Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:59, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Уголовному процессу"
2. Наложение ареста
на имущество состоит в
3. Арест может быть
наложен на имущество,
4. Арест не может
быть наложен на имущество,
на которое в соответствии
с Гражданским процессуальным к
5. Наложение ареста
на имущество производится в
присутствии понятых. При
6. Имущество, на которое
наложен арест, может быть
7. При наложении ареста
на принадлежащие
8. При наложении ареста
на имущество составляется
9. Наложение ареста
на имущество отменяется на
основании постановления,
57,58 Прокурорский надзор и судебный
контроль за применение мер пресечения.
В процессе предварительного расследования
возникает необходимость в ограничении
конституционных прав и свобод подозреваемых,
обвиняемых. Такие ограничения, правомерность
которых вытекает из положений ст. 17, 55,
56 Конституции РФ, предусмотрены уголовно-процессуальным
законодательством и осуществляются они
в целях создания надлежащих условий для
успешного осуществления расследования
уголовного дела. К ним со всем основанием
можно отнести и меры процессуального
пресечения. Основания и порядок принятия
процессуальных решений о применении
указанных мер, процедура их реализации,
гарантии законности при их применении
строго регламентированы уголовно-процессуальным
законом. В системе гарантий особое место
занимают судебный контроль и прокурорский
надзор. На стадии предварительного расследования
суд участвует в применении мер пресечения
в двух формах: первая форма - это непосредственное
применение мер пресечения, которые отнесены
к исключительной компетенции суда (заключения
под стражу и домашнего ареста); вторая
форма - это судебный контроль за применением
мер пресечения органами предварительного
расследования на основе полномочий суда,
предусмотренных главой 16 УПК РФ. С вступлением
в силу УПК РФ в досудебном производстве
по уголовным делам сфера действия судебного
контроля существенно расширилась. Сокращен
до 48 часов срок допустимого задержания
подозреваемого до решения суда. Введен
судебный порядок принятия целого ряда
процессуальных решений: о заключении
под стражу, о домашнем аресте. В соответствии
с ч.1 ст.125 УПК РФ в суд могут быть обжалованы
постановления дознавателя, следователя,
прокурора об избрании той или иной меры
пресечения, а равно иные их решения и
действия (бездействие), касающиеся законности
и обоснованности применения мер пресечения,
которые способны причинить ущерб конституционным
правам и свободам человека. Однако расширение
судебного контроля отнюдь не умаляет
значения прокурорского надзора в данной
сфере, хотя полномочия прокурора по УПК
РФ в условиях состязательности процесса
претерпели существенные изменения. Прокурор
наряду с дознавателями, следователями,
начальниками органов дознания и следственных
отделов отнесен к стороне обвинения.
Он, как и они, осуществляет функцию уголовного
преследования. Вместе с тем в досудебных
стадиях за прокурором обоснованно сохранены
надзорные полномочия, определяющие его
особый процессуальный статус и роль гаранта
законности. Практически все обращения
дознавателя и следователя в суд с ходатайствами
о применении мер процессуального принуждения
и производстве следственных действий,
ограничивающих конституционные права
граждан, допускаются, согласно предписаниям
УПК РФ, только с согласия прокурора. Прокурор
участвует в их рассмотрении судом и в
любой момент, выявив нарушения закона,
вправе и обязан отказаться от поддержания
ходатайства. Некоторые ученые в области
уголовного процесса, в числе которых
И.Л. Петрухин Петрухин И.Л. Уголовный процесс.
Учебник для вузов. М.: Проспект. 2001. С. 170.
, ратуют за постепенную полную замену
прокурорского надзора за законностью
предварительного расследования судебным
контролем, в том числе и за применением
мер пресечения. Однако при этом они не
учитывают, что без ущерба основной функции
суда - отправления правосудия суд, в отличие
от прокурора, не может осуществлять постоянный
контроль за исполнением законов при производстве
предварительного расследования и применением
в его ходе мер процессуального принуждения.
Суд обращается и может обращаться к этим
вопросам лишь эпизодически - при рассмотрении
ходатайств дознавателя, следователя,
прокурора либо жалоб участников процесса
и иных лиц. Судебный контроль, безусловно,
вносит существенный вклад в обеспечение
законности расследования, но требует
одновременного наличия других гарантий,
в качестве которых и выступает прокурорский
надзор. Прокурор вправе и обязан в порядке
надзора и как должностное лицо, осуществляющее
функцию уголовного преследования, постоянно
следить за законностью процессуальных
действий и решений дознавателя, следователя
по применению мер пресечения, а также
независимо от наличия или отсутствия
обращений извне безотлагательно принимать
в пределах своей компетенции меры, направленные
на устранение нарушений закона, в том
числе при вторжении в конституционные
права граждан. Отказ от прокурорского
надзора привел бы к непоправимому ослаблению
охраны прав и свобод человека и гражданина
в досудебном производстве по уголовным
делам в целом, и в применении мер пресечения
в частности. Необходимость сохранения
прокурорского надзора подтверждает и
тот факт, что при рассмотрении судом ходатайств
о заключении подозреваемых, обвиняемых
под стражу, и в других случаях, зачастую
отсутствует единый подход к характеру
и объему подлежащих проверке материалов.
Чаще всего, и это представляется обоснованным,
такая проверка носит ограниченный характер
и не затрагивает оценку достаточности
доказательств, подтверждающих событие
преступления и виновность лица, подозреваемого
либо обвиняемого в его совершении. Иначе
в дальнейшем при рассмотрении уголовного
дела по существу и вынесении приговора
суды будут «связаны» своим предыдущим
решением. Тем более, что в УПК РФ, в отличие
от УПК РСФСР, отсутствует, несмотря на
явную необходимость, запрет рассмотрения
уголовного дела по существу судьей, принимавшим
по тому же делу решения о применении в
ходе предварительного следствия ареста
и других мер, существенно ограничивающих
конституционные права человека и гражданина.
Прокурор же, в отличие от судьи, обязан
перед дачей согласия на обращение дознавателя,
следователя в суд с ходатайством всесторонне
изучить материалы уголовного дела и оценить
собранные доказательства с точки зрения
их достаточности для подтверждения предусмотренных
законом оснований применения к лицу тех
или иных ограничительных мер. Особенно
важное значение прокурорский надзор
имеет в случаях, когда ограничение конституционных
прав граждан при расследовании преступлений
носит длящийся характер. Так, срок содержания
обвиняемого под стражей равен двум месяцам.
Далее он может быть продлен в судебном
порядке до шести, по делам о тяжких и особо
тяжких преступлениях - до двенадцати,
а в исключительных случаях - до восемнадцати
месяцев. Таким образом, суд, приняв однажды
решение, при отсутствии ходатайств и
жалоб не проверяет законность применения
данной меры пресечения по четыре и более
месяца, хотя основания для ее применения
могут отпасть гораздо раньше. Аналогичное
положение возникает при применении домашнего
ареста, продолжительность которого в
УПК РФ четко не определена.В этих случаях
роль прокурора, постоянно на протяжении
всего хода расследования осуществляющего
надзор, в восстановлении незаконно и
необоснованно ограниченных прав участников
уголовного процесса незаменима.
Таким образом, прокурорский надзор и
судебный контроль за законностью и обоснованностью
применения мер пресечения выполняют
важнейшую роль в деле соблюдения и защиты
прав и свобод человека и гражданина, от
неправомерного, либо невызванного складывающейся
ситуацией, личностью обвиняемого (подозреваемого)
выбора меры пресечения. На мой взгляд,
очевидно также, что необходимо сохранение
в условиях действующего в России порядка
досудебного производства, принципиально
отличного от принятого в большинстве
европейских и других стран, установленного
УПК РФ двойного контроля за ограничением
конституционных прав граждан при применении
мер пресечения, что создает надлежащие
гарантии законности такого ограничения.
59. Ходатайства и жалобы. Порядок их заявления и рассмотрения.
Понятие ходатайств в уголовном судопроизводстве. Порядок их рассмотрения.
Ходатайство — официальная просьба участника судопроизводства, адресованная дознавателю, следователю, прокурору либо суду.
Ходатайство может быть заявлено письменно или путем устного обращения с просьбой о производстве следственных или судебных действий, принятий, отмене или изменении тех или иных решений по делу.
Право заявлять ходатайство имеют подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представитель, частный обвинитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, а также эксперт.
Участники судопроизводства
со стороны обвинения и со стороны
защиты вправе заявить ходатайство
о производстве процессуальных действий
и принятии процессуальных решений
(например, обвиняемый ходатайствует
о допросе указанного им лица в
качестве свидетеля, защитник о приобщении
к делу представленного им документа,
гражданский истец просит принять
решение о наложении ареста на
имущество обвиняемого для
Эксперт вправе ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57 УПК).
Ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений обосновывается их необходимостью для установления обстоятельств, имеющих значение по делу, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство или представляемого им лица.
Разъяснение права на заявление ходатайств и обеспечение этого права является обязанностью дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Субъектам права на заявление
ходатайств должно быть разъяснено, что
ходатайство может быть заявлено
в любой момент производства по делу.
Отклонение ходатайства не лишает заявителя
права вновь заявить
Сроки рассмотрения ходатайств.
В УПК не установлены сроки
рассмотрения ходатайств, исчисляемые
в сутках или часах. В ст. 121 УПК
употребляются слова «
Ходатайство о производстве
следственных действий по собиранию
доказательств должно быть удовлетворено,
если обстоятельства, об установлении
которых ходатайствует
Заявленное в судебном следствии ходатайство должно быть рассмотрено и по нему принято решение немедленно после его заявления. Заявитель должен получить ответ о том, удовлетворено или отклонено его ходатайство, что дает ему право вновь обратиться с ходатайством в дальнейшем ходе судебного следствия .
Ходатайство может быть удовлетворено или отклонено (полностью или частично). При полном или частичном отказе в ходатайстве должно быть вынесено постановление дознавателя, следователя, прокурора, судьи, определение суда с указанием мотива отказа.
О результатах рассмотрения ходатайства должно быть поставлено в известность лицо, его заявившее.
Решения по заявленным в суде первой инстанции ходатайствам об исследовании доказательств подлежат обжалованию вместе с приговором (постановлением) (см. постановление Конституционного Суда РФ от 2 июля 1998 г. № 20-п; п. 1 ч. 5 ст. 355 УПК)
Жалоба — обращение участника уголовного процесса по поводу нарушения его прав и законных интересов.
Обжалование — процедура подачи, рассмотрения и разрешения жалобы.
В соответствии со ст. 119 УПК субъектами, имеющими право заявить ходатайство, являются: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик. Их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно (правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель).
В соответствии со ст. 123 УПК субъектами обжалования действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда могут быть все участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
УПК предусмотрено два
способа обжалования —
Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит решение в форме постановлений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
60. Реабилитация.
В п. 34 и 35 ст. 5 УПК РФ определено, что «реабилитация – порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда», а «реабилитированный – это лицо, имеющее в соответствии с УПК РФ право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием».
Выделяют три основные функции реабилитации:
1. Политическая . Данная
функция важна и необходима
для формирования в России
правового государства, в
2. Компенсационная функция
реабилитации направлена на
3. Нравственная функция
реабилитации вытекает из двух
предыдущих функций и
Субъектом права на реабилитацию и возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в соответствии с ч. 2 ст. 133 УПК РФ является:
1) подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор;
2) подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения;
3) обвиняемый (подозреваемый), в отношении которого уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям;
4) осужденный, в отношении которого полностью или частично отменен вступивший в законную силу обвинительный приговор суда, и уголовное дело прекращено;
5) лицо, в отношении которого отменено незаконное или необоснованное постановление суда о применении к нему принудительной меры медицинского характера по любому реабилитирующему основанию.
Субъектом права на реабилитацию не может быть признано лицо, в отношении которого применение мер процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор были отменены или изменены по нереабилитирующим основаниям на любой стадии процесса (ч. 4 ст. 133 УПК РФ).
В случае смерти реабилитированного
право на возмещение имущественного
вреда переходит к его
Право на реабилитацию включает: право на возмещение имущественного вреда, право на возмещение морального вреда, право на восстановление иных прав реабилитированного.
Возмещение имущественного вреда. Реабилитированному подлежат возмещению: заработная плата, пенсия, пособия, убытки, упущенная выгода и другие трудовые доходы, которых он лишился в результате уголовного преследования; имущество (в том числе деньги, денежные вклады, проценты на них, облигации, ценные бумаги, а также иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства на основании решения суда; штрафы и процессуальные издержки (ст. 131 УПК РФ), взысканные во исполнение приговора суда; суммы, выплаченные гражданином юридической консультации за оказание юридической помощи.
Возмещение морального вреда реабилитированному осуществляется путем:
– принесения прокурором официального извинения от имени государства реабилитированному за причиненный ему вред;
– взыскания по искам компенсации морального вреда в денежном выражении, предъявленным в порядке гражданского судопроизводства;
– опровержения сведений, в том числе помещенных ранее в средствах массовой информации, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина;
– публичные сообщения о реабилитации.
Восстановление иных прав реабилитированного
предполагает не только возмещение имущественного вреда и компенсацию морального вреда, но и устранение любых негативных последствий уголовного преследования, среди которых:
– восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного;
– возвращение ему государственных наград, специальных, воинских и почетных званий, восстановление классного чина (ст. 138 УПК РФ).
60. Реабилитация.
Реабилитация (юридическая),
от лат. rehabilitate, восстановление в правах,
восстановление утраченного доброго
имени, отмена необоснованного обвинения
невиновного лица либо группы лиц
из-за «отсутствия состава
В пункте 34 ст. 5 УПК реабилитация
определена как порядок восстановления
прав и свобод лица, незаконно и
необоснованно подвергнутого
Элементами механизма
реабилитации должны выступать, с одной
стороны, отмена незаконного и необоснованного
решения и признание права
на реабилитацию, а с другой - устранение
причиненных неправомерным