Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:12, реферат
Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.
Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации.
Суть контроля качества продукции на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, договорах поставки и других документах.
Введение 3
1. Испытания продукции 4
2. Система государственных испытаний продукции 5
3. Качество продукции и его показатели 13
4. Виды и методы контроля качества продукции на предприятии 20
5. Особенности контроля качества продукции на предприятии 25
Заключение 27
Список литературы 29
- с аналогом, т.е. продукцией отечественного или зарубежного производства, выполняющей те же функции;
- с базовым образцом,
т.е. объектом, принятым за базу
для сравнения, как правило,
лучшим на данный момент
Необходимо отметить, что функция полезности и функция потерь имеют различный знак, разнонаправлены. Поэтому для показателей, увеличение значений которых ухудшает качество (увеличение массы, число отказов в единицу времени и т.п.) для оценки относительного показателя используется формула 2:
(2)
4) Каждое свойство
изделия определяется двумя
5) Суммарный показатель
качества продукции или
(3)
где - коэффициент суммарной полезности проектируемого изделия по сравнению с образцом по n выходным параметрам;
- коэффициент значимости (весомость) каждого из n параметров
Параметрами качества в приведенных формулах могут использоваться как показатели технического уровня, так и экономические параметры.
Более точную оценку качества
даёт коэффициент
Конкурентоспособность
– это свойство товара данной фирмы
вытеснить с рынка аналогичный
товар фирм-конкурентов за счёт относительно
высоких технических
В общем случае коэффициент конкурентоспособности ,определяется по формуле 4:
(4)
где - коэффициент полезности продукции;
- экономический показатель
Коэффициентом полезности здесь является коэффициент технического уровня ( ), определяемый по формуле 5:
(5)
в которую входят только технические показатели проектируемого изделия и образца
Экономический показатель затрат ( ), определяется по формуле 6:
(6)
где в зависимости от характера изделия и этапа его жизненного цикла под затратами на проектируемое изделие и образца понимаются себестоимость, чистый дисконтированный доход, цена продукции или другие экономические показатели.
Таким образом, коэффициент конкурентоспособности - это относительная техническая полезность продукции для потребителя, отнесённая к относительным затратам на достижение этой полезности. Он является интегральным показателем качества, поскольку учитывает как показатели технического уровня продукции, так и экономические параметры, которые вместе составляют показатели качества.
Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя. Таким образом, контроль продукции включает в себя такие меры на месте ее изготовления или на месте ее эксплуатации, в результате которых допущенные отклонения от нормы требуемого уровня качества могут быть исправлены еще до того, как будет выпущена дефектная продукция или продукция, не соответствующая техническим требованиям. Недостаточный контроль на этапе изготовления серийной продукции ведет к возникновению финансовых проблем и влечет за собой дополнительные издержки. Контроль качества включает: [22]
• входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;
• производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;
• систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольноизмерительных приборов, различных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;
• контроль моделей и опытных образцов;
• контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий).
Стимулирование качества охватывает:
• разработку документации, отражающей методы и средства мотивации в области обеспечения качества продукции;
• разработку положений о премировании работников предприятия за качество работы (совместно с отделом организации труда и заработной платы);
• обучение и повышение квалификации.
Особым видом контроля качества являются испытания готовой продукции – это определение или исследование одной или нескольких характеристик продукции под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий.
Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
• предварительные испытания
– это испытания опытных
• приемочные испытания
– это испытания опытных
• приемосдаточные испытания – это испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
• периодические испытания – это испытания, которые проводятся один раз в 3 – 5 лет для проверки стабильности производства;
• типовые испытания – это испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.
На различных предприятиях могут применяться следующие меры контроля продукции. На отдельных предприятиях меры контроля продукции могут охватывать весь цикл серийного производства, в течение которого исходные материалы и закупленные элементы превращаются, переходя от одного процесса к другому, в конечный продукт. Однако, на предприятиях, специализирующихся на обработке деталей, меры эти могут охватывать лишь ту часть полного цикла, которая связана с обработкой элементов. На других предприятиях контроль продукции может ограничиваться контролем сборочных процессов. Тем не менее, во всех случаях контроль продукции сопрягается с упорядоченным потоком обрабатываемых деталей и материалов. Здесь, как правило, выделяют следующие стадии: [42]
1. Получение заказа на деталь, материал или сборку.
2. Исследование требований,
содержащихся в заказе, и принятие
шагов, необходимых для
3. Передача заказа в производство.
4. Контроль материала в процессе изготовления.
5. Одобрение продукции.
6. Проверка качества продукции и оценка полученных результатов.
7. Упаковка и доставка продукции
Меры по контролю продукции, применяемые на протяжении этих семи стадий, могут быть разбиты на две группы:
1. Меры по установлению
и поддержанию
2. Меры по контролю материала в период серийного производства (осуществляются на стадиях 47).
Разнообразие форм и видов контроля качества продукции позволяют выделить следующие виды контрольных операций:
• По стадиям жизненного цикла изделия:
- контроль проектирования новых изделий;
- контроль производства и реализации продукции;
- контроль эксплуатации или потребления.
• По объектам контроля:
- контроль предметов труда;
- контроль средств производства;
- контроль технологии;
- контроль труда исполнителей;
- контроль условий труда.
• По стадиям производственного процесса:
- входной контроль, предназначенный
для проверки качества
- промежуточный контроль,
выполняемый по ходу
- окончательный приемочный контроль, проводимый над заготовками, деталями, сборочными единицами, готовыми изделиями;
- контроль транспортировки и хранения продукции.
• По степени охвата продукции:
Сплошной контроль, выполняемый при 100 %ном охвате предъявляемой продукции.
Он применяется в следующих случаях:
- при ненадежности
качества поставляемых
- когда оборудование
или особенности
- при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости;
- после операций, имеющих
решающее значение для
- после операций с
возможным высоким размером
- при испытании готовых изделий особого назначения;
Выборочный контроль, осуществляемый не над всей массой продукции, а только над выборкой. Обычно он используется в следующих случаях:
- при большом числе одинаковых деталей;
- при высокой степени устойчивости технологического процесса;
- после второстепенных операций. • По месту выполнения:
Стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных пунктах, которые создаются в следующих случаях:
- при необходимости
проверки большого числа
- при возможности включения
работы стационарного
Скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах, как правило, в следующих случаях:
- при проверке громоздких
изделий, неудобных для
- при изготовлении
малого числа одинаковых
При возможности применения
простых
• По времени выполнения:
- Непрерывный;
- Периодический.
• По организационным формам выявления и предупреждения брака:
- летучий контроль, выполняемый контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных за ним рабочих мест;
- кольцевой контроль,
заключающийся в том, что за
контролером закрепляется
Контроль качества в масштабах предприятия возложен на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которого входят разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля). Центральная служба контроля может осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции. [32]