Судебный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать основные проблемы судебного контроля в досудебном производстве.
Задачи курсовой работы:
1) охарактеризовать процессуальное положения следователя, его взаимоотношения с органом дознания, начальником следственного отдела и прокурором;
2) определить особенности судебного контроля в системы органов предварительного расследования;

Оглавление

Введение
1. Понятие, значение и формы судебного контроля
2.Судебный контроль при применении мер процессуального принуждения
3. Судебный контроль при производстве следственных действий
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Судебный контроль вар 2 уголовный процесс январь 2010.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

        Содержание поручения следователя  составляют предписания о проведении  процессуальных или розыскных  действий (см. приложение 45 к ст. 476 УПК). Принимая решение о поручении производства процессуальных действий, следователь должен учитывать, что, во-первых, в отношении исполнителя не должно существовать оснований для отвода (ст. 61, 67 УПК); во-вторых, при производстве порученного процессуального действия должны быть обеспечены права участников процесса. Так, если следственное действие производится по ходатайству потерпевшего (п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК), гражданского истца (п. 10 ч. 4 ст. 44 УПК), подозреваемого (п. 9 ч. 4 ст. 46 УПК), обвиняемого (п. 10 ч. 4 ст. 47 УПК), защитника (п. 5 ч. 1 ст. 53 УПК), то они имеют право в нем участвовать. Если следственное действие производится с участием подозреваемого (например, допрос подозреваемого), то исполнитель поручения обязан уведомить его защитника о времени и месте производства следственного действия. Нарушение права на помощь защитника является существенным нарушением закона и влечет недопустимость полученных доказательств.

        Следователь вправе поручить  производство следующих процессуальных действий: а) по собиранию доказательств; б) по ознакомлению лиц с постановлениями о признании их участниками уголовного процесса и разъяснений им прав и обязанностей; в) по исполнению мер процессуального принуждения (задержания, наложения ареста на имущество, отобрание обязательства о явке, привода); г) по обеспечению мер выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 158), - это могут быть требования о проведении органом дознания специальных обследований по месту жительства, учебы или работы обвиняемого, поручения по осуществлению контроля за исполнением представлений следователя, например поручения органу государственной противопожарной службы об осуществлении регулярного наблюдения за устранением указанных в представлении недостатков, о проведении контрольных обследований объекта.

        Поручения о производстве розыскных  или оперативно-розыскных действий  могут преследовать цель установления  личности преступника или места  его нахождения, установления подлежащего аресту имущества или источников доказательств (п. 38 ст. 5; п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Розыскные меры могут осуществляться по поручению следователя путем процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий.

        Следователь не должен поручать производство таких гласных розыскных действий, которые он может выполнить лично, например получение сведений из криминалистических учетов3.

        Поручение следователя должно  быть мотивированным, учитывая общие  требования к процессуальным  решениям (ч. 4 ст. 7 УПК). К поручению могут прилагаться необходимые материалы: а) обеспечивающие обоснованность и законность исполнения поручения (постановление о задержании, постановление о приводе, постановление о наложении ареста на имущество), б) обеспечивающие тактику выполнения поручения (копии процессуальных документов, планы следственных действий, справки о личности допрашиваемых).

        Срок выполнения поручения, направленного  в другой орган, составляет 10 суток  (ч. 1 ст. 152 УПК). Это срок может  быть изменен или продлен самим поручителем. Исполнение поручения о производстве процессуальных действий должно быть совершено в пределах установленного срока предварительного расследования (ч. 3 ст. 209 УПК). Розыскные действия (если они не сопряжены с процессуальным принуждением) могут быть выполнены и по приостановленному делу (ст. 210 УПК). За неисполнение или несвоевременное исполнение поручения исполнитель может быть подвергнут дисциплинарной ответственности.

        Совместное планирование как  следующий уровень взаимодействия  органов расследования имеет самостоятельное значение при проведении координационных совещаний, составлении согласованных планов расследования уголовных дел и оперативно-розыскных мероприятий, планов оперативно-тактических комбинаций в рамках проведения одного или нескольких следственных действий.

        Дальнейшим уровнем взаимодействия  различных органов расследования  являются их совместные действия. Здесь используются в основном  три процессуальные формы взаимодействия: а) получение содействия органа  дознания при осуществлении следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК); б) привлечение к участию в следственном действии должностного лица органа дознания (ч. 7 ст. 164 УПК); в) следственная группа или следственно-оперативная группа (ст. 163 УПК). Содействие может быть выражено в деятельности обширного круга работников дознания по обеспечению: подготовки, организационных условий (таких как оцепление, конвоирование), применения принуждения, безопасности участников следственного действия (например, содействие оказывается в виде прочесывания местности для последующего осмотра обнаруженных следов). К участию в следственном действии обычно привлекаются оперативные сотрудники, например, для выполнения поисковых действий во время обыска. При этом если содействующего сотрудника не обязательно указывать в протоколе следственного действия, то каждого участвующего - обязательно (п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК)4.

      Федеральный закон от 05.06.2007 №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» стал, пожалуй, настоящей революцией не только в сфере уголовного процесса, но и в системе правоохранительных органов государства. Прокурор лишился монополии на принятие решения о возбуждении уголовного дела, ведь без его согласия постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем, по действующему до 7 сентября 2007 г. УПК РФ было недействительным. По ныне действующему законодательству следователь самостоятельно принимает решение о возбуждении уголовного дела и начинает расследование, таким образом, значение роли прокурора в процессе уголовного судопроизводства радикально снижено.

      Как подчеркивает С.Ю.Лапин: «По существу, прокурор полностью выводится из стадии предварительного расследования и, можно сказать, является пассивным созерцателем происходящего. Созерцателем, потому что он может видеть все движение по делу. Пассивным, потому что право надзора осталось, а действенных полномочий у него больше нет.

        На фоне возросшей роли следователя  складывается ощущение, что прокурор стал просто неким нравоучителем, которого надо слушать, но не обязательно слушаться. Притом что на прокурора по-прежнему возложен надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие и ст. 29 Федерального закона от 17.01.92 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» никто не отменял, эффективность исполнения им своих полномочий становиться чрезвычайно проблематичной»5.

      Перечень  указаний и решений начальника следственного отдела, которые следователь может не выполнять, если представит уголовное дело прокурору с письменными возражениями, более узок и включает в себя указания, касающиеся привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, а также производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению; изъятие уголовного дела и передачу его другому следователю (ч. 4 ст. 39 УПК).

      Следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органам дознания поручения и указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются Для органов дознания обязательными (п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК).

      Законодатель  определяет следователя как участника  процесса со стороны обвинения, т.е. как субъекта, выполняющего функцию обвинения (уголовного преследования). Однако в науке вопрос процессуальных функциях, выполняемых следователем, дискуссионен, поскольку, несмотря на формальное отнесение следователя к участникам уголовного процесса со стороны обвинения, обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела по-прежнему следователю присуща (ст. 73, ч. 2 ст. 154 УПК и др.). На этом основании подходы, выработанные наукой, сохранили свою актуальность и в настоящий момент. Существует мнение, что следователь выполняет три процессуальные функции «уголовное преследование, защиту и разрешение уголовного дела»6. Другой ученый, М.А. Чельцов, считал, что следователь реализует функцию обвинения и защиты7. По мнению А.П. Гуляева, круг выполняемых следователем функций еще более широк8. П.С. Элькинд полагает, что следователь выполняет одну процессуальную функцию — предварительного расследования9.

      Начальник следственного отдела (ст. 39 УПК) — должностное лицо, возглавляющее соответствующее подразделение, а также его заместитель (п. 18 ст. 5 УПК). Иначе говоря, в качестве рассматриваемого участника выступают начальники следственных частей органов прокуратуры; следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также их заместители, действующие в пределах своей компетенции. Следует отметить, что действующий УПК, в отличие от своего предшественника, дает основания полагать, что руководитель следственного подразделения прокуратуры также является начальником следственного отдела в процессуальном смысле. Начальник следственного подразделения органа прокуратуры в отношении подчиненных следователей не обладает полномочиями прокурора (ч. 6 ст. 37 УПК), если одновременно он не является заместителем последнего.

      Полномочия  начальника следственного отдела определены ст. 39 УПК. Статус начальника следственного отдела позволяет определить его, во-первых, как процессуального руководителя. Он имеет право: поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям; изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; создавать следственную группу, изменять ее состав; отменять незаконные постановления следователя о приостановлении дела; вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя; проверять материалы уголовного дела; давать указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий и др. Вместе с тем объем его правомочий по отношению к следователю не так широк, как у прокурора, и, кроме того, эти полномочия во многих случаях носят административный характер. В литературе высказывались обоснованные предложения об ограничении полномочий начальника следственного отдела лишь организационными возможностями, не ставящими начальника следственного отдела в положение процессуального руководителя следователя10.

      Однако  УПК по-прежнему предоставляет начальнику следственного отдела ряд прав по процессуальному руководству расследованием, что приводит к дублированию полномочий прокурора и ограничивает процессуальную самостоятельность-следователя. 
 
 
 
 
 

 

2. Судебный контроль при применении мер процессуального принуждения 

      В начале охарактеризуем систему следственных подразделений в РФ. Систему следственных подразделений составляют: Следственный комитет при МВД РФ; Главные следственные управления МВД, УВД субъектов РФ и им равные при УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, при УВД режимных объектов МВД России; Следственные управления (отделы, отделения, группы) при Управлениях (отделах) внутренних дел района, города, района в городе и им равные.

      Следственный  комитет МВД РФ составляют: начальник, заместители, оперативное совещание, организационное управление, контрольно-методическое управление, следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности, отдел кадров, секретариат.

      Следственный  комитет МВД РФ в рамках предоставленных  ему полномочий: анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности органов предварительного следствия; разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков предварительного следствия, обеспечению законности при его производстве, совершенствованию следственной работы; организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам; осуществляет ведомственный процессуальный контроль за расследованием наиболее сложных уголовных дел, оказывает помощь в их расследовании, ведет контрольные производства по этим делам; оказывает практическую и методическую помощь органам предварительного следствия, проверяет их работу, осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков; организует взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам, и в пределах своей компетенции - с другими правоохранительными органами, министерствами, учреждениями и организациями и пр.11

Информация о работе Судебный контроль