Участники уголовного судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Вооруженные Силы Российской Федерации призваны решать задачи по защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Они осуществляют защиту сухопутных, морских и воздушных границ государства, несут боевое дежурство, охраняют важные государственные и военные объекты, боевую технику и вооружение, обеспечивают безопасность личного состава воинских частей и подразделений, решают другие оборонные задачи.

Оглавление

Введение ...............................................................................................................3
1 Общая характеристика военнослужащего .....................................................5
1.1 Понятие военнослужащего и его статус................................................5
1.2 Общие положения об уголовной ответственности военнослужащих.................................................................................................11
2 Особенности уголовного наказания военнослужащих................................14
2.1 Общие положения об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим.................................................................................................14
2.2 Виды наказаний, применяемых к военнослужащим...........................27
Заключение..........................................................................................................35
Список нормативных правовых актов и литературы......................................37

Файлы: 1 файл

Курсовая УПК.docx

— 87.27 Кб (Скачать)

Лица, освобождаемые из дисциплинарной воинской части в порядке амнистии или помилования, увольняются с военной службы в запас непосредственно из дисциплинарной части приказом командира только при условии, если их сверстники уволены в запас. В ином случае они также направляются в соответствующие воинские части для завершения службы.22

Лица, отбывшие наказание в дисциплинарной воинской части (равно, как и другие более мягкие виды наказаний, чем лишение свободы), на основании ч. 2 ст. 86 УК РФ считаются имеющими судимость в течение одного года после отбытия наказания.

Если осужденный в установленном порядке досрочно освобожден от наказания или не отбытая часть наказания была заменена более мягким видом, то в соответствии с ч. 4 ст. 86 УК РФ время погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. В силу ч. 5 ст. 86 УК РФ судимость может быть снята судом и досрочно, т.е. до истечения срока ее погашения.

Применение наказания в виде ограничения по военной службе. В соответствии со ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Его применение возможно в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части УК РФ за совершение воинских преступлений, а также вместо предусмотренных общеуголовными нормами исправительных работ.

В системе наказаний, расположенных по возрастающей строгости, ограничение по военной службе указано после исправительных работ и назначается только в качестве основной меры. При исчислении сроков и осуществлении зачета наказания трем дням ограничения по военной службе соответствует один день лишения свободы (ст.ст. 44, 71 УК РФ). Как и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение по военной службе в силу ч. 1 ст. 73 УК РФ может быть назначено как реально, так и условно.

В гл. 18 УИК РФ регламентируется порядок исполнения этого нового для отечественного законодательства специального уголовного наказания, отбываемого в условиях дальнейшего прохождения осужденными службы. 
Содержание режимных ограничений данного реального наказания состоит в том, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного звания. Кроме того, из денежного содержания осужденного военнослужащего производятся удержания в доход государства в размере, установленном судом, но не свыше 20%.

Ограничение по военной службе не препятствует определенным перемещениям осужденного, осуществляемым полномочным командованием в порядке служебной необходимости: командировкам, переводам на иные должности и на новые места службы - постоянно или временно.23

Сам факт осуждения не является обязательным основанием для увольнения военнослужащего со службы либо понижения его в должности или звании. Действующее военное законодательство предусматривает различные основания досрочного увольнения военнослужащих, проходящих службу по контракту (ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»)24.

Кроме того, военнослужащий имеет право на досрочное увольнение в случае признания его ограниченно годным к службе по заключению военно-врачебной комиссии, а также невозможности проживания члена его семьи по медицинским показаниям в местности, в которой субъект проходит военную службу (по семейным обстоятельствам). При увольнении со службы военнослужащий утрачивает свой статус и поэтому не может более отбывать рассматриваемое наказание, исполняемое только в условиях военной организации.

В связи с этим командир части (начальник учреждения) направляет в военный суд, вынесший приговор, представление об основаниях увольнения отбывающего наказание военнослужащего и о замене оставшейся не отбытой части срока ограничения по службе другим наказанием по правилам ст. 80 УК РФ либо о полном освобождении от такового. При решении данного вопроса суд не связан содержащимся в представлении мнением командования и выносит решение по правилам УПК РФ.

Применение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания. При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд на основании ст. 48 УК РФ может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Данная мера применяется только в качестве дополнительного наказания, а порядок ее исполнения регламентируется ст.ст. 16 и 61 УИК РФ.

Вопрос о лишении званий может решаться в отношении лиц, как состоящих на службе, так и находящихся в запасе. 
Вне компетенции суда находится решение вопроса о лишении осужденного ученых степеней и ученых званий.25

Суд вправе самостоятельно лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина или государственной награды независимо от того, какой орган или должностное лицо его присвоили.26

В соответствии со ст. 16 УИК РФ рассматриваемое наказание исполняется судом, вынесшим приговор. На основании ст. 61 УИК РФ суд после вступления приговора в законную силу направляет его копию должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

Правовое регулирование отбывания ареста военнослужащими. УК РФ в качестве самостоятельного основного наказания выделяет краткосрочный уголовный арест, назначаемый на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ он может быть назначен на срок менее одного месяца (ст. 54 УК РФ). Уголовный арест как вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции по правилам отбывания наказания на общем режиме в тюрьме.

В системе наказаний эта мера расположена между ограничением свободы и содержанием в дисциплинарной воинской части. При исчислении сроков и зачете наказаний один день ареста соответствует одному дню лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части либо трем дням ограничения по военной службе (ст.ст. 44, 71 УК РФ).

Военнослужащие всех категорий отбывают арест на гауптвахте по правилам уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с военным законодательством гауптвахта (гарнизонная или войсковая, корабельная) является специальным помещением для ареста, где находятся только военнослужащие и приравненные к ним по ответственности субъекты воинских отношений.27

Правовые основания помещения на гауптвахту могут быть различными.

Военнослужащие могут содержаться на гауптвахте в порядке меры пресечения, кратковременного задержания, а также при их осуждении к содержанию в дисциплинарной воинской части до вступления приговора в законную силу - по правилам УПК РФ. При этом начальники гауптвахт, командиры частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты, приобретают статус начальников мест содержания под стражей28, а иные лица, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей, - статус сотрудников мест содержания под стражей.

Соответствующие процессуальные решения военных

правоохранительных органов выводят подследственных военнослужащих из

военно-служебных отношений и включают их в сферу отношений, связанных с осуществлением и обеспечением правосудия.

От содержания этих отношений зависит правовой статус находящихся на гауптвахте военнослужащих, и в том числе решение вопросов ответственности и квалификации их возможных побегов. На содержащихся в порядке меры пресечения на гауптвахте военнослужащих полностью распространяется статус подследственных, аналогичный по своей природе статусу подозреваемых и обвиняемых, находящихся в иных местах содержания под стражей. На таких военнослужащих полностью распространяются нормы Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ, нормы УПК РФ, а также нормативные акты, регламентирующие организацию и порядок несения гарнизонной и караульной служб в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации.

Уголовное наказание в виде краткосрочного ареста осужденные военнослужащие также отбывают на гауптвахте. При этом гауптвахта в соответствии с нормами УК РФ и УИК РФ является для них местом отбывания наказания, соединенного с дальнейшим прохождением службы.

Действующие нормативные акты, регламентируя деятельность гауптвахт, выделяют особенности содержания подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, не детализируя отдельно особенности содержания каждой категории военнослужащих.

В соответствии с гл. 19 УИК РФ (ст.ст. 149-154) порядок отбывания ареста осужденными военнослужащими отличается от порядка нахождения на гауптвахте военнослужащих по другим основаниям. Этот порядок регламентируется УИК РФ, а также Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.

Однако для создания необходимых условий исполнения ареста, в том числе нормативной и материально-технической базы необходимо определенное время. Поэтому в федеральных законах о введении в действие УК РФ и УИК РФ (с учетом внесенных в них изменений) указано, что положения о наказании в виде ареста являются отлагательными; они будут вводиться в действие отдельным федеральным законом.29

Раскрывая особенности правового положения осужденных к аресту военнослужащих, нормы УИК РФ обращают внимание на следующее:

а) все категории осужденных должны содержаться на гауптвахте раздельно и отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям;

б) время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается;

в) в период нахождения под арестом осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его не годным к военной службе по состоянию здоровья;

г) военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию;

д) за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к осужденным военнослужащим могут применяться меры поощрения в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания либо зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично;

е) за нарушение порядка отбывания наказания к военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде выговора или перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток.

При этом правом применения мер поощрения и взыскания пользуются военный комендант и начальник гарнизона. Правом применения зачета времени отбывания ареста в общий срок военной службы пользуется начальник гарнизона.30

Таким образом, совершение преступлений против военной службы обусловлено пренебрежительным отношением виновных к установленному порядку прохождения военной службы, недостаточным воинским воспитанием. Наказание за эти преступления преследует в качестве одной из целей воинское воспитание. Предупредительные цели наказания в таких случаях направлены прежде всего на удержание военнослужащих от преступных посягательств на воинский правопорядок.

 

 

2.2 Виды наказаний, применяемых к военнослужащим

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).

Обязательными условиями назначения этого наказания являются: 1) совершение виновным тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) учет личности виновного.31

К тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых максимальная санкция, установленная УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (пожизненное лишение свободы, смертная казнь).32

Учет личности виновного включает анализ его социально-демографической (пол, возраст, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т. п.), уголовно-правовой (привлекался ли ранее к уголовной ответственности, если привлекался, то наличие неснятой и непогашенной судимости, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т. д.) и уголовно-исполнительной (если отбывал наказание, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.) характеристик.

По своему содержанию это наказание состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого перед обществом и государством, поскольку суд установит, что совершением тяжкого или особо тяжкого преступления (с учетом личности виновного) могут быть дискредитированы соответствующее звание, чин либо награда. Одновременно осужденный лишается тех льгот и иных преимуществ, которые связывались с ними.

Специальные звания устанавливаются в различных ведомствах, реализующих свои полномочия в рамках государственной службы (например, в системе органов внутренних дел, таможенной, налоговой, дипломатической службы). Так, в соответствии с Положением «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации»33, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, в органах внутренних дел устанавливаются специальные звания: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник милиции или внутренней службы, а также иные звания младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава.34

Воинские звания устанавливаются в Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных и других войсках, органах внешней разведки, службах безопасности и других государственных органах. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлены воинские звания: ефрейтор, сержант, старшина, прапорщик, лейтенант, старший лейтенант, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, а также иные воинские звания.

Информация о работе Участники уголовного судопроизводства