Судебный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные проблемы судебного контроля в досудебном производстве.
Задачи курсовой работы:
1) охарактеризовать процессуальное положения следователя, его взаимоотношения с органом дознания, начальником следственного отдела и прокурором;
2) определить особенности судебного контроля в системы органов предварительного расследования;

Оглавление

Введение
1. Понятие, значение и формы судебного контроля
2.Судебный контроль при применении мер процессуального принуждения
3. Судебный контроль при производстве следственных действий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Судебный контроль вар 2 уголовный процесс январь 2010.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

      Деятельность  Главного следственного управления при МВД субъекта федерации направлена на организационно-методическое руководство, подчиненными органами предварительного следствия и осуществляется по предметно-зональному принципу на основе текущих и перспективных планов.

      Следственное  управление (отдел, отделение, группа) 
Это низовое звено организует и обеспечивает: расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел; разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан; взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; учеты поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, выездов следователей на места происшествий и пр.

      На  следственное подразделение не может  быть возложено исполнение функций, не предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и ведомственными актами МВД РФ.

      Систему следственных подразделений прокуратуры  РФ составляют: Следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, следователи  городских, районных и межрайонных прокуратур. Структура Следственного управления Генеральной прокуратуры РФ: начальник (старший помощник генерального прокурора), заместитель (начальник организационно-методического отдела), заместители (начальники отделов, которые являются помощниками Генерального прокурора).

      Специализированные  отдела по расследованию: преступлений и происшествий чрезвычайного характера (отдел оперативного реагирования); преступлений в сфере экономики; бандитизма и умышленных убийств; организационно-методический отдел; канцелярия; склад вещественных доказательств. Могут создаваться другие специализированные подразделения. Должностной состав: старшие следователи и следователи по особо важным делам, старшие прокуроры и прокуроры организационно-методического отдела, помощники следователей, ведущий специалист, главный специалист (экономист), старшие инспектора, специалисты 1 категории, заведующая складом вещественных доказательств.

      В Генеральной прокуратуре Российской Федерации старшие следователи  по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. В Прокуратуре субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах на должности следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, назначают и освобождают от должности прокуроры субъектов РФ. В Прокуратурах городов и районов устанаваливаются должности старших следователей и следователей (в прокуратурах городов - следователей по особо важным делам) и их помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами12.

      Правовой  основой для эволюционного развития следственного аппарата органов  внутренних дел, ставшей реальной предпосылкой реализации Концепции судебной реформы и Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России (на период до 2005 года), явился Указ Президента РФ от 23 ноября 1998 г. «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым впервые установлен нормативно-правовой статус органов предварительного следствия в системе МВД во главе со Следственным комитетом.

      Постановлением  Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. «О численности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и оплате труда их сотрудников» Министру внутренних дел предоставлено право устанавливать надбавку в размере до 50% должностного оклада за службу в органах предварительного следствия, а их штатная численность согласно постановлению может быть изменена только Правительством РФ13.

      Важным  этапом в совершенствовании деятельности органов предварительного следствия  должен стать федеральный закон  «Об органах предварительного следствия», так как Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и законами РФ «О милиции» и «Федеральных органах налоговой полиции» не регулируются в полной мере и вопросы государственной и социальной защиты следователей. Например, к категории федеральных государственных служащих отнесены следователи прокуратуры, а остальные следственные работники (почти 90%) в их число не входят.

      Чтобы избежать серьезных издержек в правоохранительной деятельности при осуществлении  задачи совершенствования следственного аппарата, представляется целесообразным поэтапное его реформирование по мере стабилизации общественно-политической, экономической и правовой ситуации в обществе. На первом этапе необходимо: образовать в системе милиции общественной безопасности и криминальной милиции мощные подразделения дознания, в подследственность которых передать расследование преступлений небольшой и средней тяжести в форме упрощенного производства; передать из прокуратуры в подследственность следователей органов внутренних дел уголовные дела об общеуголовных преступлениях; разработать нормативную правовую базу для последующего функционирования федерального органа предварительного следствия, подбора и расстановки кадров путем расширения следственных факультетов образовательных учреждений МВД и создания своего кадрового аппарата; организовать систему информационного обеспечения федеральных органов предварительного следствия; разработать систему федерального снабжения и финансирования органов предварительного следствия, создать материально-техническую базу федерального следственного аппарата.

      Одним из резервов повышения эффективности  стадии досудебного производства является рациональное использование имеющихся  сил и ресурсов органов дознания и предварительного следствия, которое может быть осуществлено путем принятия ряда законодательных решений.

      На  органы предварительного следствия  возложить расследование всех тяжких и особо тяжких преступлений. При  этом, начиная с момента возбуждения  уголовного дела и даже осмотра места происшествия, расследование осуществляется во взаимодействии с органом дознания, выражающемся в том, что по делам о преступлениях этой категории, когда следователь физически не может вступить в дело с момента возбуждения, дознанию предоставляется право это сделать самостоятельно и в течение 10 дней выполнить неотложные следственные действия, после чего передать дело следователю.

      По  преступлениям небольшой и средней  тяжести, по которым обязательно  предварительное следствие, предлагается проводить дознание до обнаружения лица, которое может быть привлечено в качестве обвиняемого. При его установлении дело направляется следователю. Всего на органы дознания может быть возложено досудебное производство примерно по 700 тыс. преступлений, что превышает существующую нагрузку на 15-20%. В этой связи часть штатной численности следователей могла бы быть передана органам дознания. Тем самым в рамках органа дознания под единым руководством предусматривается совмещение оперативно-розыскной деятельности и закрепления ее результатов процессуальными методами, что ориентировано на единый конечный результат - раскрытие преступлений, не представляющих большой сложности в их расследовании. Эти предложения соответствуют требованиям ст.ст.8 и 9 Закона РФ «О милиции». 
 

 

3. Судебный контроль  при производстве  следственных действий 

      Взаимодействие  органов расследования означает их согласованную деятельность для  выполнения задач стадии предварительного расследования. Организация их взаимодействия оказывает существенное влияние на данную стадию и потому является ее общим условием. Взаимодействие органов расследования, во-первых, предопределено их процессуальным положением, во-вторых, имеет различные уровни и формы.

        Процессуальное положение органов  расследования во многом является фундаментом процессуальной формы расследования и исходной предпосылкой их взаимодействия. Так, «хозяином процесса» на данной стадии является прокурор. Именно он осуществляет надзор над деятельностью органов дознания и следствия и с процессуальной точки зрения руководит ими (ч. 1 ст. 37 УПК). В то же время следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Он сам направляет ход расследования, принимает процессуальные решения и в некоторых случаях даже вправе приостановить исполнение указаний прокурора при несогласии с ними (ст. 38 УПК). Следователю принадлежит руководящая роль в его взаимодействии с органами дознания. Он вправе давать им обязательные для исполнения поручения и требовать от них содействия.

        Взаимодействие органов расследования  происходит в процессуальных и организационных формах, в зависимости от закрепления их в УПК или ведомственных нормативных актах. По степени согласованности действий взаимодействие осуществляется на трех уровнях: а) обмен информацией, б) совместное планирование и в) совместные действия. Каждый последующий уровень включает в себя элементы предыдущего. Так, совместное планирование имеет своей составной частью и непременным условием обмен информацией между участниками, а совместные действия невозможны без предварительно согласованного совместного плана. В то же время взаимодействие может состояться на любом из указанных уровней14.

      При производстве предварительного расследования  режим законности во многом обеспечивается обоснованностью следственных действий. Предписание ст.11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относительно использования ее результатов для подготовки и осуществления следственных действий прежде всего должно пониматься как правомерность обоснования данными оперативно-розыскного характера производства соответствующих следственных действий. Объективная потребность в этом во многих случаях возникает сразу же после возбуждения уголовного дела, поскольку данных уголовно-процессуального характера на данный момент просто не может быть.

      Кроме ст.11, использование результатов оперативно-розыскной деятельности регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР РФ от 13 мая 1998 г., согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Министерстве юстиции 3 сентября 1998 г. Инструкция состоит из введения, определяющего правовую основу представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд и устанавливающего обязательность ее требований для сотрудников оперативных подразделений, а также четырех разделов: I. Общие положения; II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд; III. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; IV. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и обеспечение безопасности ее участников.

      Под результатами ОРД понимаются фактические  данные, полученные оперативными подразделениями  в установленном Законом об ОРД  порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

      Результаты  ОРД отражаются в оперативно-служебных  документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным  документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

      В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических  мероприятий результаты ОРД могут  быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).

      Результаты  ОРД могут содержаться также  в объяснениях лиц, участвовавших  в ее проведении; в предметах, изъятых  при осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий; в сообщениях конфиденциальных источников. Показания допрошенных  в качестве свидетелей лиц, проводивших оперативно-розыскные мероприятия или принимавших в них участие, надлежит считать уголовно-процессуальными доказательствами (при условии их отношения к делу).

      Результаты  ОРД могут содержаться также  в объяснениях лиц, участвовавших  в ее проведении; в предметах, изъятых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; в сообщениях конфиденциальных источников. Показания допрошенных в качестве свидетелей лиц, проводивших оперативно-розыскные мероприятия или принимавших в них участие, надлежит считать уголовно-процессуальными доказательствами (при условии их отношения к делу).

      Хорошо  налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа ОРД служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.

      Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.

      Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.

      Взаимодействие  призвано решать следующие задачи:  1. Расследование и раскрытие преступлений; 2. Привлечение к установленной  законом ответственности лиц, их совершивших, и возмещение причиненного ими материального ущерба; 3. Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и принятие мер по их предотвращению.

      Взаимодействие  следователя и органа ОРД, по мнению Н.Н. Гапановича, обусловлено объективными предпосылками: общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и работники органа ОРД по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач; различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа ОРД - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу15.

Информация о работе Судебный контроль