Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:07, курсовая работа
Краткое описание
Вооруженные Силы Российской Федерации призваны решать задачи по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Они осуществляют защиту сухопутных, морских и воздушных границ государства, несут боевое дежурство, охраняют важные государственные и военные объекты, боевую технику и вооружение, обеспечивают безопасность личного состава воинских частей и подразделений, решают другие оборонные задачи.
Оглавление
Введение ...............................................................................................................3 1 Общая характеристика военнослужащего .....................................................5 1.1 Понятие военнослужащего и его статус................................................5 1.2 Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих.................................................................................................11 2 Особенности уголовного наказания военнослужащих................................14 2.1 Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим.................................................................................................14 2.2 Виды наказаний, применяемых к военнослужащим...........................27 Заключение..........................................................................................................35 Список нормативных правовых актов и литературы......................................37
Лица, освобождаемые из дисциплинарной
воинской части в порядке амнистии или
помилования, увольняются с военной службы
в запас непосредственно из дисциплинарной
части приказом командира только при условии,
если их сверстники уволены в запас. В
ином случае они также направляются в
соответствующие воинские части для завершения
службы.22
Лица, отбывшие наказание в
дисциплинарной воинской части (равно,
как и другие более мягкие виды наказаний,
чем лишение свободы), на основании ч. 2
ст. 86 УК РФ считаются имеющими судимость
в течение одного года после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном
порядке досрочно освобожден от наказания
или не отбытая часть наказания была заменена
более мягким видом, то в соответствии
с ч. 4 ст. 86 УК РФ время погашения судимости
исчисляется исходя из фактически отбытого
срока наказания с момента освобождения
от отбывания основного и дополнительного
видов наказаний. В силу ч. 5 ст. 86 УК РФ
судимость может быть снята судом и досрочно,
т.е. до истечения срока ее погашения.
Применение наказания в виде
ограничения по военной службе. В соответствии
со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе
назначается военнослужащим, проходящим
службу по контракту, на срок от трех месяцев
до двух лет. Его применение возможно в
случаях, прямо предусмотренных статьями
Особенной части УК РФ за совершение воинских
преступлений, а также вместо предусмотренных
общеуголовными нормами исправительных
работ.
В системе наказаний, расположенных
по возрастающей строгости, ограничение
по военной службе указано после исправительных
работ и назначается только в качестве
основной меры. При исчислении сроков
и осуществлении зачета наказания трем
дням ограничения по военной службе соответствует
один день лишения свободы (ст.ст. 44, 71 УК
РФ). Как и содержание в дисциплинарной
воинской части, ограничение по военной
службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть
назначено как реально, так и условно.
В гл. 18 УИК РФ регламентируется
порядок исполнения этого нового для отечественного
законодательства специального уголовного
наказания, отбываемого в условиях дальнейшего
прохождения осужденными службы.
Содержание режимных ограничений данного
реального наказания состоит в том, что
осужденный в течение определенного в
приговоре срока не может быть повышен
в должности, в воинском звании, а срок
наказания не засчитывается в выслугу
лет на присвоение очередного звания.
Кроме того, из денежного содержания осужденного
военнослужащего производятся удержания
в доход государства в размере, установленном
судом, но не свыше 20%.
Ограничение по военной службе
не препятствует определенным перемещениям
осужденного, осуществляемым полномочным
командованием в порядке служебной необходимости:
командировкам, переводам на иные должности
и на новые места службы - постоянно или
временно.23
Сам факт осуждения не является
обязательным основанием для увольнения
военнослужащего со службы либо понижения
его в должности или звании. Действующее
военное законодательство предусматривает
различные основания досрочного увольнения
военнослужащих, проходящих службу по
контракту (ст. 51 Федерального закона «О
воинской обязанности и военной службе»)24.
Кроме того, военнослужащий
имеет право на досрочное увольнение в
случае признания его ограниченно годным
к службе по заключению военно-врачебной
комиссии, а также невозможности проживания
члена его семьи по медицинским показаниям
в местности, в которой субъект проходит
военную службу (по семейным обстоятельствам).
При увольнении со службы военнослужащий
утрачивает свой статус и поэтому не может
более отбывать рассматриваемое наказание,
исполняемое только в условиях военной
организации.
В связи с этим командир части
(начальник учреждения) направляет в военный
суд, вынесший приговор, представление
об основаниях увольнения отбывающего
наказание военнослужащего и о замене
оставшейся не отбытой части срока ограничения
по службе другим наказанием по правилам
ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении
от такового. При решении данного вопроса
суд не связан содержащимся в представлении
мнением командования и выносит решение
по правилам УПК РФ.
Применение наказания в виде
лишения специального, воинского или почетного
звания. При осуждении за совершение тяжкого
или особо тяжкого преступления с учетом
личности виновного суд на основании ст.
48 УК РФ может лишить его специального,
воинского или почетного звания, классного
чина и государственных наград. Данная
мера применяется только в качестве дополнительного
наказания, а порядок ее исполнения регламентируется
ст.ст. 16 и 61 УИК РФ.
Вопрос о лишении званий может
решаться в отношении лиц, как состоящих
на службе, так и находящихся в запасе.
Вне компетенции суда находится решение
вопроса о лишении осужденного ученых
степеней и ученых званий.25
Суд вправе самостоятельно
лишить осужденного любого воинского,
специального или почетного звания, классного
чина или государственной награды независимо
от того, какой орган или должностное лицо
его присвоили.26
В соответствии со ст. 16 УИК
РФ рассматриваемое наказание исполняется
судом, вынесшим приговор. На основании
ст. 61 УИК РФ суд после вступления приговора
в законную силу направляет его копию
должностному лицу, присвоившему осужденному
звание, классный чин или наградившему
его государственной наградой.
Правовое регулирование отбывания
ареста военнослужащими. УК РФ в качестве
самостоятельного основного наказания
выделяет краткосрочный уголовный арест,
назначаемый на срок от одного до шести
месяцев. В случае замены обязательных
работ или исправительных работ он может
быть назначен на срок менее одного месяца
(ст. 54 УК РФ). Уголовный арест как вид наказания
состоит в содержании осужденного в условиях
строгой изоляции по правилам отбывания
наказания на общем режиме в тюрьме.
В системе наказаний эта мера
расположена между ограничением свободы
и содержанием в дисциплинарной воинской
части. При исчислении сроков и зачете
наказаний один день ареста соответствует
одному дню лишения свободы или содержания
в дисциплинарной воинской части либо
трем дням ограничения по военной службе
(ст.ст. 44, 71 УК РФ).
Военнослужащие всех категорий
отбывают арест на гауптвахте по правилам
уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии с военным законодательством
гауптвахта (гарнизонная или войсковая,
корабельная) является специальным помещением
для ареста, где находятся только военнослужащие
и приравненные к ним по ответственности
субъекты воинских отношений.27
Правовые основания помещения
на гауптвахту могут быть различными.
Военнослужащие могут содержаться
на гауптвахте в порядке меры пресечения,
кратковременного задержания, а также
при их осуждении к содержанию в дисциплинарной
воинской части до вступления приговора
в законную силу - по правилам УПК РФ. При
этом начальники гауптвахт, командиры
частей (кораблей), в ведении которых находятся
гауптвахты, приобретают статус начальников
мест содержания под стражей28, а иные лица, исполняющие обязанности
по обеспечению режима содержания под
стражей, - статус сотрудников мест содержания
под стражей.
Соответствующие процессуальные
решения военных
правоохранительных органов
выводят подследственных военнослужащих
из
военно-служебных отношений
и включают их в сферу отношений, связанных
с осуществлением и обеспечением правосудия.
От содержания этих отношений
зависит правовой статус находящихся
на гауптвахте военнослужащих, и в том
числе решение вопросов ответственности
и квалификации их возможных побегов.
На содержащихся в порядке меры пресечения
на гауптвахте военнослужащих полностью
распространяется статус подследственных,
аналогичный по своей природе статусу
подозреваемых и обвиняемых, находящихся
в иных местах содержания под стражей.
На таких военнослужащих полностью распространяются
нормы Федерального закона «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений» от 15 июля
1995 г. № 103-ФЗ, нормы УПК РФ, а также нормативные
акты, регламентирующие организацию и
порядок несения гарнизонной и караульной
служб в Вооруженных Силах и иных воинских
формированиях Российской Федерации.
Уголовное наказание в виде
краткосрочного ареста осужденные военнослужащие
также отбывают на гауптвахте. При этом
гауптвахта в соответствии с нормами УК
РФ и УИК РФ является для них местом отбывания
наказания, соединенного с дальнейшим
прохождением службы.
Действующие нормативные акты,
регламентируя деятельность гауптвахт,
выделяют особенности содержания подозреваемых,
обвиняемых и подсудимых, не детализируя
отдельно особенности содержания каждой
категории военнослужащих.
В соответствии с гл. 19 УИК РФ
(ст.ст. 149-154) порядок отбывания ареста
осужденными военнослужащими отличается
от порядка нахождения на гауптвахте военнослужащих
по другим основаниям. Этот порядок регламентируется
УИК РФ, а также Правилами отбывания уголовных
наказаний осужденными военнослужащими.
Однако для создания необходимых
условий исполнения ареста, в том числе
нормативной и материально-технической
базы необходимо определенное время. Поэтому
в федеральных законах о введении в действие
УК РФ и УИК РФ (с учетом внесенных в них
изменений) указано, что положения о наказании
в виде ареста являются отлагательными;
они будут вводиться в действие отдельным
федеральным законом.29
Раскрывая особенности правового
положения осужденных к аресту военнослужащих,
нормы УИК РФ обращают внимание на следующее:
а) все категории осужденных
должны содержаться на гауптвахте раздельно
и отдельно от военнослужащих, арестованных
по иным основаниям;
б) время отбывания ареста в
общий срок военной службы и выслугу лет
для присвоения очередного воинского
звания не засчитывается;
в) в период нахождения под арестом
осужденный военнослужащий не может быть
представлен к присвоению очередного
воинского звания, назначен на вышестоящую
должность, переведен на новое место службы
и уволен с военной службы, за исключением
случаев признания его не годным к военной
службе по состоянию здоровья;
г) военнослужащим за время
отбывания ареста денежное содержание
выплачивается в размере оклада по воинскому
званию;
д) за примерное поведение и
добросовестное отношение к военной службе
к осужденным военнослужащим могут применяться
меры поощрения в виде благодарности,
досрочного снятия ранее наложенного
взыскания либо зачета времени отбывания
ареста в общий срок военной службы полностью
или частично;
е) за нарушение порядка отбывания
наказания к военнослужащим могут применяться
меры взыскания в виде выговора или перевода
в одиночную камеру на срок до 10 суток.
При этом правом применения
мер поощрения и взыскания пользуются
военный комендант и начальник гарнизона.
Правом применения зачета времени отбывания
ареста в общий срок военной службы пользуется
начальник гарнизона.30
Таким образом, совершение преступлений
против военной службы обусловлено пренебрежительным
отношением виновных к установленному
порядку прохождения военной службы, недостаточным
воинским воспитанием. Наказание за эти
преступления преследует в качестве одной
из целей воинское воспитание. Предупредительные
цели наказания в таких случаях направлены
прежде всего на удержание военнослужащих
от преступных посягательств на воинский
правопорядок.
2.2 Виды наказаний,
применяемых к военнослужащим
При осуждении за совершение
тяжкого или особо тяжкого преступления
с учетом личности виновного суд может
лишить его специального, воинского или
почетного звания, классного чина и государственных
наград (ст. 48 УК РФ).
Обязательными условиями назначения
этого наказания являются: 1) совершение
виновным тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) учет личности виновного.31
К тяжким преступлениям относятся
умышленные деяния, за совершение которых
максимальная санкция, установленная
УК, не превышает 10 лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются
умышленные деяния, за совершение которых
предусмотрено наказание в виде лишения
свободы на срок свыше 10 лет или более
строгое наказание (пожизненное лишение
свободы, смертная казнь).32
Учет личности виновного включает
анализ его социально-демографической
(пол, возраст, состояние здоровья, наличие
постоянного места работы и жительства,
социальное и семейное положение и т. п.),
уголовно-правовой (привлекался ли ранее
к уголовной ответственности, если привлекался,
то наличие неснятой и непогашенной судимости,
характер и степень общественной опасности
ранее совершенного преступного деяния
и т. д.) и уголовно-исполнительной (если
отбывал наказание, то какое именно, поведение
во время отбывания наказания, наличие
поощрений и взысканий, отношение к труду,
обучению, воспитательной работе и др.)
характеристик.
По своему содержанию это наказание
состоит в аннулировании юридически закрепленных
заслуг (звания, классного чина, наград)
осуждаемого перед обществом и государством,
поскольку суд установит, что совершением
тяжкого или особо тяжкого преступления
(с учетом личности виновного) могут быть
дискредитированы соответствующее звание,
чин либо награда. Одновременно осужденный
лишается тех льгот и иных преимуществ,
которые связывались с ними.
Специальные звания устанавливаются
в различных ведомствах, реализующих свои
полномочия в рамках государственной
службы (например, в системе органов внутренних
дел, таможенной, налоговой, дипломатической
службы). Так, в соответствии с Положением
«О службе в органах внутренних дел Российской
Федерации»33, утв. Постановлением Верховного
Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, в органах
внутренних дел устанавливаются специальные
звания: лейтенант, старший лейтенант,
капитан, майор, подполковник, полковник
милиции или внутренней службы, а также
иные звания младшего, среднего, старшего
и высшего начальствующего состава.34
Воинские звания устанавливаются
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
пограничных и других войсках, органах
внешней разведки, службах безопасности
и других государственных органах. В соответствии
с Федеральным законом от 28 марта 1998 г.
№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе» установлены воинские звания:
ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик,
лейтенант, старший лейтенант, майор, подполковник,
полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант,
а также иные воинские звания.