Участники уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны решать задачи по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Они осуществляют защиту сухопутных, морских и воздушных границ государства, несут боевое дежурство, охраняют важные государственные и военные объекты, боевую технику и вооружение, обеспечивают безопасность личного состава воинских частей и подразделений, решают другие оборонные задачи.

Оглавление

Введение ...............................................................................................................3
1 Общая характеристика военнослужащего .....................................................5
1.1 Понятие военнослужащего и его статус................................................5
1.2 Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих.................................................................................................11
2 Особенности уголовного наказания военнослужащих................................14
2.1 Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим.................................................................................................14
2.2 Виды наказаний, применяемых к военнослужащим...........................27
Заключение..........................................................................................................35
Список нормативных правовых актов и литературы......................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая УПК.docx

— 87.27 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Уголовный процесс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...............................................................................................................3

1 Общая характеристика военнослужащего .....................................................5

1.1 Понятие военнослужащего и его статус................................................5

1.2 Общие положения об  уголовной ответственности военнослужащих.................................................................................................11

2 Особенности уголовного наказания военнослужащих................................14

2.1 Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим.................................................................................................14

2.2 Виды наказаний, применяемых к военнослужащим...........................27

Заключение..........................................................................................................35

Список нормативных правовых актов и литературы......................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны решать задачи по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Они осуществляют защиту сухопутных, морских и воздушных границ государства, несут боевое дежурство, охраняют важные государственные и военные объекты, боевую технику и вооружение, обеспечивают безопасность личного состава воинских частей и подразделений, решают другие оборонные задачи.

Задачи по обеспечению обороноспособности государства решаются, в частности, и путем организации в Вооруженных Силах Российской Федерации специальных служб.

Актуальность настоящей работы состоит в том, что российское уголовное законодательство не содержит особой системы воинских наказаний. К военнослужащим, совершившим преступления, в том числе и воинские, применяются в основном те же наказания, что и к другим лицам. Порядок назначения и исполнения всех наказаний урегулирован едиными нормами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.

Наказания, применяемые к осужденным военнослужащим, впервые включены в единую систему наказаний (ст. 44 УК РФ). Часть из них применяется к военнослужащим на общих основаниях без каких-либо исключений. Назначение других содержит ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы. Эти наказания применительно к военнослужащим являются общими.

К рассмотрению отдельных вопросов, связанных с уголовной ответственностью военнослужащих, обращались многие отечественные ученые. В частности, проблемы уголовной ответственности военнослужащих исследовали военные ученые - юристы: Артамонов Н.В., Бобренев В.А., Воронов А.Ф., Кузнецов Н.И., Лиховидов К.С., Митяшин И.К., Романов Н.И., Старов Б.Ф., Холодков И.В.

Объект исследования составляют правоотношения, возникающих при привлечении к уголовной ответственности военнослужащих.

Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство регулирующие виды наказаний, назначаемых военнослужащим.

Целью настоящей работы является анализ института уголовной ответственности военнослужащих.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  • проанализировать понятие военнослужащего и его статус;
  • исследовать общие положения уголовной ответственности военнослужащих;
  • рассмотреть общие положения уголовных наказаний военнослужащих;
  • раскрыть виды наказаний, применяемых к военнослужащим.

Методологическая база: сравнительно правовой метод, метод анализа,

метод синтеза, конкретно правовой метод.

В процессе написании данной курсовой работы использована научная литература, посвященная вопросам наказания военнослужащих в уголовном праве. В частности были использованы работы Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева, Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова, А.В. Наумова, В.Н. Кудрявцева и другие.

Нормативная база исследования: действующее уголовное законодательство России, международно-правовые акты, уголовное право, уголовно-исполнительное законодательство, федеральное законодательство.

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

1.1 Понятие военнослужащего и его статус

Военнослужащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права, осуществляющих определенные социально необходимые функции и выполняющих задачи в учрежденных и государственных органах, и организациях, в которых законом предусмотрена военная служба.

Военнослужащие являются своего рода персоналом, обеспечивающим исполнение функций указанных органов и организаций.

Все граждане Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации имеют равный доступ к военной службе как разновидности государственной службы. Это положение соответствует требованиям п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 г., Пакт вступил в силу 23 марта 1976 г.), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.1

На военную службу призываются граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет; первый контракт о прохождении военной службы могут заключить граждане обоих полов в возрасте от 18 до 40 лет.

Другим ограничением (кроме возрастного) для зачисления на военную службу является соответствие граждан определенным требованиям. Граждане, призываемые на военную службу и поступающие на нее по контракту, должны соответствовать медицинским требованиям, а граждане, поступающие на военную службу по контракту, обязаны также соответствовать профессионально-психологическим требованиям и требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки. Указанные ограничения обусловлены тем, что исполнение военной службы подчас связано с повышенными физическими и морально-психологическими нагрузками, что объясняется спецификой обязанностей военной службы, имеющих рисковый характер для жизни и здоровья самих военнослужащих и окружающих. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»2 устанавливает и другие ограничения, препятствующие поступлению граждан на военную службу, о которых будет сказано далее.3

Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, приводится к Военной присяге. Как отмечалось ранее, факт приведения к Военной присяге имеет существенное правовое значение, так как именно с ним связывается возложение обязанностей военной службы в полном объеме, в том числе выполнение боевых задач, задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов, военнослужащий становится в полном объеме субъектом дисциплинарной ответственности. Моменты приведения военнослужащего к Военной присяге и возникновения военно-служебных отношений не совпадают.

Военно-служебные отношения возникают с началом военной службы, которое для разных категорий военнослужащих дифференцировано (например, для граждан, поступивших на военную службу по контракту, — день вступления в силу контракта; для граждан, призванных на военную службу, не пребывающих в запасе, — день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы и т.д.), а приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца. 4

С началом военной службы связывается присвоение воинских званий гражданам, не пребывающим в запасе и поступившим на военную службу. Военная служба исполняется в соответствующем правовому положению гражданина воинском звании.5

Согласно ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военную службу граждане исполняют в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, о которых говорилось ранее. Перечень лиц, являющихся военнослужащими, определен п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К ним относятся:

— офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных

образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом

Президента Российской Федерации;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную

службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы, не являются военнослужащими, хотя в отдельных случаях они приравниваются по своему правовому положению к военнослужащим (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»6). Наделение их статусом военнослужащих происходит не в полном объеме и только в целях их социально-правовой защиты в случае наступления неблагоприятных последствий при прохождении ими военных сборов (например, причинения вреда жизни и здоровью). Военные сборы они проходят в воинских званиях запаса.

Понятие «военнослужащий» имеет следующие признаки:

— во-первых, военнослужащий — это физическое лицо, как правило,

гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, призванный на военную службу или поступивший на военную службу в добровольном порядке, т. е. по контракту. Лицо, зачисленное на военную службу, становится стороной военно-служебного правоотношения;

— во-вторых, военнослужащий должен отвечать требованиям

законодательства о военной службе;

— в-третьих, военнослужащему присваивается в установленном

порядке воинское звание;

— в-четвертых, военнослужащий выполняет функции в составе

государственных органов и организаций, в которых законом предусмотрена военная служба, в административно-политической сфере (оборона и военная безопасность);

— в-пятых, военнослужащие принимают Военную присягу на верность государству — Российской Федерации.7

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, как правило, проходит военную службу на воинской должности. В соответствии со ст. ст. 42 и 44 указанного Закона допускается возможность прикомандирования военнослужащих к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства.

Однако военнослужащие, прикомандированные к перечисленным органам, учреждениям и организациям, входят в численность федеральных органов исполнительной власти, войск и воинских формирований, в которых они ранее проходили военную службу. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с указанными военнослужащими осуществляется должностными лицами, определенными руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых они проходили военную службу.

Следовательно, основным признаком понятия «военнослужащий» является поступление гражданина на военную службу и как следствие зачисление гражданина в состав органа, учреждения или организации, в котором законом предусмотрена военная служба, а также прохождение военной службы в воинском звании.

На гражданина, ставшего военнослужащим, возлагается исполнение определенных обязанностей, он приобретает особые права, на него возлагается повышенная ответственность.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.8

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.9

Военнослужащие проходят военную службу в воинских частях, на кораблях, предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования.

Можно сделать вывод, что правовой статус военнослужащего как специфического субъекта права включает в себя совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, юридически закрепленных Конституцией и законодательством Российской Федерации в целях исполнения данной категорией лиц военной службы в составе военной организации государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность уголовно-правовых норм, применяемых только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданам, пребывающим в запасе, во время прохождения ими военных сборов в связи с совершением преступлений. Оно имеет своей задачей главным образом охрану военной безопасности Российской Федерации.

Информация о работе Участники уголовного судопроизводства