Стандарты ИСО - 9000

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 19:44, реферат

Краткое описание

Цель настоящего исследования – рассмотрение и изучение семейства международных стандартов ИСО 9000.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- рассмотреть систему международных стандартов ИСО 9000;
- изучить новую версию международных стандартов ИСО серии 9000.

Оглавление

Задача № 4………………………………………………………………………37
Задача № 12…………………………………………………………………….39

Файлы: 1 файл

управление кач.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

     2.2 Необходимость сертификации.

     Ясно, что управлять качеством должны все, кто хочет сохранить конкурентоспособность на рынке. Вряд ли кто-то станет отрицать важность повышения качества для успеха на рынке. Другое дело — дорогостоящая процедура сертификации.

     Сертификация  предполагает соответствие системы  качества предприятия ряду как содержательных, так и формальных требований. Процесс приведения системы качества в соответствие этим ним требованиям может быть весьма трудоемким и, как правило, занимает много времени. Поэтому, прежде чем принять решение о подготовке системы качества к сертификации по ИСО 9000, руководство предприятия должно тщательно взвесить все «за» и «против», а также ясно определить, зачем компании нужен сертифицировать систему качества.

     Даже  за рубежом наличие сертификата  ИСО 9000 (или аналогичных сертификатов) является обязательным лишь в отдельных отраслях, преимущественно, связанных с продукцией, от качества которой зависит жизнь и здоровье людей (военные и аэрокосмические отрасли, автомобилестроение и др.). Иногда наличие сертификации является требованиям системы качества самого заказчика. В остальных случаях сертификат ИСО 9000 не является обязательным, однако, может обеспечить преимущество при выборе поставщика.

     Интерес российских компаний к сертификации по ИСО 9000 обусловлен, чаще всего, желанием выйти (или «удержаться») на зарубежных рынках, а также требованиями клиентов создать сертифицированную систему менеджмента качества. Европейские партнеры, в свою очередь, готовы сотрудничать с поставщиками и субподрядчиками из России, однако требуют высокого и стабильного качества соответствующих услуг. Конечно, наличие документированной и сертифицированной системы качества может обеспечить большее доверие со стороны зарубежных партнеров. 

 

      3. Новая версия международных стандартов ИСО серии 9000.

     3.1 Основные положения.

     Комплекс  документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых  стандартов:

     - ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;

     - ИСО 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

     - ИСО 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);

     - ИСО 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды»;

     - ИСО 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

     Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые  полностью гармонизированы между  собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями.

     Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы  как совместимые со стандартами  других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы  управления охраной окружающей среды.

     Действующий стандарт ИСО 8402 преобразован в стандарт ИСО 9000. В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел). Стандарт ИСО 9000 заменяет ИСО 9000:1994 и ИСО 8402. При этом «Словарь» (ИСО 8402) подвергся пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть «старых» понятий.

     В связи с описанными и еще предстоящими изменениями и стандартах ИСО серии 9000 пересмотрены национальные российские стандарты ГОСТ Р 40.002, ГОСТ Р 40.004, ГОСТ Р 40.005, и введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000.

     Принципиальны отличия новой версии стандартов:

  1. Приоритетными являются вопросы определения ожиданий клиента и удовлетворенность клиента.
  2. Подчеркивается ответственность руководства.
  3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия.
  4. Улучшена возможность интеграции с другими системами (например, с системой управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001).
  5. Улучшена возможность применения стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.
  6. Появилось требование измерения удовлетворенности клиента.
  7. Выдвинуты новые требования, касающиеся управления ресурсами.
  8. Устранена имевшаяся ранее нечеткость с применением не которых терминов.

     3.2 ИСО 9001:2000

     Стандарт  ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9004 версии 1994 г. Документ включает практически все требования ИСО 9001:1994, добавляя к ним ряд новых. Полностью изменилась структура стандарта: вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов — «Система менеджмента качества», «Ответственность руководства», «Менеджмент ресурсов», «Процессы жизненного цикла продукции», «Измерение, анализ и улучшение».

     В приложении к стандарту ИСО 9001:2000 приведены таблицы соответствия разделов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. Данные таблицы удобны при пересмотре документации системы качества, так как позволяют переработать Руководство по качеству без выполнения двойной работы, просто копируя те разделы, которые не претерпели изменений.

     Разрешена адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые не применяются организацией. Это относится к организациям, ведущим подготовку к регистрации на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9004. Блок «Планирование процессов жизненного цикла продукции» может рассматриваться как переменный, то есть при определении области сертификации выбираются те процессы, которые реально выполняются организацией. Остальные блоки в модели системы менеджмента качества являются блоками управления, а, следовательно, постоянными, поэтому все элементы этих блоков должны выполняться.

     Следует уделить внимание положению ИСО 9001:2000 о том, что организация может  исключить только те требования системы  менеджмент качества, которые не влияют на работоспособность организации или не освобождают ее от ответственности обеспечивать потребителя продукцией или услугой, отвечающей его требованиям и применимым требованиям регламентов.

     Версия  стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации  более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством.

     Обязательным является документирование всего шести процедур:

  • управление документацией;
  • управление записями о качестве;
  • внутренние аудиты;
  • управление несоответствующей продукцией;
  • корректирующие действия;
  • предупреждающие, действия.

     Принципы  системного управления качеством. Новая версия стандарт базируется на 8 принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качеством (ТОМ).

     Принципы  выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы - это во многом задание «на завтра», они адресованы прежде всего тем организациям, которые не ограничатся сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (ТОМ) и использовать ее в качестве основы для создания системы менеджмента организации,

     Ориентация  организации на заказчика. Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков. Поэтому организации должны понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции, но и с ценой, режимом и условиями поставки, условиями обслуживания при использовании продукции и пр.

     Стандарты ИСО 9000:2000 ориентируют на осознание  различных потребностей и ожиданий потребителей, которые важны для принятия ими решений о приобретении продукции. Необходимо обеспечить сбалансированный подход к запросам потребителей и потребностям других сторон (акционеров, поставщиков, общества в целом, регионов и др.), заинтересованных в результатах деятельности организации.

     Ведущая роль руководства. Руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации. Они создают обстановку, в которой сотрудники целиком и полностью могут быть вовлечены в достижение целей организации.

     Прежде  всего, необходимо, чтобы руководители высшего звена своим личным примером демонстрировали приверженность качеству. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей сотрудников и лучшему решению задач качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества.

     Одним из способов реализации данного принципа является определение руководством организации долгосрочной политики и миссии области качества и трансформация этой политики в измеряемые цели и задачи.

     Вовлечение  сотрудников. Сотрудники представляют наиболее существенную и ценную часть организации, и наилучшее использование их возможностей может принести организации максимальную выгоду.

     Система качества и ее механизмы должны побуждать  сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать свои знания, передавать свои знания и опыт коллегам, представлять свою организацию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.

     Процессо-ориентированный подход. Любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход другого. Систематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000:2000 как «Процессо-ориентированный подход».

     Версия 2000 г. имеет совершенно новый взгляд на систему, который предполагает, во-первых, алгоритмический подход к проектированию системы качества как совокупности взаимосвязанных процессов.

     При этом каждый процесс рассматривается  как система с вытекающими из этого последствиями:

  • входы и результаты процесса четко определяются и измеряются;
  • определяются потребители каждого процесса, идентифицируются их требования, изучается их удовлетворенность результатами процесса;
  • устанавливается взаимодействие данного процесса с остальными процессами организации;
  • устанавливаются полномочия, права и ответственность за управление процессом;
  • при проектировании процесса определяется его ресурсное обеспечение.

     Сформулированный  таким образом основной перечень процессов документируется. При документировании устанавливаются владельцы процессов из числа специалистов высокой квалификации, досконально знающих свои процессы и пользующихся авторитетом у сотрудников, то есть при назначении владельцев процессов реализуется принцип менеджмента качества — лидерство.

     Далее производится ранжирование процессов, соответствующих конкретным функциям по степени их влияния на достижение целей организации. Такое ранжирование производится на фоне двух групп, первая из которых объединяет процессы внешних (главных и второстепенных), а вторая — внутренних (основных и вспомогательных) производственных функций организации. На множестве процессов выделяются те, которые могут принести прибыль или другую выгоду, т. е. бизнес-процессы. Это позволяет обоснованно подойти к распределению ресурсов при управлении деятельностью организации.

Информация о работе Стандарты ИСО - 9000