для займа, реструктуризированные обязательства, клиенты с нестандартными условиями выплат и др.) 
2. отказы в выдаче кредита по причинам, обусловленным единой политикой банка (несовершеннолетние, банкроты, двойные заявки и др.)

 
3. инсайдерские кредиты (VIP, сотрудники  банка и др.)

 
4. сторно, незаконченные или находящиеся в процессе обработки кредитные анкеты.

 
5. нестандартное поведение клиента  после выплаты кредита (подделка  документов и мошенничество, кражи  и потери кредитных карт, смертельные  случаи и др.).

 
Все остальные данные в выборке должны быть разбиты на категории: «хороший» (платежеспособный), «плохой» (неплатежеспособный) клиент или «отказ» в выплате кредита. 
В теории по созданию скоринговых систем процесс моделирования часто разбивают на два этапа:

 
1) построение первичной модели  с использованием известных данных  по розничным счетам ( платежеспособный/неплатежеспособный).

 
2) построение конечной модели  с добавлением данных по клиентам, которым было отказано в кредите («отказы»). Практика, однако, показала, что добавление отказов, несмотря  на большие затраты ресурсов, редко приносит желаемый результат  и оказывает несущественное влияние  на качество и характер модели. Поэтому далее мы предлагаем  учитывать при построении лишь  данные существующих клиентов, охарактеризовавших  себя с позиции платежеспособности («хороший»/«плохой» случай). 
Перед тем как переходить к анализу скоринговых показателей и построению первичной модели, банку необходимо точно сформулировать свое определение «плохого» случая (дефолта). Примерами определения дефолта в мировой практике являются: уровень просроченной задолженности (свыше 30 дней, 60 дней или 90 и более дней) на текущий момент или худший статус за все время кредитной истории, а также списание со счета, 3 раза задолженность свыше 30 дней, 2 раза задолженность свыше 60 дней, один раз задолженность свыше 90 дней, просроченная задолженность в размере свыше 500 000 руб. и т. д. Базель II дефинирует понятие дефолта как существование просроченной задолженности на счету свыше 90 дней когда-либо на протяжении всей кредитной истории. Банк свободен сам выбирать для себя, какое понятие дефолта лучше всего использовать при построении скоринговой модели, если он сможет логически аргументировать свой выбор. Подтверждение правильности выбранного определения может осуществляться экспертным путем или аналитическими методами. 
После точного определения и документации понятия дефолта всех розничных клиентов, попадающих в эту категорию, необходимо охарактеризовать как «неплатежеспособных», а остальных - как «платежеспособных». Размер выборки, придерживаясь грубого правила, должен составлять около 1500 «плохих» случаев и 1500 «хороших». При небольших объемах бизнеса можно использовать и меньшие базы данных по розничным клиентам, тем не менее, минимальная статистически значимая выборка считается 600 случаев. Для того чтобы классифицировать текущих клиентов, находящихся в процессе погашения кредита, обычно определяют «показательный период» – это период, в течение которого большинство счетов проявляют себя с позиции дефолта. Типичным «показательным периодом» является период 18 месяцев, т.е. все новые счета, использующиеся для построения скоринговой модели, наблюдают в течение 18 месяцев для классификации их в категории «плохой» или «хороший» плательщик. Наиболее точно, применительно к конкретному кредитному портфелю банка, этот период можно определить с помощью аналитических методов . 
В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель; чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности. 
Интегральный показатель каждого клиента сравнивается с неким числовым порогом, или линией раздела, которая, по существу, является линией безубыточности и рассчитывается из отношения, сколько в среднем нужно клиентов, которые платят в срок, для того, чтобы компенсировать убытки от одного должника. Клиентам с интегральным показателем выше этой линии выдается кредит, клиентам с интегральным показателем ниже этой линии - нет. 
Лимитирование риска - установление неких ограничителей и создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска. 
Лимитирование кредитных рисков включает несколько составляющих: 
1. Установление структурных лимитов, представляющих собой определенное процентное соотношение кредитов с различным уровнем риска. Задача - установить это процентное соотношение таким образом, чтобы не превысить запланированного предела потерь. 
2. Лимитирование кредитных рисков конкретных заемщиков. 
3. Установление лимитов кредитования на различные виды кредитных операций. 
В создание системы процедур, направленных на поддержание запланированного уровня риска входят следующие мероприятия: 
1. Создание системы делегирования ответственности - так называемой «матрицы полномочий». 
2. Дополнительный контроль на стадии выдачи кредита. 
3. Периодический мониторинг уровня риска по портфелю в целом. 
Создание матрицы полномочий необходимо для того, чтобы правильно распределить силы без ущерба для процесса управления рисками. Контроль должен осуществляться на всех этапах: этапе установления лимита, этапе совершения сделки (разрешения сделки), этапе перевода средств. 
Участие в совершении сделки службы внутреннего контроля предполагает дополнительный контроль за выполнением всех существенных условий и ее надлежащим оформлением. 
Периодический мониторинг уровня кредитного риска по портфелю в целом необходим как при выдаче новых кредитов, так и без выдачи новых кредитов. Последнее актуально в связи с тем, что уровень риска может измениться с изменением финансового положения заемщика, под действием ценовых факторов, в связи с изменением ситуации на рынке различных товаров, изменении динамики курсов валют и т.п. 
В итоге можно порекомендовать специалистам Банка, при анализе риска оценивать в первую очередь стабильность финансовых потоков возможного клиента. 
Стабильность финансовых потоков в течение длительного времени свидетельствует: во-первых, о том, что бизнес клиента состоялся, во-вторых, о том, что имеется достаточное количество дебиторов и кредиторов. Даже если происходили какие-то сбои в продажах и закупках, течения бизнеса они не нарушали. Высокая обеспеченность собственными оборотными средствами и условно-постоянными пассивами свидетельствует о том, что при возникновении ценовых или производственных рисков, у предприятия достаточно денег, чтобы самостоятельно закрыть «дыры», не делая банк заложником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Каждое предприятие совершает хозяйственные операции по купле-продаже. При этом в зависимости от принятой финансовой политики предприятие может осуществлять реализацию продукции в кредит (что необходимо в целях стимулирования сбыта). Экономический смысл кредита состоит в том, чтобы заинтересовать покупателя выгодными условиями поставок. Контрагентам всегда выгодно покупать продукцию с возможностью последующей оплаты, иногда даже после перепродажи данной продукции или использования в своем хозяйственном обороте. Результатом такой политики на предприятии может стать неоправданная дебиторская задолженность, наличие которой отрицательно влияет на деятельность предприятия. Для ее предотвращения в рамках финансового анализа необходимо постоянно анализировать кредитоспособность партнеров. Наиболее распространенным и методологически проработанным является метод комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его основным недостатком является низкая прогностическая способность. 
Иностранные методики оценки кредитоспособности, обладающие высокими прогностическими характеристиками, неадаптированы для применения в России, поэтому их использование затруднительно. 
Оценку кредитоспособности затрудняет необходимость учёта и анализа качественных характеристик предприятия, методология оценки которых неформализирована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ и оценка  кредитных операций и кредитоспособности  предприятия.

2.1. Организационно-правовая  характеристика предприятия 

ООО «Управляющая компания «Жилсервис» – это предприятие сферы услуг ЖКХ, которое является управляющей компанией по техническому обслуживанию многоквартирных жилых домов в г. Красноярске.      

На  основании муниципального контракта, заключенного с городской администрацией, ООО «Управляющая компания «Жилсервис» от своего имени заключает договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, а также договоры на поставку энергоресурсов и обслуживание жилищного фонда. По договорам платежи за коммунальные услуги и плата за содержание и ремонт данного жилого помещения поступают от жильцов на расчетный счет управляющей организации. Затем из этих средств она оплачивает выполненные работы и предоставленные жилищно-коммунальные услуги. 
     Предприятие ЖКХ ООО «Управляющая компания «Жилсервис» было создано в декабре 2006 года в рамках предписания ст. 161 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ, который устанавливает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками; управление товариществом собственников жилья; или управление управляющей компанией). 
     ООО «Управляющая компания «Жилсервис» обеспечивает предоставление собственникам жилых помещений коммунальных услуг и заключает договоры купли-продажи с ресурсоснабжающими организациями от своего имени и за счет собственников многоквартирных домов, а также оказывает услуги и выполняет работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. 
     Управляющая организация ООО «Управляющая компания «Жилсервис» принимает на свой расчетный  счет платежи за коммунальные услуги, которые вносят жильцы многоквартирных домов. Она также вправе перечислять соответствующие суммы юридическим лицам, непосредственно оказывающим данные услуги. 
     ООО «Управляющая компания «Жилсервис» осуществляет: 

предоставление услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 
санитарные работы по содержанию помещений общего пользования; 
уборка земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов; 
устранение аварий и выполнение заявок населения; 
техническое обслуживание и ремонт жилых домов; 
техническое обслуживание инженерных систем жилых домов: 
ремонт внутридомовых сетей горячего водоснабжения; 
ремонт распределительных устройств электрических сетей дома; 
ремонт внутридомовых сетей водоснабжения; 
ремонт объектов внешнего благоустройства; 
учет энергоресурсов; 
выполнение строительных и ремонтно-строительных работ; 
организация работы по проведению собрания жильцов; 
начисление, сбор платежей за предоставленные услуги.     

Предприятие ООО «Управляющая компания «Жилсервис» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках. Предприятие является коммерческой организацией, создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. 
     Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Согласно ФЗ от 1998 г. №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью», обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. 
     Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. 
     Уставной  капитал ООО «Управляющая компания «Жилсервис» составляет 20308 тыс. руб., и принадлежит учредителям фирмы. 
     Высшим органом управления ООО «Управляющая компания «Жилсервис» является собрание учредителей. Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется генеральным директором и правлением.  
     Производственно-техническая  служба предприятия осуществляет текущее  техническое обслуживание, ремонт жилищного фонда; устанавливает приборы учета; осуществляет ремонт лифтов; работает с обращениями граждан. Производственно-экономическая служба предприятия ведет отчетную калькуляцию себестоимости ремонта, содержания и эксплуатации жилищного фонда; отчетную калькуляцию по прочей деятельности. Бухгалтерией осуществляется ведение бухгалтерского учета, поддержание книг учета и документов бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, а также расчетно-кассовое обслуживание ООО «Управляющая компания «Жилсервис» в соответствии с действующим законодательством. В организации используется автоматизированная форма бухгалтерского учета с использованием программного продукта «1-С Предприятие».

 

 


Информация о работе Теоретические основы формирования кредитоспособности предприятия