Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 15:38, курсовая работа
Целью проекта является анализ применения статистических методов контроля качества мармелада со вкусом апельсина.
В соответствие с целью сформулированы задачи курсовой работы:
изучить теоретические вопросы применение статистических методов контроля качества мармелада;
анализ действующих нормативных документов на продукцию;
рассмотреть технологическою схему производства;
анализ результатов испытаний сырья, материалов и готовой продукции с использование статистических методов управления контроля;
рассмотрение результатов реализации плана повышения качества продукции;
выполнение графической части (Причинно – следственная связь диаграмма (диаграмма Исикавы)) для анализа причин возникновения брака.
ВВЕДЕНИЕ
Темой курсовой работы является применение статистических методов контроля качества мармелада со вкусом апельсина.
Целью проекта является анализ применения статистических методов контроля качества мармелада со вкусом апельсина.
В соответствие с целью сформулированы задачи курсовой работы:
ОАО кондитерский комбинат «Сластена» создано путем приватизации и акционирования в 1992 г. Кондитерской фабрики, которая в свою очередь была введена в эксплуатацию 25 декабря 1988 года по единому проекту Правительства России в комплексе с другими промышленными предприятия района. Путь фабрики начался с ввода в эксплуатацию котельной, водозабора, очистных сооружений, силовой электроподстанций. В первые же годы были созданы строительно-монтажные и транспортные управление. Это современное отечественное предприятие, в производственных цехах которого установлены: две линии высокой производительности по производству затяжного печенья, линия по производству мармелад, линия по производству соломки соленой. Линия по производству полутвердого кондитерского крема.
Позже предприятие обновило ассортимент и расширило его. Основы для ОАО производства мармелада, конфет, сахарных сортов печенья, другие.
В настоящее время на комбинате производятся более 120 наименований вкусные и хорошо оформленных кондитерских изделий. Система ХАССП распространяется на деятельность ОАО КК «Сластена», направленную на производство.
Мармелад – желеобразный продукт, получаемый увариванием в вакуум-аппаратах хорошо протертого фруктово-ягодного пюре или раствора студнеобразующих веществ с сахаром и патокой.
В зависимости от способа формирования мармелад изготовляют:
– пластовый – формуемый отливкой мармеладной массы в тару;
– резной – формуемый отливкой мармеладной массы с последующим резанием на отдельные изделия.
Мармелад изготовляют:
Мармелад со вкусом апельсина
Состав: сахар-песок, патока, желеобразователь – пектин, регуляторы кислотности – кислота лимонная, цитрат натрия, натуральный ароматизатор, натуральные красители – хлорофиллин, лютеин. Энергетическая ценность: 320 ккал. Пищевая ценность в 100г продукта: углеводы 80,0г, органические кислоты 0,5г.
Раздел I. Нормативное обеспечение процессов производства и контроля качества продукции
Основным нормативным документов является национальный стандарт РФ "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" ГОСТ Р 51074 – 2003.
Настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя. Требования к маркировке пищевых продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в национальных стандартах Российской Федерации, стандартах организаций и других документах, в соответствии с которыми изготовлены и могут быть идентифицированы продукты, применяются в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
Изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Текст информации для потребителя наносят
на русском языке. Текст и надписи могут быть продублированы
на государственных языках субъектов
Российской Федерации, родных языках народов
Российской Федерации и на иностранных
языках. Текст и надписи должны соответствовать
нормам русского или иного языка, на котором
дается информация о продукте. Информация
для потребителя должна быть однозначно
понимаемой, полной и достоверной, чтобы
потребитель не мог быть обманут или введен
в заблуждение относительно состава, свойств,
пищевой ценности, природы, происхождения,
способа изготовления и употребления,
а также других сведений, характеризующих
прямо или косвенно качество и безопасность
пищевого продукта, и не мог ошибочно принять
данный продукт за другой, близкий к нему
по внешнему виду или другим органолептическим
показателям.
Согласно
ст. 15 Федерального Закона РФ от 2 января
2000 г. № 29 – ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» предназначенные для
реализации пищевые продукты должны удовлетворять
физиологические потребности человека
в необходимых веществах и энергии, отвечать
обычно предъявляемым к пищевым продуктам
требованиям в части органолептических
и физико-химических показателей и соответствовать
установленным нормативными документами
требованиям к допустимому содержанию
химических (в том числе радиоактивных),
биологических веществ и их соединений,
микроорганизмов и других биологических
организмов, представляющих опасность
для здоровья нынешнего и будущих поколений.
При
реализации пищевых продуктов, материалов
и изделий граждане (в том числе индивидуальные
предприниматели) и юридические лица обязаны
соблюдать требования нормативных документов. Реализация на продовольственных рынках
пищевых продуктов непромышленного изготовления
допускается только после проведения
ветеринарно-санитарной экспертизы и
получения продавцами заключений государственной
ветеринарной службы Российской Федерации,
удостоверяющих соответствие таких пищевых
продуктов требованиям ветеринарных правил
и норм. В случае, если при реализации пищевых
продуктов, материалов и изделий допущено
нарушение, приведшее к утрате пищевыми
продуктами, материалами и изделиями соответствующего
качества и приобретению ими опасных свойств,
граждане (в том числе индивидуальные
предприниматели) и юридические лица,
осуществляющие реализацию пищевых продуктов,
материалов и изделий, обязаны снять такие
пищевые продукты, материалы и изделия
с реализации, обеспечить их отзыв от потребителей,
направить некачественные и опасные пищевые
продукты, материалы и изделия на экспертизу,
организовать их утилизацию или уничтожение.
Наиболее существенное влияние на формирование
и сохранение качества пищевых продуктов
оказывают вид и качество сырья, способы
и условия производства, упаковка и состояние
тары, транспортирование и хранение. В условиях рыночной экономики на насыщенном
товарами рынке, производящими их разными
предприятиями и фирмами, необходимо гарантированное
подтверждение соответствия товара определенному
уровню качества, указанного в стандарте.
Такое подтверждение соответствия дается
в виде сертификата соответствия. Сертификат – это документ подтверждения
соответствия качества продукции установленным
требованиям стандарта, составленный
по правилам системы сертификации. Он
включает в себя: код, тип продукта; фирму-изготовителя;
место изготовления; данные соответствия
требованиям безопасности, соответствующих
стандартов или нормативных документов;
данные и одобрение результатов в испытательной
лаборатории, протокол испытаний; данные
о действительности сертификата, его регистрации
в реестре Общества и регистрационный
номер Общества. Сертификация – это деятельность независимых
уполномоченных органов государства по
подтверждению качества продукции установленным
требованиям стандартов. Правила сертификации
разрабатываются Госстандартом России
и утверждаются Законом Российской Федерации.
Одним из важных документов для выдачи
сертификата является гигиенический сертификат,
введенный постановлением Госсанэпиднадзора
в 1993 году. Целью гигиенического сертификата
является предупреждение неблагоприятного
влияния на здоровье человека опасных
продуктов питания, в которых превышены
предельно допустимые нормы микробиологических
показателей или концентрация веществ,
приводящих к накапливанию токсинов. Гигиенические
сертификаты должны иметь: пищевое сырье,
продукты питания, пищевые добавки, красители,
консерванты. Любой продукт, произведенный
в России с сертификатом качества, должен
иметь Знак соответствия на каждой упаковочной
единице – это знак, подтверждающий
соответствие маркированной им продукции,
установленным требованиям стандарта,
согласно сертификации. Знак соответствия
имеет утвержденную ГОСТом символику,
состоящую из двух частей: непосредственно
знак в виде графического изображения
букв «С», «Р», «Т» и кода органа Госстандарта
России, выдавшего сертификат, состоящего
из двух букв и цифр (АЯ 78). Качество такой
продукции находится под постоянным контролем
государства в лице Госстандарта, Госторгинспекции,
Госсанэпиднадзора России.
В настоящее время, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, пищевые продукты – объекты обязательного подтверждения соответствия. Законодательной основой для обязательного подтверждения соответствия пищевой продукции являются законы «О защите прав потребителей», который ввел в практику обязательную сертификацию с 1993 г., и «О качестве и безопасности пищевых продуктов», принятый в конце 2000 г. При обязательном подтверждении соответствия пищевых продуктов проверяются показатели безопасности, которые регламентированы государственными (национальными) стандартами и санитарными правилами и нормами (СанПиН). Требования этих документов продолжают оставаться обязательными для исполнения в переходный период согласно пункту 1 статьи 46 федерального закона «О техническом регулировании». Кроме того, особенно важным этапом работы при подтверждении соответствия продукции является ее идентификация. Обязательная сертификация продуктов питания проводится в Системе сертификации ГОСТ Р, в которой действуют в настоящее время более 400 органов по сертификации, аккредитованных на проведение сертификации пищевой продукции, и свыше 900 испытательных лабораторий, проводящих испытания различных видов пищевых продуктов. Инфраструктура органов по сертификации и испытательных лабораторий Системы сертификации ГОСТ Р начиная с 1993 г. сложилась. Это позволяет обеспечить проведение обязательной сертификации пищевых продуктов на всей территории Российской Федерации.
В России в соответствии с федеральными законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О техническом регулировании» государство сохраняет за собой контроль и надзор лишь за безопасностью продукции и достоверностью информации о фактическом качестве продукции. Не случайно Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило новый национальный стандарт ГОСТ Р 51074 – 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», вступивший в действие с 1 июля 2005 г. Одним из разработчиков этого стандарта является ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации».
1.2 Анализ нормативной
обеспеченности контроля
Политика в области качества и безопасности разрабатывается на предприятии, где руководство берется на себя ответственность за достижение поставленной цели и безусловную реализацию политики в области качества. Руководство организации определяет и документирует политику безопасности выпускаемой продукции и обеспечивает ее осуществление и поддержку на всех уровнях. Политика в области безопасности должна быть адекватной, соответствовать требования органов государственного контроля и надзора и ожиданиями потребителя.
Контроль качества продукции на предприятиях осуществляет отдел технического контроля (ОТК).
Контроль качества продукции подразделяют на три вида: входной, межоперационный и выходной (приемочный).
Входной контроль – проверка качества сырья и вспомогательных материалов, поступающих впроизводство. Постоянный анализ качества поставляемого сырья и материалов позволяет влиять на производство предприятий-поставщиков, добиваясь повышения качества.
Межоперационный контроль охватывает весь технологический процесс. Этот контроль иногда называют технологическим, или текущим. Цель межоперационного контроля – поверка соблюдения технологических режимов, правил хранения и упаковки продукции между операциями.
Выходной (приемочный) контроль – контроль качества готовой продукции.
Цель выходного контроля – установление
соответствия качества готовых изделий
требованиям стандартов или технических
условий, выявление возможных дефектов. Если все условия выполнены, поставка
продукции разрешается. ОТК проверяет
также качество упаковки и правильность маркировки готово
Входной, межоперационный и выходной контроль может быть выборочным, сплошным и статистическим.
Выборочный – контроль части продукции, результаты проверки которой распространяются на всю партию.
Сплошному контролю подвергается вся продукция (при неотработанном технологическом режиме).
Статистический контроль – предупредительный. Проводится по всему технологическому процессу с целью предупреждения возникновения брака.
Цель создания систем защиты качества состоит в том, чтобы защитить потребителя от непреднамеренного получения продукции, не соответствующей установленным требованиям, и избежать избыточных затрат, связанных с доработкой такой продукции. Необходимо выявить и документально зафиксировать действия в отношении не соответствующей продукции.
Контроль – деятельность включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик.
Важную роль для производства высококачественных товаров и управления качеством имеет контроль качества товаров.
Контроль качества товаров представляет собой процедуру проверки соответствия показателей их качества требованиям нормативной и технической документации и договоров поставки. Основная задача контроля качества состоит в выявлении дефектов продукции, к которым относится каждое отдельное несоответствие товара установленным требованиям. При этом, дефекты продукции могут быть обнаружены как при органолептическом, так и при измерительном контроле; а могут быть выявлены только в процессе эксплуатации.
Методы исследований
Методы органолептической оценки
Сущность органолептического метода заключается в действии составных частей опробуемого продукта на наши органы чувств, интерпретируемом нервными центрами.
Физико- химическими методами исследования нельзя определить вкус продукта. Полная, исчерпывающая оценка качества кондитерских изделий и полуфабрикатов возможна только при сочетании объективных и субъективных органолептических методов.
В органолептическую оценку мармелада входят такие показатели, как: внешний вид, вкус, цвет и запах, консистенция, форма, поверхность и вид на изломе. От этих показателей зависит товарный вид. Насколько мармелад удовлетворит эстетические наслаждения потребителей. Даже будет, зависеть насколько полно будет усвоен мармелад, т.е. какую энергетическую ценность мы от него получим.
Физико-химические методы исследования
По требованию ГОСТ 6442 – 89 мармелад по физико-химическим показателям должен проверяться на процентное содержание влаги, массовой доли редуцирующих веществ, общей кислотности. Определение влаги и сухих веществ проводят по ГОСТ 5900 – 73. Сущность метода заключается в определении процентного содержания сухих веществ в изделии по коэффициенту преломления его раствора.
Измерительный (лабораторный) метод позволяет с помощью приборов, реактивов определить физические (удельная масса, плотность продуктов, температура их плавления и застывания, вязкость), химические (массовая доля влаги, белков, жиров, углеводов, органических кислот, минеральных веществ, вредных и ядовитых примесей), микробиологические (наличие болезнетворных и портящих пищевые продукты микробов), физиологические свойства, энергетическую ценность, усвояемость, пищевую безвредность продукта и т. д. Для исследования качества берут среднюю пробу – образец партии продукта из разных мест упаковки. Пробу иногда отбирают специальным щупом. Порядок отбора средней пробы указывают в стандартах.
Мармеладные изделия, как и вся пищевая продукция, подлежит сертификации. Сертификация может быть обязательной и добровольной. Определение этих форм устанавливается законом о сертификации.
Обязательной сертификации подлежит продукция, в стандартах на которую имеются требования по безопасности жизни и здоровья людей, экологичности, совместимости и взаимозаменяемости. Эти требования подлежат выполнению. К такой продукции относятся сельскохозяйственное сырьё и продовольственные товары, детские товары, товары народного потребления, контактирующие с пищевыми продуктами и питьевой водой и другие.