Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:31, курсовая работа
Целью работы является рассмотрения понятия себестоимости продукции и методики ее определения.
В соответствие с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы себестоимости продукции и затрат на производство продукции;
- представить экономическую характеристику ООО «Чадси»;
- провести анализ затрат на производство продукции и сравнение их с поставленным планом на примере ООО «Чадси».
1. Понятие себестоимости продукции……..………………………….….5
1.1. Понятия категорий «затраты», «расходы» и «издержки»…….…5
1.2. Себестоимость продукции как экономическая категория……..…9
1.3. Расходы, образующие себестоимость продукции…….………….12
1.4. Структура себестоимости продукции……………….…………….15
1.5. Калькулирование себестоимости продукции……….…………….18
2. Классификация затрат на производство продукции…………………26
3. Экономическая характеристика ООО «Чадси» в 2008 – 2010 гг….34
4. Планирование себестоимости продукции……………………….……39
Заключение………………………………………………………………..46
Список использованной литературы……………………….……………48
За рассматриваемый период размеры производства в ООО «Чадси» увеличиваются. Наибольший темп роста наблюдается у валовой продукции – 426,97%, товарная продукция и среднесписочная численность работников возрастают на 262,31% и 222,73% соответственно. По сравнению с уровнем 2006 г. снижается только величина основных производственных фондов – на 21,35%.
Возрастание стоимости основных производственных в 2009 г. произошло за счет произведенной переоценки зданий. Но в 2010 г. произошло снижение их стоимости из-за продажи двух зданий.
Колебания среднесписочной
численности персонала
Тот факт, что в 2009 г. другая организация арендовала у ООО «Чадси» производственные мощности, а с января 2010 г. договор аренды закончился, обуславливает колебания и в величине валовой продукции, товарной продукции и величины оборотных средств.
С концентрацией производства тесно связана специализация. Анализ размеров производства и реализации отдельных видов продукции и уровня концентрации представлен в приложении 1.
В 2010 г. наибольший удельный вес в выпуске продукции составляют бытовая техника - 45,02% и мебель – 41,5%, причем за рассматриваемый период наблюдается тенденция к снижению уровня первого показателя и возрастанию второго. Наименьший удельный вес в общем объеме выпуска составляют комплектующие – 1,52%.
По сравнению с 2009 г. в 2010 г. наблюдается положительная тенденция увеличения выпуска всех видов продукции, причем более всего вырос выпуск мебели – на 3081,4%. Плановые же значения перевыполняются только по мебельной фурнитуре – на 34,71%, для остальных видов продукции характерно устойчивое недовыполнение плана.
Наиболее реализуемыми продуктами в 2010 г. являются бытовая техника и мебель, удельный вес которых в общем объеме реализации составляет 47,19% и 44,47% соответственно. Наименее реализуемой является прочая продукция – 1,07%. За рассматриваемый период наблюдается рост реализации всех видов продукции, но наиболее быстрыми темпами растет реализация мебели – на 2378,73%.
Для анализа уровня специализации используют коэффициент специализации, который характеризует долю основной продукции в общем объеме реализации:
К2008 = 0,6781; К2009 = 0,7031; К2010 = 0,4719.
За период 2008-2010 гг. уровень специализации снижается. Наибольший уровень специализации наблюдается в 2009 г., где доля профильной продукции в общем реализации наибольшая и составляет 70,31%.
На деятельность предприятия
большое значение оказывает обеспеченность
предприятия трудовыми
За период 2008-2010 гг. наблюдается тенденция роста показателей выработки на одного работника (на 46%) и на 1 человеко-час (на 66%) и снижение затрат на 1 рубль продукции (на 40%), что положительно характеризует деятельность организации. Но при этом предприятие недовыполняет план по выпуску продукции и годовой выработке.
Недовыполнение плана по выпуску продукции в 2010 г. составляет 24746 тыс. руб., причем за счет снижения годовой выработки по сравнению с планом выпуск снизился на 28231 тыс. руб., а за счет роста численности работников - увеличился на 3485,4 тыс. руб. Снижение же годовой выработки на 57,62 тыс. руб. по сравнению с планом обусловлено снижением выпуска продукции – на 49,79 тыс. руб. и ростом численности работников – на 7,8 тыс. руб.
Экономическая характеристика
предприятия будет неполной без
анализа обеспеченности и эффективности
использования на предприятии основных
производственных фондов. Анализ обеспеченности
предприятия основными
В 2010г. по сравнению с 2009г. обеспеченность предприятия основными производственными фондами ухудшилась. Наблюдается снижение показателей фондовооруженности - на 75,71%, фондообеспеченности – на 21,33% и технической вооруженности труда - на 52,43%. Обеспеченность предприятия основными фондами снижается за счет того, что численности работников быстро растет, а стоимостью основных средств наоборот снижается.
Однако, несмотря на ухудшение обеспеченности предприятия основными фондами, эффективность их использования увеличивается: возрастают показатели фондоотдачи по валовой продукции (на 494,63%), по товарной продукции (на 490,41%) и прибыли (на 143,33%) и снижается соответствующая фондоемкость. Такая динамика объясняется высокими темпами роста валовой, товарной продукции и прибыли и снижением стоимости основных фондов.
Для итоговой оценки эффективности работы предприятия используют показатели рентабельности. Она характеризует конечные результат производства и реализации продукции, степень использования всех ресурсов предприятия. Анализ рентабельности представлен в приложении 4.
ООО «Чадси» является нерентабельным, поскольку практически все показатели рентабельности отрицательны, но за рассматриваемый период наблюдается положительная тенденция роста уровня рентабельности продукции и рентабельности продаж на 9,46% и 15,12% соответственно. Наиболее рентабельным продуктом является продукция ПТН, только от реализации этого продукта из рассмотренных предприятие получает прибыль.
Таким образом, проведя экономический анализ ООО «Чадси», можно сделать вывод, что экономическое состояние предприятия за рассматриваемый период улучшилось. Наблюдается значительное увеличение объемов производства и реализации продукции, растет производительность труда работников. Несмотря на то, что обеспеченность предприятия основными средствами снижается, эффективность их использования наоборот растет. Положительным моментом является также снижение убытка от продаж и рост уровня рентабельности.
Негативно деятельность предприятия характеризует лишь устойчивый рост себестоимости единицы всех видов продукции.
4. Планирование себестоимости продукции
Основная цель планирования себестоимости заключается в определении оптимальной величины затрат на производство продукции при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов. Калькулированию себестоимости должен предшествовать анализ уровня себестоимости с выяснением причин, вызывающих ее изменение. Здесь решаются следующие задачи:
• выявляются внутрифирменные резервы снижения затрат на производство;
• обосновывается плановая себестоимость единицы продукции и общая сумма затрат на производство;
• определяется размер снижения себестоимости в плановом периоде по сравнению с базисным (в процентах).
Следовательно, исходный момент в планировании продукции — изыскание возможностей ее снижения, разработка сметы затрат на производство.
При планировании себестоимости используются различные показатели. К ним относятся:
1. Абсолютные показатели: сумма затрат на производство всей продукции; себестоимость проданных или реализованных товаров, продукции, работ, услуг.
2. Показатели, характеризующие уровень затрат на производство продукции: себестоимость единицы продукции и затраты на один рубль продукции.
3. Показатели, характеризующие динамику затрат: изменение себестоимости единицы продукции (в процентах), изменение затрат на один рубль продукции (в процентах).
По срокам различают следующие виды планирования себестоимости:
• перспективное — охватывает период более трех лет;
• среднесрочное — от двух до трех лет;
• краткосрочное (оперативное или текущее) — до одного года.
Краткосрочное планирование себестоимости за рубежом принято называть бюджетированием, или сметным планированием. Бюджет представляет собой финансовый план предприятия, который содержит, помимо натуральных, и стоимостные показатели. С его помощью определяются все основные показатели деятельности коммерческой организации, в том числе затраты на производство и реализацию продукции, а также финансовые результаты. Как правило, бюджет составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам, а при необходимости — и по неделям.
Известно несколько методов планирования себестоимости. Первый — нормативно-балансовый (метод прямого счета). Он основан на применении обоснованных норм и нормативов использования различных видов ресурсов. Его сущность заключается в составлении балансов потребности и распределения по направлениям хозяйственной деятельности предприятия материальных, трудовых и денежных ресурсов для выполнения плана выпуска продукции [15].
Второй метод планирования себестоимости — расчетно-аналитический (пофакторный). Он предусматривает обоснование влияния технико-экономических факторов на плановый объем затрат. Результаты расчетов влияния технико-экономических факторов на себестоимость продукции позволяют установить величину ее экономии или перерасхода в плановом периоде по сравнению с базисным. Таким образом, плановая сумма себестоимости может быть получена путем вычитания суммы экономии (прибавления величины перерасхода) из (к) фактической себестоимости продукции базисного периода.
Следует отметить, что суммы плановой себестоимости, рассчитанные с помощью нормативно-балансового и расчетно-аналитического методов, должны быть равны. Это связано с тем, что в расчет принимаются нормы, действующие в базисном периоде, с учетом их изменения в плановом периоде.
Важнейшим документом при планировании себестоимости служит смета затрат на производство. Большую ее часть составляют расходы, связанные с выпуском готовой продукции. Здесь отражаются также затраты на оказание услуг другим предприятиям (включая услуги непромышленного характера) и услуги своему капитальному строительству. Кроме того, в смете затрат учитывается себестоимость изменения остатков незавершенного производства и затраты на освоение производства новых видов продукции.
В большинстве отраслей промышленности смета затрат на производство составляется, как правило, без внутризаводского оборота, т. е. в нее не включена стоимость продукции собственного производства, потребляемой внутри предприятия.
На основе сметы затрат определяются все важнейшие показатели по себестоимости продукции: сумма затрат на производство в целом и по отдельным элементам расходов, себестоимость валовой, готовой и реализованной продукции, затраты на один рубль продукции, динамика этих затрат и структура себестоимости. Смета позволяет выявить направление расходов, т. е. просчитать, какая часть связана с выпуском готовой продукции, увеличением незавершенного производства, освоением новых изделий, оказанием услуг непромышленного характера. С помощью сметы затрат на производство определяется прибыль от выпуска и реализации продукции, а также потребность в оборотных средствах [12].
При разработке сметы плановый объем затрат определяют по каждому элементу в соответствии с нормами и ценами, принятыми в плане. Затем суммируют эти затраты и получают общую сумму расходов по предприятию, необходимую для выпуска продукции в плановом периоде. Особенность сметы затрат на производство заключается в том, что каждый ее элемент содержит все соответствующие затраты независимо от того, где и как внутри предприятия они производятся.
Расчет сметы затрат на производство осуществляется в определенной последовательности. Сначала параллельно с выяснением материальных и трудовых затрат, а также амортизационных отчислений составляются сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции вспомогательных цехов. Это обусловлено тем, что вспомогательные цеха выполняют работы и оказывают услуги не только для основного производства, но и друг другу. Поэтому стоимость их работ и услуг отражается в сметах расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственных, общехозяйственных и других комплексных расходов. На втором этапе рассчитываются сметы комплексных статей расходов. В итоге исходя из затрат, определенных по экономическим элементам в основных и вспомогательных цехах и в сметах комплексных статей расходов, составляется сводная смета затрат на производство, или свод затрат на производство. Именно на его основе и заполняется смета затрат на производство.
Свод затрат представляет собой контрольную ведомость, построенную в виде шахматной таблицы. С ее помощью можно проверить расчеты и увязать все затраты по экономическим элементам и статьям калькуляции, установить размер внутреннего оборота, расходы по каждому элементу, исключив из них размер этого оборота. Таким образом, свод затрат — это не только контрольная, но и рабочая таблица при формировании плана по статьям калькуляции. Размер готовой продукции, установленный по статьям, должен соответствовать общему размеру затрат, определенному калькулированием каждого вида изделий или работ, предусмотренному программой выпуска на плановый период.
При составлении свода затрат на производство в строках таблицы приводятся затраты на плановый период по статьям расходов (в калькуляционном разрезе), а в графах указываются затраты по экономическим элементам. Основой определения этих показателей служат ранее разработанные данные о затратах на сырье, материалы, топливо и энергию, расходуемые на технологические цели, оплату труда с отчислениями на социальные нужды основных производственных рабочих, сметы всех комплексных статей расходов. При этом все комплексные статьи затрат распределяются по экономическим элементам [10].
Информация о работе Себестоимость продукции и методики ее определения