Участники уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны решать задачи по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Они осуществляют защиту сухопутных, морских и воздушных границ государства, несут боевое дежурство, охраняют важные государственные и военные объекты, боевую технику и вооружение, обеспечивают безопасность личного состава воинских частей и подразделений, решают другие оборонные задачи.

Оглавление

Введение ...............................................................................................................3
1 Общая характеристика военнослужащего .....................................................5
1.1 Понятие военнослужащего и его статус................................................5
1.2 Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих.................................................................................................11
2 Особенности уголовного наказания военнослужащих................................14
2.1 Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим.................................................................................................14
2.2 Виды наказаний, применяемых к военнослужащим...........................27
Заключение..........................................................................................................35
Список нормативных правовых актов и литературы......................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая УПК.docx

— 87.27 Кб (Скачать)

Источниками военно-уголовного законодательства являются нормы гл. 33 УК РФ (ст. ст. 331-352), а также нормы Общей части УК РФ, предусматривающие специальные виды уголовных наказаний, применяемые к осужденным военнослужащим, основания и порядок их назначения и отбывания (ст. ст. 48, 51, 55 и др.). Кроме того, некоторые нормы Особенной части УК РФ могут быть также отнесены к источникам военно-уголовного законодательства, например, ст. ст. 285, 286, 293, в которых предусмотрена ответственность воинских должностных лиц.10

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи гл. 33 Особенной части УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы. Глава 33 состоит из 22 статьей (ст. ст. 331-352), в ст. 331 УК РФ дается определение преступлениям против военной службы, другие статьи предусматривают ответственность за конкретные воинские преступления. 11

Эти преступления нарушают порядок прохождения военной службы и непосредственно направлены на боевую готовность войск, обусловливая тем самым особый характер и степень их общественной опасности. Некоторые из них обладают исключительно воинским характером и не имеют аналогов среди общеуголовных преступлений. В частности, самовольное оставление части или места службы - ст. 337 УК РФ, нарушение правил несения боевого дежурства - ст. 340 УК РФ. Отдельные преступления против военной службы имеют сходство с рядом общеуголовных деяний, но совершенные в условиях военной службы они обладают повышенной общественной опасностью.

Например, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности - ст. 335 УК РФ.

Преступлениями против военной службы (воинскими преступлениями) признаются предусмотренные гл. 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.12

В соответствии со статьями гл. 33 УК РФ уголовную ответственность несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. Согласно ч. 3 ст. 331 УК РФ ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время или в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени. Сегодня, к сожалению, этого законодательства в России нет.

Предусмотренные в гл. 33 УК РФ воинские преступления можно разделить на следующие группы:

- преступления против порядка подчиненности и уставных

взаимоотношений между военнослужащими (ст.ст. 332-336 УК РФ);

- уклонение от военной службы (ст.ст. 337-339 УК РФ);

- преступления против порядка несения специальных служб (ст.ст. 340-344 УК РФ);

- преступления против порядка использования и сбережения военного имущества (ст. ст. 345-348 УК РФ);

- преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники (ст. ст. 349-352 УК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод что военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов, в связи с совершением ими преступлений. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ ВОЕННОЛУЖАЩИХ

2.1 Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим

Комплекс социально-правовых признаков, характеризующих специальную субъектность военнослужащих, объективно обусловливает особенности применения (назначения и исполнения) в отношении этой категории граждан, действующей в Российской Федерации системы уголовных наказаний, представленной в виде иерархической «лестницы» в ст. 44 УК РФ.

На основании федерального законодательства, в частности ч. 1 ст. 331 УК РФ, субъектами воинских преступлений и, следовательно, специфических воинских уголовно-исполнительных отношений также признаются граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. В соответствии со ст. 82 Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными» и ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к уголовной ответственности по некоторым статьям УК РФ о преступлениях против военной службы могут привлекаться военнопленные, также признаваемые субъектами воинских отношений.13

Все перечисленные лица признаются военнослужащими, проходящими службу по призыву либо по контракту, или приравниваются по своему статусу и ответственности к ним. На этом основании на них распространяют свое действие соответствующие общие и специальные нормы уголовного (гл. 33 УК РФ «Преступления против военной службы») и уголовно-исполнительного (ст. ст. 5, 16, 174, разд. V УИК РФ) законодательства России.

В случае осуждения названных категорий граждан России к лишению свободы либо ограничению свободы они утрачивают свой статус военнослужащего (досрочно увольняются со службы) и наказания в отношении их исполняются по общим правилам УК РФ и УИК РФ без изъятий и исключений.

В соответствии с уголовным законодательством к военнослужащим всех категорий не применяются исправительные работы, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются военнослужащим, проходящим службу по призыву.14

Вся остальная система наказаний к военнослужащим применяется в полном объеме, а уголовно-правовые меры исполняются по правилам УИК РФ и других федеральных законодательных актов пенитенциарного характера. 
Кроме общих наказаний, военнослужащим назначаются специальные виды наказаний, порядок исполнения которых впервые в отечественной истории регламентируется не военным законодательством, а единым федеральным законом - УИК РФ.

При осуждении к наказаниям, исполняемым в условиях военной службы, военнослужащие не утрачивают своего правового статуса. Вместе с тем на них распространяются объективные ограничения их правового положения, вытекающие из военного и уголовно-исполнительного законодательства для указанной категории лиц.15 Детализация процедуры исполнения отдельных наказаний в отношении военнослужащих осуществляется общими для военных субъектов всех министерств и ведомств Правилами исполнения уголовных наказаний, отбываемых военнослужащими, утвержденными Министерством обороны по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В Правилах детализируются процедурные и военно-административные вопросы исполнения всех без исключения наказаний, назначаемых осужденным военнослужащим.16

Не являются военнослужащими и поэтому не приговариваются к специальным наказаниям сотрудники органов внутренних дел, в том числе должностные лица уголовно-исполнительной системы, воспитанники суворовских и нахимовских училищ, гражданский персонал воинских частей и учреждений, служащие государственных военизированных организаций и сторожевых подразделений (таможенная служба, вневедомственная охрана и др.), члены казачьих обществ и др. Специфика уголовной ответственности и наказуемости военнослужащих за преступления, совершенные в военное время и в боевой обстановке, должна определяться специальными законами Российской Федерации (ст. 331 УК РФ).

Таким образом, все 13 видов уголовных наказаний (как основных, так и дополнительных) с точки зрения их применимости к военнослужащим могут быть разделены на 4 группы17.

К первой группе относятся наказания, которые не могут применяться к военнослужащим вовсе (исправительные работы).

Ко второй группе относятся наказания, применяемые к различным субъектам воинских отношений на общих основаниях и исполняемые без каких-либо изъятий и ограничений (смертная казнь, срочное или пожизненное лишение свободы, ограничение свободы, штраф, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Третью группу образуют наказания, хотя и причисляемые к числу общих, но имеющие специфику исполнения применительно к осужденным военнослужащим (например, арест и обязательные работы в условиях продолжения осужденными службы).

Четвертую группу наказаний составляют специальные уголовно-правовые меры, исполняемые в условиях дальнейшего прохождения осужденными службы: содержание в дисциплинарной воинской части (которое назначается военнослужащим, проходящим службу по призыву) и ограничение по военной службе, назначаемое военнослужащим, проходящим службу по контракту.

Представление о системе наказаний в отношении военнослужащих будет не полным, если не учитывать, что пять из них могут быть назначены как реально, так и условно.18

Наконец, российские реалии, связанные с невозможностью исполнения некоторых уголовно-правовых мер по экономическим и иным причинам, обусловливают деление всех наказаний на действующие и отложенные (к последним относятся смертная казнь, ограничение свободы, арест и обязательные работы).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. (в ред. 2.03.2002 г.) положения УК РФ о наказании в виде ареста вводятся в действие законом по мере создания необходимых условий для данного вида наказания, но не позднее 2004 г., о наказании в виде ареста - не позднее 2006 г.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что российские суды без вердикта присяжных не имеют права приговаривать осужденных к смертной казни. А функционирование суда присяжных в полном объеме на всей территории планируется в России к 2007 г., после его введения в Чеченской Республике19. Таким образом, смертная казнь, продолжая в настоящее время оставаться в УК РФ, УИК РФ как вид наказания, ни назначена, ни исполнена быть не может. Наиболее строгой мерой остается пожизненное лишение свободы.

С учетом и на основании представленной системы далее рассматриваются специальные виды уголовных наказаний, применяемые к военнослужащим.

Применение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. В соответствии со ст. 55 УК РФ указанное самостоятельное наказание, назначаемое только в качестве основного, применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.20

Применение рассматриваемого наказания в силу ст. ст. 55 и 73 УК РФ возможно, как реально, так и условно.

Реальное исполнение данной меры осуществляется в условиях дальнейшего прохождения военной службы в специально для этого предназначенных отдельных дисциплинарных батальонах или ротах, структурно входящих в систему Министерства обороны Российской Федерации, непосредственно руководимых Генеральным штабом Вооруженных Сил (Управлением службы войск и безопасности военной службы Генерального штаба).

Генеральный штаб, координируя организационно-мобилизационную работу и осуществляя призыв во все вооруженные формирования страны, определяет организацию, структуру, штатную численность постоянного и переменного состава отдельных дисциплинарных частей, разрабатывает планы и программы воинского обучения осужденных и через командование военных округов на местах непосредственно руководит этими частями, дислоцируемыми в ряде гарнизонов на территории военных округов России.

Порядок направления и приема осужденных, условия отбывания рассматриваемого вида наказания, основные направления деятельности дисциплинарных частей, механизм применения средств воздействия на осужденных, формы их трудовой занятости и другие специальные вопросы регламентируются едиными для всех воинских формирований страны Положением о дисциплинарной воинской части, утвержденным Правительством России21, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Кроме того, на осужденных распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил и других нормативных правовых актов военного законодательства в части, не противоречащей режиму отбывания данного наказания, установленному уголовно-исполнительным законодательством.

В дисциплинарной части устанавливается порядок (режим), обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих, воспитание у них воинской дисциплины, сознательного отношения к военной службе, исполнение возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, реализацию их прав и законных интересов, охрану и надзор за ними, личную безопасность осужденных и персонала указанной воинской части.

По общему правилу время отбывания рассматриваемого наказания в срок службы не засчитывается и после освобождения из дисциплинарной части военнослужащие направляются для дальнейшего прохождения службы по указанию штаба военного округа чаще в те же воинские части, в которых они проходили службу до осуждения.

В ст. 171 УИК РФ определен исключительный случай, при котором возможен зачет времени пребывания в дисциплинарной части в срок военной службы. Порядок такого зачета распространяется как на тех военнослужащих, которые освобождаются из дисциплинарной части по отбытии всего срока наказания, так и на тех, которые освобождаются условно-досрочно. Правом применения рассматриваемого зачета обладают командующие отдельными армиями по месту прохождения службы осужденными, командующие войсками округов по месту дислокации дисциплинарной части, главнокомандующие видов Вооруженных Сил, руководители иных воинских формирований Российской Федерации.

Ходатайство о зачете времени наказания в срок военной службы перед указанными должностными лицами вправе возбуждать командиры дисциплинарных частей, а также командиры частей, в которых проходят службу осужденные после освобождения от наказания.

Информация о работе Участники уголовного судопроизводства