Специфика управления качеством

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 12:51, реферат

Краткое описание

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

Оглавление

Введение
1.Теоретические аспекты изучения специфики системы управления качеством
1.1.Характеристика элементов системы качества продукции
1.2.Назначение системы управления качеством продукции
1.3. Социально – психологические особенности коллектива при внедрении системы качества
2. Анализ социально – психологического состояния организации при использовании системы качества продукции
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Исследование системы управления качеством продукции на предприятии
2.3. Совершенствование социально – психологического климата в организации при системе качества продукции
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

специфика управления качеством.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

                  маркетинг

                  организация учета и анализа затрат на качество

                  прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства

                  решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации[8]

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ социально – психологического состояния организации при использовании системы качества продукции

2.1. Краткая характеристика предприятия

 

В настоящее время ЗАОр "НП "Конфил" является крупнейшим в Нижнем Поволжье кондитерским предприятием и входит в число двадцати крупнейших кондитерских фабрик России. Годовой объем продаж предприятия составляет около 20 000 тонн при ассортименте более 300 наименований кондитерских изделий.

Особой заботой руководства предприятия является повышение конкурентоспособности всего ассортимента кондитерских изделий за счёт повышения технического уровня производства, тщательного отбора источников сырья, совершенствования технологий и управления производственными процессами, оптимизации ассортиментного ряда.

Продукция фабрики пользуется спросом во многих регионах РФ и странах Ближнего Зарубежья. Наших партнёров привлекает высокая конкурентоспособность ассортимента, достигаемая за счёт очень высокого уровня качества кондитерских изделий, красочной упаковки, универсальности и широты ассортимента.

Лидерами продаж по праву можно назвать:

                  Карамель «Варенька»,

                  Карамель «Васятка»,

                  Карамель «Волгоградская птаха сгущенка»,

                  Конфеты «Отражение люкс»,

                  Конфеты «Дивная ласточка»,

                  Конфет «Ясный месяц»,

                  Зефир «Ванильный»,

                  Конфеты «Жаркое лето с халвой»

А также бренды, известные не только в России, но за ее пределами:

                  Дон-Батюшка

                  Конфил

                  Аксинья

                  Конфилочка

Существенными преимуществами продукции ЗАОр «НП Конфил» на современном кондитерском рынке являются следующие факторы:

                  выпуск продукции только в соответствии с требованиями ГОСТа.

                  использование в производстве только натурального сырья, без применения консервантов и ГМИ (генетически модифицированных ингредиентов). Применение консервантов и других химических добавок по продлению срока годности и интенсификации вкуса на производстве ЗАОр «НП Конфил» исключено.

                  первичная переработка какао-бобов и всех видов ореха, т.к. только использование в производстве свежеобработанных орехов дает возможность получить продукцию с ярко выраженным свежим ореховым вкусом.

                  для обеспечения устойчивого качества продукции на предприятии осуществляется лабораторный контроль, начиная от приемки сырья и заканчивая готовой продукцией. Предприятие имеет собственную микробиологическую лабораторию, которая до сегодняшнего дня не является обязательным требованием для кондитерской промышленности.

Приоритетными направлениями работы ЗАОр "НП Конфил" в сфере производства являются:

                  повышение уровня качества выпускаемых кондитерских изделий (над этим успешно работает отдел управления качеством продукции).

                  внедрение и использование современных технологий, а также нетрадиционных для кондитерской отрасли видов сырья в производстве новых видов продукции.

                  ежегодный выпуск новинок не менее 10% от общего объема выпускаемой продукции (в 2008г. выпущены новинки: шоколад «Конфил» со вкусами малины, зеленого чая и кофе, пралиновые конфеты «Дон-Батюшка шоколад» и «Дон-Батюшка зеленый чай», конфеты ассорти со вкусами клубники и черной смородины, зефир «Конфиленок» (маршмелоу), наборы конфет и мармелада, и т.д.).

Комплекс маркетинговой деятельности предприятия включает несколько направлений, главные из которых:

                  Участие в Российских и международных специализированных выставках (благодаря выставочной деятельности были расширены рынки сбыта продукции, был признан высокий уровень качества продукции ЗАОр "НП Конфил" на кондитерском рынке РФ и стран Ближнего Зарубежья) – Результатом участия ЗАОр «НП Конфил» в международном конкурсе в рамках выставки «Продэкспо-2008» стала серебряная медаль, присужденная конфетам «Конфил-блюз» молочное ассорти с миндальным пралине, «Синтия» ассорти с целым орехом, конфете с молочным корпусом «Отражение кокосик», шоколаду «Дон-Батюшка» 85% какао-продуктов, зефиру с желейной начинкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Исследование системы управления качеством продукции на предприятии

 

На предприятии есть четко отлаженный механизм контроля соответствия-несоответсвия определенному ГОСТу.

Для этого ведется статистический учет и контроль качества, что в принципе, не ново в отечественной и зарубежной практике. Он включает регистрацию данных выходного контроля исходного сырья, регистрацию данных контроля готовых изделий и регистрацию данных промежуточного контроля, т.е. стадию инспекционного контроля. За ней следует стадия статистического учета производства и технологии: регистрация данных контроля процесса; повседневная информация о применяемых операциях, регистрация данных контроля оборудования; патенты; сбыт продукции. Последние стадии - управление и делопроизводство; финансовые операции. Никакие методы из «семи инструментов контроля качества» не используется.

Выявлением требований рынка занимается служба маркетинга на ЗАО «Конфил». Ее роль состоит в определении потребностей в продукции, рыночном спросе, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства. На деле оказалось, что лаборатория качества и отдел маркетинга сосуществуют в параллельных пространствах, очень редко соприкасаясь на этапе разработки и внедрения нового вида продукции. Это существенное упущение и ослабление петли качества.

Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и, как результат, получены многочисленные премии, т.е. есть работа над престижем фирмы. Для участия в международно-техническом сотрудничестве и международной торговле, содействия потребителя в компетентном выборе продукции товар сертифицируется. Это делается для защиты потребителя от недобросовестности производителя, контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья, а также для подтверждения своих показателей качества.

Ошибочной, мне кажется, недооценка экономического аспекта качества. В службе бухгалтерского учета калькулируются затраты лишь на оборудование, сырье, рабочую силу. Но это лишь малая толика того, что должно быть учтено в графе «затраты на качество». В ней еще должны быть учтены затраты на переделку, повторную обработку, брак, повторные испытания и др.

Подводя черту в критическом анализе действующей системы управления качеством, делаю вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга  на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Совершенствование социально – психологического климата в организации при системе качества продукции

 

Несколько лет ЗАО «Конфил» ассоциируется с хорошим производителем. Однако не вся продукция соответствует понятию «качественный продукт». Дело не в том, что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за качеством. К последней уже привыкли на ЗАО «Конфил» и эта привычка мешает рационально взглянуть на разлад в старом механизме. На мысль о его устранении в декабре 2010 г. натолкнул руководство завода Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, когда провел цикл занятий по книге Крейга «Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». И здесь позиция комитета полностью совпадает с моей. Для того, чтобы завоевать рынок потребителей за рубежом и увеличить его объем внутри страны, необходим общепризнанный в мире стандарт. Самым целесообразным, по-моему, является ИСО 9000.

Система качества создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Первичным является формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей качества » и разделен на более мелкие этапы.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества целесообразно  формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих требований.

К  систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Управление качеством представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин.

В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения.   Решения могут приниматься по результатам текущей информации, получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой информации.

При проектировании систем качества управление качеством необходимо предусматривать как обязательный принцип по отношению ко всем элементам системы качества на всех этапах петли качества.

Улучшение качества – это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производства или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.

Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентноспособности такой продукции, которая обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.

Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной организации. Характерной организационной формой работ по улучшению качества являются группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы могут использоваться также организация рационализаторской деятельности, создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм при решении определенных задач входят и руководители фирм, и т.д.

Требования к основным этапам жизненного цикла продукции:

Качество в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван: определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства, обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях, предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой для выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен устанавливать постоянную систему обратной связи и контроля получаемой информации.

Информация о работе Специфика управления качеством