Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Правоохранительные органы".

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы шпоры.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

Работники аппарата арбитражного суда находятся на федеральной государственной  службе. Права, обязанности, ответственность  работников аппарата и условия прохождения  ими государственной службы устанавливаются в соответствии с законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.

Финансирование арбитражных  судов производится за счет средств  федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами.

Размер расходов на содержание федеральных арбитражных судов  округов и арбитражных судов  субъектов РФ устанавливается ВАС  РФ.

35. Компетенция арбитражных судов

 

В соответствии со ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по спорам:

– между юридическими лицами (организациями), гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

– между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ.

Все споры разделены  на экономические и иные дела, рассматриваемые арбитражным судом.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся дела:

– о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

– об изменении условий или о расторжении договоров;

– о неисполнении или о ненадлежащем исполнении обязательств;

– о признании права собственности;

– об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

– о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;

– о возмещении убытков;

– о признании недействительными (полностью или частично) нормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

– об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина;

– о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

– о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

К иным делам, рассматриваемым арбитражными судами, относятся споры:

– об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

– о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

В арбитражных судах  дела по первой инстанции рассматриваются  судьей единолично. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально. По решению председателя суда и любое другое дело по первой инстанции может быть рассмотрено коллегиально.

Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются судом коллегиально. При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить  трое или иное (нечетное) количество профессиональных судей.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел  только в случаях их единоличного разрешения. Если председателем арбитражного суда принято решение о коллегиальном  рассмотрении дела, его могут разрешать  только профессиональные судьи.

36. Порядок образования и деятельности третейских судов

 

Защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере  предпринимательской и иной экономической  деятельности может быть осуществлена иными арбитражными органами с использованием альтернативных методов разрешения споров, в частности третейским судом.

Порядок образования  и деятельности третейских судов, находящихся  на территории России, урегулирован Федеральным  законом от 21 июня 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации».

Решение, вынесенное третейским судом, в отличие от посредничества или примирения, обязательно для сторон.

Арбитражной практике Российской Федерации известны два вида третейских судов:

– третейские суды для разрешения конкретного спора;

– постоянно действующие третейские суды (институциональные третейские суды).

Порядок образования  третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям указанного Закона. Передача дела на рассмотрение третейского суда исключает возможность его рассмотрения органами правосудия. Разбирательство дел в третейских судах производится бесплатно. Решение суда постановляется по большинству голосов и излагается письменно. Производство третейского суда передается на хранение в компетентный суд, в районе которого происходило третейское разбирательство дела.

Постоянно действующие  третейские суды образу' ются торговыми  палатами, биржами, общественными объединениями  предпринимателей и потребителей, иными  организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями и действуют при этих организациях– юридических лицах. При федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления образование постоянно действующих третейских судов запрещено.

Третейское разбирательство  осуществляется на основе принципов  законности, конфиденциальности, независимости  и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон (ст. 18 Закона о третейских судах).

Решение третейского  суда исполняется добровольно в  порядке и сроки, установленные  в решении. При неисполнении ответчиком вынесенного решения приказ на принудительное исполнение решения выдается компетентным судам, на территории которых находится третейский суд.

Арбитражный суд не вправе отменять, изменять решения третейского  суда, выносить новое решение, прекращать производство по делу или оставлять  иск без рассмотрения, а также  требовать от истца представления дополнительных документов, за исключением предусмотренных законодательно.

Определение арбитражного суда по делу о выдаче исполнительного  листа на принудительное исполнение решения третейского суда может  быть обжаловано в арбитражный суд  кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения.

Постоянно действующими арбитражными судами являются Международный  коммерческий арбитражный суд при  Торгово-промышленной палате, Морская  арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате.

37. Международный коммерческий арбитраж

 

Данный арбитраж создается  согласно Закону РФ «О Международном  коммерческом арбитраже» для разрешения споров, возникающих в сфере международной  торговли. В его состав входят Международный  коммерческий арбитражный суд при  Торгово-промышленной палате Российской Федерации и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате. Оба эти органа самостоятельные и постоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды).

Международный коммерческий арбитражный суд осуществляет свою деятельность на основе упомянутого Закона и в соответствии с регламентом, утвержденным Торгово-промышленной палатой, которая устанавливает ставки арбитражных сборов, размер гонораров арбитров и других расходов.

В Международный коммерческий арбитражный суд по соглашению сторон передаются споры:

– из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей;

– предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории России, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ.

Гражданско-правовые споры включают, в частности, отношения по купле-продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, обмену товаров, перевозке грузов и пассажиров, торговому представительству и посредничеству, аренде (лизингу), научно-техническому обмену, инвестициям, совместному предпринимательству и другим формам предпринимательской кооперации.

Международный коммерческий арбитражный суд принимает к  своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных  договоров рФ.

Решения Международного коммерческого арбитражного суда исполняются сторонами в определенные судом сроки. Не исполненные в срок решения приводятся в исполнение в соответствии с законами и международными договорами.

Морская арбитражная  комиссия осуществляет свою деятельность согласно упомянутому закону и с учетом регламента, утвержденного Торгово-промышленной палатой.

Морская арбитражная  комиссия разрешает споры, вытекающие из договоров, которые регулируют вопросы  торгового мореплавания, независимо от того, являются ли сторонами таких  отношений субъекты только российского или российского и иностранного права. В частности, Морская арбитражная комиссия разрешает споры, вытекающие из отношений:

– по фрахтованию судов и морской перевозке грузов;

– морской буксировке судов и иных плавучих объектов;

– морскому страхованию или перестрахованию;

– спасению морских судов, а также по спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;

– связанных с подъемом затонувших судов и иного имущества;

– в связи со столкновениями морских судов, а также с причинением судном повреждения портовым сооружениям и по другим вопросам.

Споры принимаются к  рассмотрению по согласованию сторон, решения исполняются сторонами  добровольно. В необходимых случаях  решения приводятся в исполнение принудительно, в соответствии с действующим законодательством.

38. Понятие и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме

 

Конституционный контроль – важный элемент системы разделения государственной власти в РФ, занимает ключевое место в государственно-правовом механизме защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия предписаний Конституции на всей территории России.

Сущность конституционного контроля состоит в выявлении правовых актов государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, принятии мер по устранению этих отклонений.

Данный контроль в  основном носит абстрактный характер, так как проверка конституционности  акта не связана с его действием, применением этого акта в определенных правоотношениях. Такой контроль называется последующим, поскольку проверяется конституционность законов и других актов, вступивших в силу. Исключением из названных правил является конкретный контроль конституционности закона, примененного или подлежащего применению в определенном деле, а также предварительный контроль конституционности не вступивших в силу международных договоров.

Конституционный Суд РФ (КС) как специализированный орган судебного конституционного надзора был учрежден в декабре 1990 г. Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон от 23 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» определили роль и место КС в судебной системе России.

КС РФ, как гласит ст. 1 Закона, – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Данная формулировка позволяет сделать вывод о двойственном характере правовой природы КС.

С одной стороны, КС –  орган правосудия, составная часть судебной власти – с учетом своих полномочий меняет и толкует конституционные и иные нормы, в рамках которых действуют органы государственной власти, местного самоуправления и другие субъекты права; с другой – КС как федеральный орган независимой ветви государственной власти (ст. 10 Конституции РФ) в силу занимаемого им места может оказывать существенное воздействие на деятельность их ветвей власти, на установление объема их полномочий.

КС РФ является не только судебным органом, но и одним из высших конституционных органов, что отличает его от ВС и ВАС, которые по отношению друг к другу выступают органами одного уровня, являясь высшими судебными органами по конкретным делам.

Главная функция  КС – обеспечение конституционного контроля – обусловила сущностные отличия КС от других судов. КС как орган конституционного правосудия осуществляет проверку нормативных правовых актов, но при этом им не устанавливаются фактические обстоятельства, исследование которых отнесено к компетенции других правоприменительных органов. Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (ст. 3 Закона о Конституционном Суде).

Статус КС не предполагает обжалования принимаемых им решений. КС – единственный орган судебной системы РФ, который вправе проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае неконституционности лишать их юридической силы.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"