Судебный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные проблемы судебного контроля в досудебном производстве.
Задачи курсовой работы:
1) охарактеризовать процессуальное положения следователя, его взаимоотношения с органом дознания, начальником следственного отдела и прокурором;
2) определить особенности судебного контроля в системы органов предварительного расследования;

Оглавление

Введение
1. Понятие, значение и формы судебного контроля
2.Судебный контроль при применении мер процессуального принуждения
3. Судебный контроль при производстве следственных действий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Судебный контроль вар 2 уголовный процесс январь 2010.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3
1. Понятие, значение и формы судебного контроля 7
2.Судебный контроль при применении мер процессуального принуждения  
15
3. Судебный контроль при производстве следственных действий 20
Заключение 35
Список  использованных источников и литературы 38
 
 
 
 

 

Введение 

      Предварительное расследование - самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются основные задачи уголовного процесса.

        Неуклонное соблюдение процессуального закона в уголовном судопроизводстве рассматривается как необходимое условие и средство обеспечения правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан. Только строгое и неуклонное соблюдение требований процессуальных норм может привести к установлению истины по делу и, в конечном счете, к вынесению законных и обоснованных приговоров, определений и постановлений судов.

        Как свидетельствует официальная  статистика, проблемы раскрытия  преступлений и качества предварительного расследования уголовных дел продолжают оставаться наиболее острыми в деле борьбы с преступностью. За один год регистрируется почти столько же преступлений, сколько в прошлом за целое пятилетие.

        Последнее пятилетие характеризуется  не только разрастанием криминальной стихии, но и усилением вооруженности и жестокости, организованности и профессионализма преступного мира. Все более широкое распространение получают заложничество, рэкет, заказные убийства.

        Реальное положение с преступностью  на самом деле намного хуже, нежели то, которое отражено в статистике. В правоохранительные органы сообщается далеко не обо всех преступлениях, а поступившие заявления и сообщения о преступлениях далеко не всегда получают соответствующее реагирование со стороны органов, обязанных принимать решения по возбуждению и расследованию уголовных дел. По данным ВНИИ МВД, на каждое зарегистрированное преступление приходится два незарегистрированных.

        По официальной статистике раскрывается  около 65% преступлений. Ежегодно  только официально признаются потерпевшими по уголовным делам около 3 млн. человек. А по данным проф. А.Д. Бойкова, только за последние годы официально признано потерпевшими от преступлений около 10 млн. человек.

        Постоянно растет число преступлений  посягательств на жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов. По данным ЮНЕСКО, сотрудники милиции в России погибают в 2,5 раза чаще, чем в США и во Франции.

        Таким образом, государству и  обществу противостоит мощная  криминальная сила, одолеть которую  можно лишь решительными законными мерами. Важное место среди этих мер принадлежит квалифицированному расследованию уголовных дел.

       Однако само  расследование, как оно определено  сейчас в действующем Уголовно-процессуальном  кодексе1, нуждается в существенном усовершенствовании. Стало совершенно очевидным, что вести расследование дела следователем-одиночкой теперь практически невозможно. Практика пошла по пути создания по всем более или менее сложным делам следственно-оперативных групп для раскрытия преступлений «по горячим следам» с мощным оперативно-розыскным сопровождением процессуальной деятельности следователя, который активно взаимодействует с оперативными сотрудниками, пользуется новейшими возможностями специалистов-криминалистов. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»2 от 5 июля 1995 года дает следователю новые возможности требовать от оперативно-розыскных подразделений органов дознания не только содействия при производстве отдельных следственных действий, но своевременного и полного обнаружения совершенных преступлений и установления лиц, их совершивших.

        Настоящая работа посвящена теме  «Общие условия производства предварительного расследования».

        Важность такой постановки вопроса  заключается в том, что на  досудебной стадии подвергаются  стеснению права и свободы лиц, чья вина в совершении преступления судом еще не доказана, а также лиц, не имеющих порой никакого отношения к преступлению. Нельзя забывать также, что именно в этой стадии уголовного процесса создается основа для вынесения приговора. Поэтому правильный подход к реформированию предварительного расследования крайне важен.

        Эта тема имеет огромное как  практическое, так и теоретическое  значение. Теоретическое значение  данной темы заключается в  ее сущности, позволяющей поставить  в логическую связь все стадии уголовного процесса, обусловить его задачи и пути их достижения.

        Сказанное обусловливает и практическую  значимость исследуемой в настоящей  работе темы.

      Цель  курсовой работы – рассмотреть и  проанализировать основные проблемы судебного контроля в досудебном производстве.

      Задачи  курсовой работы:

      1) охарактеризовать процессуальное  положения следователя, его взаимоотношения  с органом дознания, начальником  следственного отдела и прокурором;

      2) определить особенности судебного контроля в системы органов предварительного расследования;

      3) проанализировать проблемы взаимодействия  между следователями и органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность при раскрытии и  расследовании преступлений.

      Законодательной базой исследования послужил Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ с изменениями от 6 декабря 2009 г. и другие нормативно-правовые акты по проблеме исследования.

      При подготовке курсовой работы были изучены  учеьбно-методическая литература и  монографии: Н.А. Власовой, А.В. Гриненко, Н.А. Громова, А.П. Гуляева, Д.О. Ильинского и др. 

 

1. Понятие, значение  и формы судебного  контроля 

      Следователь - особо уполномоченное государством должностное лицо прокуратуры, органов  федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое призвано в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

        Компетенция следователей вышеуказанных  ведомств определена уголовно-процессуальным  законом по предметному признаку  в соответствии со ст. 151 УПК.  Все следователи, независимо от  их ведомственной принадлежности, обладают одинаковыми властными процессуальными полномочиями и процессуальной самостоятельностью. В своей деятельности по расследованию преступлений они руководствуются одними и теми же нормами УПК.

        Закон наделяет следователя процессуальными  полномочиями по производству следственных действий, по применению мер уголовно-процессуального принуждения и по принятию различных процессуальных решений. Так, следователь уполномочен возбуждать уголовное дело, принимать его к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования; вызывать любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, освидетельствования, обыски, выемки и другие предусмотренные УПК следственные и процессуальные действия.

      Основные  права и обязанности, образующие процессуальный статус следователя, таковы:

       1) Принимать и проверять сообщение  о любом совершенном или готовящемся  преступлении (ч. 1 ст. 144).

       2) Возбуждать уголовное дело и (или) передавать его руководителю СО для направления по подследственности (п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146).

       3) Отказывать в возбуждении уголовного  дела (ч. 1 ст. 148).

       4) Принимать уголовное дело к  своему производству или (п. 2 ч. 2 комм. статьи). В ст. 149 УПК, где речь идет о направлении уголовного дела после его возбуждения, не говорится о вынесении следователем специального решения о принятии дела к своему производству, однако, по смыслу ч. 1 ст. 156, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

       5) Заявлять самоотвод при наличии  обстоятельств, исключающих его  участие в производстве по  делу (ст. 62).

       6) Самостоятельно направлять ход  расследования. Закон не дает  прямого ответа на вопрос, что понимать под направлением хода расследования, или направлением расследования. См. об этом комм. к ст. 39.

       7) Принимать решения о производстве  следственных и иных процессуальных  действий, за исключением случаев,  когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя СО (п. 3 ч. 2 ст. 38).

       8) Возбуждать перед судом с  согласия руководителя СО ходатайство  об избрании меры пресечения  или о производстве иного процессуального  действия, которое допускается на основании судебного решения (ч. 1 ст. 165).

       9) Задерживать лицо по подозрению  в совершении преступления (ст. 91).

       10) В пределах своих полномочий  избирать обвиняемому или подозреваемому  меру пресечения (ст. 97).

       11) Принимать меры попечения о  детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества меры к неразглашению данных предварительного расследования (ст. 160, 161).

       12) Составлять протокол о неисполнении  участниками производства по  делу своих процессуальных обязанностей и направлять его в суд для наложения на нарушителя денежного взыскания (ст. 118).

       13) Давать органу дознания обязательные  для исполнения письменные поручения  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий, производстве отдельных  следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164, 210).

      Полномочия  следователя в отношении поручений органу дознания являются более широкими, чем аналогичные полномочия прокурора. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 37 прокурор вправе давать дознавателю (но не органу дознания в целом) письменные указания лишь о направлении расследования и производстве процессуальных действий. В то же время следователь может поручать органу дознания производство не только процессуальных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий.

        По расследуемым им делам следователь  уполномочен давать органу дознания  обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

      Процессуальный  закон предусматривает два вида поручений следователя: а) поручение  органу дознания по месту производства предварительного следствия (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и б) поручение органу дознания или другому следователю вне  места производства предварительного следствия (ч. 1 ст. 152 УПК). Поручение процессуальных действий является определенным изъятием из принципа непосредственности исследования доказательств, поэтому его пределы должны быть ограничены. Дача следователем поручений допускается при условии, что не происходит неоправданное переложение им своих функций на другого следователя, могущее существенно затруднить работу последнего, либо возложение на орган дознания несвойственных для него полномочий. В частности, следователь обязан лично выполнить следственные действия, в том числе выехать для этого в другую местность, когда необходимо произвести большой объем следственных действий либо процессуальные действия связаны с оценкой доказательств в их совокупности, с принятием решений, определяющих направление расследования. Так, нельзя поручать действия: по принятию процессуальных решений (избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание потерпевшим и др.); по проведению значимых для формирования позиции сторон действий (допрос обвиняемого, предъявление обвинения); связанных с передачей всего уголовного дела прокурору (ознакомление с материалами оконченного расследования).

Информация о работе Судебный контроль