Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные проблемы судебного контроля в досудебном производстве.
Задачи курсовой работы:
1) охарактеризовать процессуальное положения следователя, его взаимоотношения с органом дознания, начальником следственного отдела и прокурором;
2) определить особенности судебного контроля в системы органов предварительного расследования;
Введение
1. Понятие, значение и формы судебного контроля
2.Судебный контроль при применении мер процессуального принуждения
3. Судебный контроль при производстве следственных действий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Аналогичной проблемой при
- каждый из следователей
- каждый следователь на основе общего плана готовит соответствующий его раздел и передает руководителю, который с помощью членов следственной группы составляет обвинительное заключение в окончательной редакции;
- фрагменты обвинительного
- руководитель сам составляет
обвинительное заключение, но при
этом прибегает к помощи
Таким образом, в любом случае составление обвинительного заключения является итогом коллективного труда. На мой взгляд, слишком категоричное правило о принятии основных решений по делу лично руководителем следственной группы создает трудности на практике и приводит к нарушению закона.
Такая регламентация не
Противоречие между единоличным и коллективным началами при групповом методе расследования получило отражение и в науке. Так, П.А. Лупинская утверждая, что «производство следствия группой следователей не влечет за собой принятия коллегиальных решений», вместе с тем полагает, что принятие «группового решения может повышать активность каждого члена группы»22 Выходит, что автор все же признает возможность принятия коллегиальных решений в следственной группе? Тем более, что на практике именно так и происходит. По мнению С.А. Шейфера, несмотря на то, что закон не допускает принятия коллективных решений, в группе следователей согласованные решения вполне возможны23. Такую же позицию занимает и А.А. Тарасов (См.: Тарасов А.А. Расследование преступлений группой следователей: процессуальные и тактико-психологические проблемы. Самара, 2000. С. 23).
Представляется, что указанную проблему
нельзя решить
Анализ положений ст. 163 УПК РФ
дает основания считать, что
единственным субъектом
Включение в состав
Заключение
В итоге исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие указан в ст.150 УПК РФ. Дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие, акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Между органами дознания и предварительного следствия много общего, поэтому их часто путают, так как по отношению к преступлениям у них в сущности одни и те же задачи: при обнаружении признаков состава преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах их компетенции; в своей деятельности они руководствуются едиными требованиями уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.
В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий, в частности, дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных, но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного следствия.
Во- вторых, следователь является не только должностным лицом, но и одновременно процессуальным участником уголовного судопроизводства. В отличие от УПК РСФСР (гл.3), новый УПК РФ (гл.6) относит следователя к участникам уголовного судопроизводства, выступающим на стороне обвинения. Следователь наделен значительными полномочиями по направлению хода расследования, производству следственных и иных процессуальных действий, которые составляют юридическую основу процессуальной самостоятельности следователя. Слова «самостоятельно направлять ход расследования» означают право следователя самостоятельно выдвигать и проверять версии, планировать следственные и иные процессуальные действия, собирать, проверять и оценивать доказательства в порядке, установленном УПК.
Значительные изменения по сравнению с УПК РСФСР претерпели взаимоотношения следователя и прокурора в ходе досудебного производства. УПК РФ предусматривает: дачу прокурором следователю согласия на возбуждение уголовного дела; отстранение прокурором следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение УПК РФ; изъятие прокурором уголовного дела у одного следователя и передача его другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 6) отмена прокурором незаконных или необоснованных постановлений следователя; возвращение прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения. При этом следователь обязан получить санкцию, согласие прокурора либо утверждение им процессуального действия или решения следователя только в тех случаях, которые прямо оговорены УПК РФ; обязательными для следователя являются только письменные указания прокурора.
Часть 4 ст. 38 УПК РФ предусматривает
последствия обжалования
Зачастую сотрудники органов предварительного расследования не имеют представления, каким образом разграничивается их компетенция. В ряде органов при оформлении следователями поручений органам дознания допускается постановка задач, которые выходят за пределы компетенции конкретного учреждения, что в частности, связано с нечетким представлением следователей о собственных полномочиях, правовом регулировании его взаимоотношений с начальником следственного отдела и прокурором, о правоспособности органов дознания, соотношения последних с компетенцией органов предварительного следствия. В этом заключается одна из проблем предварительного следствия
В-
третьих, взаимодействие следователя
и органами, осуществляющими оперативно-
Следователь
имеет право давать органам, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность органу
дознания обязательные для исполнения
письменные поручения о проведении следственных
действий и оперативно-розыскных мероприятий
(по УПК РСФСР следователь мог давать поручения
о производстве только розыскных мероприятий).
К оперативно-розыскным мероприятиям
ч.1 ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
относит контролируемую поставку, проверочную
закупку, контроль корреспонденции, прослушивание
телефонных переговоров, оперативный
эксперимент и ряд других. Письменные
поручения следователя направляются руководителю
органа дознания, который поручает их
исполнение подчиненным сотрудникам.
УПК не устанавливает срока, в течение
которого должно быть исполнено поручение
следователя. Поэтому при направлении
такого поручения следователь должен
самостоятельно указать срок, в течение
которого надлежит исполнить поручение.
Возможно предварительное согласование
следователем такого срока с органом дознания.
Следует иметь в виду, что выполнение наиболее
важных следственных и иных процессуальных
действий не должно перелагаться следователем
на органы дознания, поскольку может привести
к нарушению прав обвиняемого (подозреваемого)
или признанию доказательств недопустимыми.
Список
использованных источников
и литературы
Нормативно-правовые акты
Специальная литература