Понятие качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 08:22, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы, подчеркивается тем, что показатели качества, являются основной категорией потребительских ценностей продукции, создают базу (основу) для формирования цены, себестоимости продукции в зависимости от ее первоначального качества. Расчет показателей, оценивающих уровень качества продукции, производится с определенными целями. Важнейшая из них – сопоставление различных потребительских свойств изделий и их экономических характеристик, т.е. определение оптимального уровня качества изделий. Качество производимой продукции – это ключ к возрождению отечественных предприятий и улучшению качества жизни людей в стране

Оглавление

1. Введение 2
2. Понятие качества продукции 4
3. Система качества продукции, элементы системы качества 7 продукции на предприятии

4. Показатели качества товаров и методы их оценки 16
5. Заключение 23
6. Список литературы 25

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 223.06 Кб (Скачать)

 

Элементы системы качества по стандартам ИСО серии 9000

 

Элементы системы качества

Пункт МС ИСО 9004-1

Пункт МС ИСО 9001

Пункт МС ИСО/ПМС 9001:2000

Ответственность руководства

4

4.1

5.1; 5.3; 5.4.1; 5.5.1; 5.5.2; 5.5.3; 5.6; 6.1; 6.2.1; 6.3

Система качества

5

4.2

4; 5.1; 5.4.1; 5.4.2; 5.5.5; 7.1

Внутренние проверки качества

5.4

4.17

8.2.2

Экономика (затраты на качество)

6

   

Анализ контрактов

7

4.3

7.2.2

Управление проектированием

8

4.4

7.3

Закупки

9

4.6

7.4

Управление процессами

10

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Управление процессами

11

4.9

7.1; 7.5.1 7.5.5

Идентификация и прослеживаемость продукции

11.2

4.8

7.5.2

Статус контроля и испытаний

11.7

4.12

7.5.1

Контроль и испытания

12

4.10

7.1; 7.5.1; 8.1; 8.2.4;

Контрольное, измерительное и испытательное  оборудование

13

4.11

7.6

Управление несоответствующей продукцией

14

4.13

8.3

Корректирующие и предупреждающие  действия

15

4.14

8.5.2

Погрузо-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка

16

4.15

8.5.4

Техническое обслуживание

16.4

4.9

7.1; 7.5.1

Управление документацией и данными

17

4.5

5.5.6

Управление регистраций данных о  качестве

17.3

4.16

5.5.7

Подготовка кадров

18

4.18

6.2.2

Управление продукцией, поставляемой потребителем

19

4.7

7.5.3

Статистические методы.

20

4.20

8.1; 8.2.3; 8.2.4; 8.4


 

 Рассмотрим  такой элемент системы качества  как ответственность руководства,  который по нашему мнению является  базовым во всей структуре  построения системы качества  продукции на предприятии.

Высшее руководство  предприятия должно четко понимать и представлять весь процесс по улучшению  качества. По мнению многих известных  специалистов по качеству ответственность  за качество в первую очередь лежит  на руководителях высшего звена. В развитие этого доминирующая ответственность  за качество возлагается на систему  менеджмента и ее создателей. Когда  их часть работы сделана, тогда наступает  очередь других сотрудников, неудовлетворительная работа руководителей влечет за собой  неудовлетворительное качество. 

 Все перемены  должны начинаться на уровне  высшего руководства. Оно должно  доводить до сведения руководителей  низших звеньев и подчиненных  то значение, которое они придают  качеству. Высшее руководство предприятия должно принять решение о внедрении стандартов ИСО с учетом возрастающих потребностей рынка и инициировать работы в этом направлении.

В соответствии со стандартом ИСО 9001-94 руководство  предприятия несет ответственность  за:

- разработку и документальное оформление политики в области качества;

- создание и утверждение структуры организации работ;

- определение ответственных должностных лиц и их полномочий;

- предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала, отвечающего за качество;

- назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству;

- оценка системы качества со стороны руководства.

Политика  в области качества - основные направления  и цели организации в области  качества, официально сформулированные высшим руководством.

Главной целью  политики предприятия в области  качества должно быть стабильное обеспечение  качества продукции и услуг, удовлетворяющих  требованиям и ожиданиям потребителей.

Политика  в области качества это первооснова, с которой начинается формирование системы качества. Она является элементом  общей политики предприятия (в ней  выделяют экономическую, коммерческую, социальную, экологическую и техническую  политику) и утверждается высшим руководством. Ее разработка и реализация ведется  самостоятельно каждым предприятием.

 Руководство  предприятия должно принимать  все меры, которые обеспечивали  бы понимание политики в области  качества, ее осуществление и  анализ на всех уровнях организации.

Закрепленная  документально и подписанная  руководителем предприятия политика в области качества дает возможность  всем работникам, а также потребителям и поставщикам получить отчетливое представление об официальном отношении  руководства предприятия к качеству. Она должна быть сформулирована таким  образом, чтобы касаться деятельности каждого работника, а не только качества продукции или услуг, предлагаемых предприятием.

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Система качества

 

 

Оценка системы  качества со стороны руководства  должна проводиться через определенные промежутки времени с целью обеспечения  постоянной пригодности и эффективности  функционирования системы в соответствии с данным стандартом.

 Для обеспечения  соответствия продукции (работ,  услуг) установленным требованиям  должна быть создана и документально  оформлена система качества.

 Это, в  частности, означает:

-применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т.е. актуализироваться;

- установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества;

-рабочих инструкциях;

-инструкциях по испытаниям;

-должно быть обеспечено эффективное применение документированных процедур и инструкций;

- Процедуры системы качества.

 Процедура  - установленный способ осуществления  деятельности.

 В стандарте установлено,  что на предприятии должны  быть разработаны документированные  процедуры, отвечающие требованиям  МС ИСО 9001(9002, 9003) и установленной  политике и применяться система  качества и ее документированные  процедуры. Масштаб и степень  процедур, составляющих часть системы  качества, зависят от сложности  работы, используемых методов, необходимых  навыков и подготовки персонала. 

 Рабочие  процедуры системы качества необходимы  для осуществления политики в  области качества и достижения  целей в области качества. Они  координируют различные виды  деятельности, которые обеспечивают  эффективное функционирование системы  качества.

 Одним  из основных положений стандарта,  касающихся системы качества  является следующее: 

 Система  качества взаимоувязана со всеми  видами деятельности предприятия,  определяющими качество продукции.  Её действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.

 Типичные  этапы жизненного цикла продукции  показаны на рисунке 2 в виде  петли качества.

Рисунок 2. "Петля  качества" (представлены виды деятельности, влияющие на качество продукции)

 

 Выход  из каждого этапа жизненного  цикла продукции служит входом  для последующего; каждый этап  заканчивается прежде, чем начинается  следующий — в противном случае  приходится работать с неполными  исходными данными. На этапах  жизненного цикла продукции осуществляется  взаимосвязь работ по системе  качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии. 

 Система  качества является неотъемлемой  частью (подсистемой) общей системы  управления предприятием. Она разрабатывается  с учетом конкретной деятельности  предприятия, но в любом случае  она должна охватывать все  стадии жизненного цикла продукции  - "петли качества". Она представляет  собой взаимодействие элементов  полного цикла производства продукции  (процесса, услуги), влияющих на качество.

 В соответствии  с требованиями стандартов ИСО  серии 9000 система качества должна:

- Обеспечивать управление качеством на всех участках "петли качества".

- Обеспечивать участие в управлении качеством всех работнков предприятии.

- Устанавливать ответственность руководства.

- Обеспечивать неразрывность деятельности по качеству с деятельностью по снижению затрат.

- Обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов.

- Обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю. Т. е. основное внимание в системе качества должно уделяться предотвращению проблем, а не их устранению после возникновения.

- Устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы.

- Устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.

 Система  качества может быть эффективной  только при условии, что она  функционирует одновременно и  в тесном взаимодействии со  всеми видами деятельности, влияющими  на качество продукции. Среди  них основным выступает маркетинг,  который кратко можно охарактеризовать, как поиск и изучение рынков  сбыта для продвижения на них  продукции фирмы. 

 Если  рассмотреть "петлю качества", то первым и последним этапом, завершающим один ее виток  и начинающим следующий, является  маркетинг. Маркетинг считается  средством обеспечения конкурентоспособности  продукции. Его главная формула  - производить только то, что продается. 

 Таким  образом, вся деятельность на  предприятии (организации) в системе  качества ориентирована на требования  потребителя к качеству продукции.  Использование этого принципа  в системе направлено на постоянное  улучшение качества и удовлетворенность  потребителей и других заинтересованных  лиц. 

 С уверенностью  можно сказать, что не используют  стандарты те компании, которые  не осознали их значимости, или  которым это не под силу. Для  компаний не использование МС  ИСО служит антирекламой, в то  время как их применение наоборот. Очевидно и то, что компании  внедрившие стандарты ИСО сразу  же после их выхода оказались  в стратегически выгодном положении.  Игнорирование нового подхода  к обеспечению качества и замедленные  действия по внедрению стандартов  привели к снижению конкурентоспособности  их продукции. 

 На нынешнем  этапе развития российской экономики  необходимость и потребность  в применении МС ИСО 9000 диктуется  в первую очередь требованиями  рынка. При переходе Европы  к общему европейскому рынку  в 90 % контрактных отношений потребитель  требует от предприятия поставщика  подтверждения о наличии системы  обеспечения качества, соответствующей  стандартам ИСО 9000. Способны ли  российские предприятия "прорваться" и закрепиться на общеевропейском рынке в условиях затяжного экономического кризиса? Мировой опыт показывает, что прогресс экономики многих стран и отдельных предприятий связан с осознанием чувства кризиса и применением эффективных систем обеспечения качества, как средства выхода из этого кризиса. Таким образом для российских предприятий и организаций главное это как можно скорее разрабатывать и внедрять системы качества в объёме требований стандарта ИСО 9000 и "выходить" на сертификацию систем признанными органами. Понимая роль систем управления качеством, внедрение стандартов ИСО 9000 и сертификации систем качества на повышение эффективности отечественной экономики Росстандарт принял ряд решений, направленных на стимулирование применения стандартов ИСО серии 9000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Показатели качества товаров и методы их оценки

 

 Сегодня  на рынке большое количество  разнообразной продукции (товаров  и марок) с самыми различными  ценами на кажущиеся (покупателю) одинаковые товары и в тоже  время одинаковыми ценами на  товары, явно, по мнению покупателя, этим ценам не соответствующие.  Каждый потребитель выбирает  тот товар, который для него  представляет наибольшую ценность, исходя из своего представления  о качестве товара, его цене  и возможных затратах на эксплуатацию. Получается, что потребительская  ценность товара не является  одинаковой для всех покупателей,  она сугубо индивидуализирована,  хотя в своей массе, согласно  законам математической статистики, средневзвешенная рыночная ценность  товара всегда приближается к  истинной его потребительской  стоимости.

Информация о работе Понятие качества продукции