Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Правоохранительные органы".

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы шпоры.doc

— 680.00 Кб (Скачать)

Учреждение иных судов  возможно только путем внесения изменений  в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры  и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать  гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.

Законодательством установлено  положение, в соответствии с которым  каждое дело должно быть рассмотрено  одним и тем же составом суда.

Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

Функционирование системы  судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в  рамках закона. Особая роль принадлежит  Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы  двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаях правосудие осуществлялось только судом.

14. Принцип доступности судебной защиты

 

Принцип законности правосудия базируется на положении Конституции  о том, что человек, его права и свободы – высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Реальное воплощение данного принципа в жизнь подкрепляется правом граждан защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В зависимости от характера  нарушаемого права защита может  осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и  конституционного судопроизводства.

Признание в качестве принципа права на судебную защиту означает, что демократические принципы правосудия создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств дела и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Судебная защита имеет  важное преимущество перед административным порядком обжалования. Суд не связан с интересами конкретного ведомства, рассматривает вопрос гласно и решает его объективно с учетом проверки всех доводов за и против, с личным участием заинтересованных сторон, в том числе и обратившейся за защитой своих прав.

Определяя круг лиц, имеющих  доступ к судебной защите, Конституция  употребляет термин «каждый» (п. 1 ст. 46). Судебная защита доступна гражданам  России и иностранным гражданам (п. 3 ст. 62). Имевшиеся ранее ограничения  для обращения в суд за защитой своих прав военнослужащих сняты. Теперь за защитой своих прав могут обращаться в суд и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Доступность судебной защиты включает и права несовершеннолетних граждан. Ребенок может самостоятельно обратиться в суд по достижении 14-летнего возраста, судебную защиту прав малолетних осуществляют их родители или законные представители.

Доступность судебной защиты подкрепляется обязанностью суда принять  обращение к рассмотрению, отказ  возможен только в случаях, предусмотренных законом.

Судебная защита осуществляется судом в порядке конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства. Сложившаяся  система законодательства обеспечивает доступность судебной защиты граждан  от посягательства на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

Конституция, закрепившая принцип доступности судебной защиты, дает основание для использования в этой сфере международных правовых стандартов. Как предусмотрено п. 3 ст. 46, каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. С тех пор как Россия стала полноправным членом Совета Европы в соответствии с подписанной ею Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, ущемленные в конституционных правах россияне могут обратиться в Европейский Суд по правам человека.

15. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

 

Конституция РФ (ст. 19) провозглашает  равенство всех перед законом  и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму  судам, внес в нее дополнение о  том, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе. Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.

Равенство перед  законом включает двоякий подход к проблеме.

Во-первых, оно означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам.

Во-вторых, принцип равенства  перед законом относится и  к законотворческой деятельности, диктуя необходимость исключать нормы, дискриминирующие стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.

Равенство перед  судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы.

Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов.

Известно, что действующее  законодательство предусматривает  особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в  отношении военнослужащих, а также некоторых категорий должностных лиц.

В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности  влияют лишь на определение подсудности  с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку военные  суды – часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.

Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в  течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты парламента, по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).

Неприкосновенность депутатов  представительных органов субъектов  РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским полномочиям.

Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом  и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).

16. Принцип участия граждан в отправлении правосудия

 

В соответствии с действующим  законодательством граждане реализуют  этот принцип, участвуя в судебных заседаниях в качестве народных и присяжных  заседателей в судах общей  юрисдикции и в качестве арбитражных  заседателей – в арбитражных  судах.

Народные заседатели – граждане России, наделенные правомочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам в составе суда и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей – их гражданский долг.

Народными заседателями могут быть граждане, достигшие возраста 25 лет. Не могут привлекаться в качестве народных заседателей лица, имеющие  неснятую или непогашенную в установленном  законом порядке судимость; лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; лица, замещающие государственные должности категории «А», а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, следователи, дознаватели; лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

Общий список народных заседателей  формируется соответствующим органом  местного самоуправления на основе списка избирателей района из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Общий список утверждается законодательным органом субъекта РФ и представляется в соответствующий районный суд. Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, – 5 лет.

Народный заседатель может быть освобожден от исполнения обязанностей судьи на основании своего письменного заявления, если он: достиг возраста 70 лет; имеет ребенка в возрасте до трех лет; служит священником и не считает для себя возможным по своим убеждениям участвовать в осуществлении правосудия, является инвалидом и по другим уважительным причинам.

Народные заседатели привлекаются к исполнению своих  обязанностей в районном суде на срок 14 дней, в других судах – на срок до окончания рассмотрения конкретного  дела. На народного заседателя и  членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные действующим законодательством. В этот период он не может быть уволен с работы или переведен на другую работу без его согласия.

Присяжные заседатели – граждане России, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.

Граждане призываются  к исполнению обязанностей присяжных  заседателей один раз в году на 10 рабочих дней, а по истечении указанного срока – на все время рассмотрения дела. За присяжным заседателем сохраняются все гарантии и льготы по месту его работы. Независимость присяжного заседателя при исполнении им своихобязанностей, включая и его неприкосновенность, гарантируется действующим законодательством.

Арбитражные заседатели получили законодательное утверждение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 8).

Дополнительно к общепринятым требованиям по кандидатуре присяжного заседателя вводится правило о наличии высшего образования, опыта и знания экономических проблем и др. Положение не определяет срок полномочий, порядок участия арбитражного заседателя в рассмотрении дел и другие вопросы деятельности, что и нашло отражение в Федеральном законе от 30 мая 2001 г. «Об арбитражных заседателях арбитражных судов РФ».

17. Принцип состязательности и равноправия сторон в судебном процессе

 

Согласно Конституции  РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия  сторон (п. 3 ст. 123). Под сторонами понимаются: подсудимый (его защитник) и обвинитель в уголовном процессе; истец и ответчик – в гражданском и арбитражном процессах.

Сущность рассматриваемого принципа заключается в таком  построении судебной процедуры, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских и уголовных дел равные возможности сторон по отстаиванию защищаемых ими интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями, обеспечивающими именно такой порядок процедуры соответствующего судопроизводства.

Противоположность (несовпадение) интересов сторон при их процессуальном равноправии обеспечивает состязательный характер их участия в процессе, а отделение функций суда от прав и обязанностей противоборствующих участников процесса гарантирует законность и объективность правосудия.

Конституционный принцип  состязательности и равноправия  сторон находит развитие в соответствующих  процессуальных положениях, регламентирующих рассмотрение уголовных, гражданских  и арбитражных дел. Ст. 14 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, гарантируя состязательность и равноправие сторон, обеспечивает их равные права по представлению документов и участию в их исследовании в суде.

Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия  для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

В уголовном судопроизводстве принцип равноправия и состязательности сторон выражен следующим образом: обвинитель, подсудимый, защитник, а  также потерпевший, гражданский  истец, гражданский ответчик и их представители в судебном разбирательстве пользуются равными правами по представлению доказательств, участию в их исследовании и заявлению ходатайств (УПК РФ).

Принцип состязательности и равноправия сторон находит  наиболее полное воплощение при рассмотрении дела в судебном заседании по первой инстанции. Данный принцип прослеживается и в вышестоящих инстанциях. В кассационной инстанции на жалобу одной стороны другая может представить свои возражения. При явке сторон они привлекаются к процедуре кассационного рассмотрения.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"