Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные проблемы судебного контроля в досудебном производстве.
Задачи курсовой работы:
1) охарактеризовать процессуальное положения следователя, его взаимоотношения с органом дознания, начальником следственного отдела и прокурором;
2) определить особенности судебного контроля в системы органов предварительного расследования;
Введение
1. Понятие, значение и формы судебного контроля
2.Судебный контроль при применении мер процессуального принуждения
3. Судебный контроль при производстве следственных действий
Заключение
Список использованных источников и литературы
Деятельность Главного следственного управления при МВД субъекта федерации направлена на организационно-методическое руководство, подчиненными органами предварительного следствия и осуществляется по предметно-зональному принципу на основе текущих и перспективных планов.
Следственное
управление (отдел, отделение, группа)
Это низовое звено организует и обеспечивает:
расследование преступлений, отнесенных
к подследственности следователей органов
внутренних дел; разработку и реализацию
мер по повышению качества и сокращению
сроков производства предварительного
следствия, соблюдению прав и законных
интересов граждан; взаимодействие следователей
с органами, осуществляющими оперативно-розыскную
и экспертно-криминалистическую деятельность,
дознание, прокурорский надзор и судебный
контроль по уголовным делам; учеты поступивших
заявлений и сообщений о преступлениях,
сроков их разрешения, а также материалов,
по которым отказано в возбуждении уголовного
дела, выездов следователей на места происшествий
и пр.
На
следственное подразделение не может
быть возложено исполнение функций,
не предусмотренных уголовно-
Систему
следственных подразделений прокуратуры
РФ составляют: Следственное управление
Генеральной прокуратуры
Специализированные отдела по расследованию: преступлений и происшествий чрезвычайного характера (отдел оперативного реагирования); преступлений в сфере экономики; бандитизма и умышленных убийств; организационно-методический отдел; канцелярия; склад вещественных доказательств. Могут создаваться другие специализированные подразделения. Должностной состав: старшие следователи и следователи по особо важным делам, старшие прокуроры и прокуроры организационно-методического отдела, помощники следователей, ведущий специалист, главный специалист (экономист), старшие инспектора, специалисты 1 категории, заведующая складом вещественных доказательств.
В
Генеральной прокуратуре
Правовой
основой для эволюционного
Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1999 г. «О численности органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и оплате труда их сотрудников» Министру внутренних дел предоставлено право устанавливать надбавку в размере до 50% должностного оклада за службу в органах предварительного следствия, а их штатная численность согласно постановлению может быть изменена только Правительством РФ13.
Важным
этапом в совершенствовании
Чтобы избежать серьезных издержек в правоохранительной деятельности при осуществлении задачи совершенствования следственного аппарата, представляется целесообразным поэтапное его реформирование по мере стабилизации общественно-политической, экономической и правовой ситуации в обществе. На первом этапе необходимо: образовать в системе милиции общественной безопасности и криминальной милиции мощные подразделения дознания, в подследственность которых передать расследование преступлений небольшой и средней тяжести в форме упрощенного производства; передать из прокуратуры в подследственность следователей органов внутренних дел уголовные дела об общеуголовных преступлениях; разработать нормативную правовую базу для последующего функционирования федерального органа предварительного следствия, подбора и расстановки кадров путем расширения следственных факультетов образовательных учреждений МВД и создания своего кадрового аппарата; организовать систему информационного обеспечения федеральных органов предварительного следствия; разработать систему федерального снабжения и финансирования органов предварительного следствия, создать материально-техническую базу федерального следственного аппарата.
Одним из резервов повышения эффективности стадии досудебного производства является рациональное использование имеющихся сил и ресурсов органов дознания и предварительного следствия, которое может быть осуществлено путем принятия ряда законодательных решений.
На органы предварительного следствия возложить расследование всех тяжких и особо тяжких преступлений. При этом, начиная с момента возбуждения уголовного дела и даже осмотра места происшествия, расследование осуществляется во взаимодействии с органом дознания, выражающемся в том, что по делам о преступлениях этой категории, когда следователь физически не может вступить в дело с момента возбуждения, дознанию предоставляется право это сделать самостоятельно и в течение 10 дней выполнить неотложные следственные действия, после чего передать дело следователю.
По
преступлениям небольшой и
3. Судебный контроль
при производстве
следственных действий
Взаимодействие органов расследования означает их согласованную деятельность для выполнения задач стадии предварительного расследования. Организация их взаимодействия оказывает существенное влияние на данную стадию и потому является ее общим условием. Взаимодействие органов расследования, во-первых, предопределено их процессуальным положением, во-вторых, имеет различные уровни и формы.
Процессуальное положение
Взаимодействие органов
При производстве предварительного расследования режим законности во многом обеспечивается обоснованностью следственных действий. Предписание ст.11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» относительно использования ее результатов для подготовки и осуществления следственных действий прежде всего должно пониматься как правомерность обоснования данными оперативно-розыскного характера производства соответствующих следственных действий. Объективная потребность в этом во многих случаях возникает сразу же после возбуждения уголовного дела, поскольку данных уголовно-процессуального характера на данный момент просто не может быть.
Кроме ст.11, использование результатов оперативно-розыскной деятельности регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной совместным приказом ФСНП, ФСБ, МВД, ФСО, ФПС, ГТК и СВР РФ от 13 мая 1998 г., согласованной с Генеральной прокуратурой РФ и зарегистрированной в Министерстве юстиции 3 сентября 1998 г. Инструкция состоит из введения, определяющего правовую основу представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд и устанавливающего обязательность ее требований для сотрудников оперативных подразделений, а также четырех разделов: I. Общие положения; II. Требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым органу дознания, следователю, прокурору или в суд; III. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; IV. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и обеспечение безопасности ее участников.
Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т.п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.
В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).
Результаты
ОРД могут содержаться также
в объяснениях лиц, участвовавших
в ее проведении; в предметах, изъятых
при осуществлении оперативно-
Результаты ОРД могут содержаться также в объяснениях лиц, участвовавших в ее проведении; в предметах, изъятых при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий; в сообщениях конфиденциальных источников. Показания допрошенных в качестве свидетелей лиц, проводивших оперативно-розыскные мероприятия или принимавших в них участие, надлежит считать уголовно-процессуальными доказательствами (при условии их отношения к делу).
Хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следователя и органа ОРД служит одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное расследование преступлений.
Взаимодействие - это взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием основанная на законе совместная или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.
Взаимодействие
призвано решать следующие задачи:
1. Расследование и раскрытие
Взаимодействие следователя и органа ОРД, по мнению Н.Н. Гапановича, обусловлено объективными предпосылками: общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и работники органа ОРД по своему служебному положению обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы в конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин; взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление этих задач; различием их полномочий. Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа ОРД - главным образом на установление источников доказательственных фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания производства по делу15.