Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Правоохранительные органы".
В отличие от назначаемых
Советом Федерации
Федеральный конституционный закон закрепил важнейшие принципы конституционного судопроизводства.
Независимость. Судьи КС независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В своей деятельности судьи КС выступают в личном качестве и не представляют государственные и общественные органы, политические партии и движения, государственные, общественные и иные предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, государственные и территориальные образования, нации, социальные группы.
Коллегиальность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие решений по ним производится КС коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Гласность. Рассмотрение дел в заседаниях КС проходит открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, когда это необходимо для обеспечения охраняемых законом тайны, безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях КС происходит устно. При рассмотрении дел Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы, кроме ранее представленных судьям и сторонам.
Язык судопроизводства. Производство в КС ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать показания на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Непрерывность судебного заседания. Заседание КС по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Состязательность и равноправие сторон. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию позиции на основе состязательности в заседаниях КС РФ.
КС представляет собой одну из ветвей судебной власти и осуществляет свои функции в установленных законом формах конституционного судопроизводства, которые являются разновидностью процесса с использованием отдельных элементов судебной процедуры.
Своеобразие конституционного судопроизводства не может не влиять на перечень и содержание его принципов. Среди приведенного перечня нет таких общепризнанных принципов правосудия, как законность, презумпция невиновности и участие представителей населения в правосудии.
Законность в конституционном судопроизводстве обеспечивается тем фактором, что КС руководствуется единственным законодательным актом – Конституцией РФ, что по определению исключает какое-либо отступление от акта высшей юридической силы.
Отсутствие принципа невиновности связано с тем, что КС не осуществляет правосудие по конкретным уголовным и гражданским делам, и в конституционном судопроизводстве нет обвиняемых, подсудимых, истцов и ответчиков.
Коллегиальность конституционного судопроизводства отличается от коллегиальности правосудия. Представители населения не привлекаются к рассмотрению дел, так как их разрешение требует глубоких юридических знаний и высокого профессионализма.
Федеральный конституционный закон закрепил особое правовое положение КС, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.
Судьей КС может быть гражданин России, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и опыт работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Предложения о кандидатах на должность судей КС могут вноситься Президентом рФ, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации.
Судья КС не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской или иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской и научной деятельности.
Судья КС не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья КС не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.
Судья КС не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.
На судей КС распространяются гарантии, установленные для всех судей Российской Федерации. Независимость судьи КС обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, установленной процедурой судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения и гарантий безопасности, соответствующих его высокому положению.
Деятельность КС включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем жеребьевки, порядок проведения которой определяется Регламентом КС.
Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.
Существенная сторона
гарантий деятельности КС – обеспечение
его независимости в
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» КС наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.
Согласно ст. 125 Конституции РФ КС полномочен осуществлять конституционное правосудие по следующим категориям дел.
1. О соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, а также не вступивших в силу международных договоров России.
Право на обращение в КС по упомянутым вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
2. По спорам о компетенции:
– между федеральными органами исполнительной власти;
– между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов;
– между высшими государственными органами власти субъектов РФ.
Правом на обращение в суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре, перечисленных выше, а также Президент РФ – в случае использования согласительных процедур для разрешения возникших разногласий и передачи дела на рассмотрение суда при недостижении согласованных решений (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).
3. О конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Правом на обращение в КС с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод имеют граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе.
4. Толкование Конституции дается КС по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.
Толкование Конституции РФ КС является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
5. О даче заключений по соблюдению установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Обращение с запросом
о даче заключения направляется в
КС Советом Федерации, если обвинение
выдвигается Государственной
Полномочия КС реализуются путем принятия правовыхактов – постановления, заключения, определения и решения по организационным вопросам. Особенность юридической природы данных актов состоит в том, что КС решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.
Под судейским корпусом принято понимать совокупность государственных служащих, занимающих должности судей. В судейский корпус входят не только действующие судьи, но и пребывающие в отставке.
В силу специфики деятельности судьи обладают только им присущими полномочиями. Совокупность прав и обязанностей, характеризующих правовое положение, и составляет понятие статуса судей. Конституционные нормы, регулирующие судебную власть, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определили общие принципы организации и деятельности всех судов страны, подчеркнув, что все они входят в единую судебную систему. Принцип единства судебной системы относится ко всем направлениям организации и деятельности суда.
Требования к кандидатам на должность судей установлены ст. 119 Конституции рФ. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
Кроме конституционных требований, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» включает и дополнительные требования. Кандидат не должен совершать порочащие его поступки, обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
К кандидатам на должность вышестоящих судов предъявляются более высокие требования: повышенный возрастной и профессиональный ценз.
Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 128),
Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 13), Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 6) и Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6).
Судьи вышестоящих судов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда (ВС) РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ соответственно.
Председатели ВС РФ и ВАС РФ назначаются по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.
Судьи федеральных арбитражных
судов округов назначаются
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ по согласованию с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.
Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Мировые судьи назначаются на должность законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного округа в порядке, установленном законом субъекта РФ. Законом субъекта РФ определяется и порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов.
Назначение кандидатов
на должности судей производится
только при положительном заключении
соответствующей
Полномочия судей в РФ не ограничены определенным сроком.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой лишь компетенцией. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса.
Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. На них одинаково распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное и социальное обеспечение. Вместе с тем единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судей, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"