Проверочные действия в стадии возбуждения угловного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение проблем связанных с деятельностью по возбуждению уголовного дела
Для достижения цели ставиться ряд задач, которые формулируются следующим способом:
Уяснить сущность, задачи и основные черты стадии возбуждения уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве.
Рассмотрение проверки сообщения о преступлении как этапа возбуждения уголовного дела.
Анализ отдельных проверочных действий.

Оглавление

Введение. 3
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела. 5
§ 1. Понятие стадии возбуждение уголовного дела. 5
§ 2. Значение стадии возбуждения уголовного дела. 13
Глава II. Понятие и значение проверки сообщений о преступлениях. 18
§ 1. Понятие сообщения о преступлении. 18
§ 2. Сроки проверки сообщения о преступлении 20
§ 3. Субъекты, производящие проверку сообщения о преступлении. 23
§ 4. Проверка сообщений о преступлении в отношении отдельных лиц. 25
Глава III. Проверочные действия в стадии возбуждения угловного дела 30
§1. Получение объяснений как проверочное действие на стадии возбуждения уголовного дела. 31
§2. Производство документальных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов. 33
Заключение. 40
Список использованной литературы. 45

Файлы: 1 файл

Уголовно-процессуальная деятельность на стадии возбуждения уголовного дела.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, в отсутствие процессуальной формы  вообще целесообразно ли вести речь об указанных выше стремлениях при  производстве по уголовному делу? Полагаем, что нет.

     Распространяя смысл представленных рассуждений  на порядок производства таких действий, как истребование предметов и документов, можно утверждать, что правовая не урегулированность влечет за собой нарушения законности и несоблюдение прав и законных интересов граждан в рамках производства по уголовному делу. В отсутствие законодательного регулирования данной деятельности, использования только аналогии не достаточно для обеспечения эффективного производства на стадии возбуждения уголовного дела. А. М. Баранов констатирует, что существующая организация анализируемой деятельности влечет нарушения закона, ущемляет право граждан на доступ к скорейшему и справедливому правосудию, закрепленное во Всеобщей декларации прав человека. 
 

     § 3. Назначение и производство судебной экспертизы.

     А. В. Скибинский считает, что к орудиям  проверки сообщений о преступлении необходимо отнести и судебную экспертизу: «В некоторых случаях не представляется возможным решить данный вопрос без  экспертизы. Например, в отсутствие экспертизы невозможно установить принадлежность вещества к наркотическим средствам. На практике соответствующие органы и должностные лица давно уже привлекают специалистов для проведения необходимых исследований до возбуждения уголовного дела, которые являются «суррогатом» судебной экспертизы»44.

     Так же при квалификации преступления, которая указывается в постановлении  о возбуждении уголовного дела, в  некоторых случаях необходима информация о характере вреда здоровью. Данную информацию содержит заключение эксперта, причем УПК РФ обязывает производить экспертизу в данном случае.

     При рассмотрении сообщения о преступления, посягающего на общественные отношения, вытекающие из законного оборота  нарокитеческих веществ, необходимо своевременно проводить экспертизу на предмет определения характера вещества – предполагаемого наркотического его аналога или прейскуранта.

     В данном случае исходя из особенностей стадии возбуждения уголовного дела, в частности ее сроков, направленности на оперативность получения информации, необходимо установить особый порядок назначения и производства экспертизы.

     В стадии возбуждения уголовного дела возможно производство ряда проверочных  действий, которые условно можно  разделить на две группы:

  1. Процессуальные, закрепленные в УПК РФ.
  2. Непроцессуальные, не закрепленные в УПК РФ.

     К непроцессуальным следует отнести  такие проверочные действия как  оперативно-разыскные мероприятия, производство контрольных закупок  и так далее. В частности к  непроцессуальным относиться получение  объяснений, ряд ученых считает, что данный способ проверки сообщения о преступлении должен быть включен в УПК РФ. Но вместе с тем данный способ проверки уже сейчас закреплен, но  только на уровне ведомственных нормативно-правовых актов.

     Более детально, по сравнению с другими правоохранительными органами, процедура проверки сообщения о преступлении регламентирована в органах дознания Вооруженных Сил РФ. В соответствии со ст.51 соответствующей Инструкции45, способами проверки сообщения о преступлении являться, в том числе получение объяснений.

     Так же для полного и всестороннего  рассмотрения сообщения о преступлений в сфере экономической деятельности необходимо производства ревизий и  документальных проверок. Под ревизией понимается производство проверки во всех сферах деятельности предприятия на предмет нарушения законности. Под проверкой документов понимается проверка в конкретной области.

     Для правильности принятия решения на стадии возбуждения уголовного дела, большое  влияние оказывает квалификация деяния. В частности для квалификации деяния между причинением тяжкого вреда здоровью или вреда здоровью средней тяжести необходимо заключение эксперта на предмет степени вреда тяжести здоровью. В действующем УПК назначение и производство экспертизы на стадии возбуждения уголовного дела не допускается, что может повлечь уголовное преследование в отношении невиновного лица. Например, если лицо задерживают при хранении наркотических веществ, возбуждают уголовное дело по части 1 статьи 288 УК РФ, а впоследствии оказывается, что вещество, обнаруженное при лице, не является наркотическим.

     Таким образом, на наш взгляд, в числе  процессуальных средств проверки сообщения  о совершенном или готовящемся  преступлении в УПК РФ должны быть указаны следующие действия: принятие и составление протокола о сообщении о преступлении; получение объяснений от граждан и должностных лиц; истребование необходимых предметов и документов; принятие представленных предметов и документов; требование производства документальных, ведомственных и контрольных проверок, ревизий и привлечение к участию в них специалистов; истребование заключения специалиста; а также производство следующих следственных действий, разрешенных производством в стадии возбуждения уголовного дела, - осмотр места происшествия, освидетельствование, осмотр трупа, назначение и производство судебной экспертизы.

Заключение.

     Термин  «Возбуждение уголовного дела» понимается разными учеными по разном, но в  целом все мнения можно свести к трем определениям:

    1. Это первоначальная стадия уголовного судопроизводства;
    2. это процессуального акта, которым начинается предварительное расследование
    3. это уголовно-процессуального института

     Исходя  из задачи данной работы, возбуждение  уголовного дела понимается как самостоятельная  обязательная стадия уголовного судопроизводства. Данная точка законодателя, как считают некоторые ученые не является верной, они считают, что возбуждение уголовного дела следует отнести к стадии предварительного расследования. Но на наш взгляд точка зрения законодателя является более обоснованной, так как она является обязательной и самостоятельной.

     Обязательность  понимается как неотвратимость данной стадии. Во всем уголовном процессе встречается множество моментов, где прямо указанно законом обязательно  возбуждение уголовного. Так же неуказными в законе но понимаемым из логики закона возбуждение уголовного дела обязательно и для производства отдельных процессуальных действий, например задержание лица по подозрению в совершению преступления.

     Так как у стадии возбуждения уголовного дела имеются свои задачи, условия, поводы, основания, субъекты, процессуальная форма и итоговый документ она является самостоятельной. Выделение задач стадии возбуждения уголовного дела так же не является однозначным, наиболее полным представляется мнение В.С. Зеленецкого, который на ряду с производством проверочных действий ставит обеспечение защиты и реализации прав, подготовки к предварительному расследованию, а главное создание условий для установления истины по конкретному уголовному делу. Условием возбуждения уголовного дела является факт совершения. Поводами являются рапорт об обнаружении признаков преступления, явка с повинной, заявление лица. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, на факт совершения деяния запрещенного УК РФ.

     Данная  стадий отличается и набором лиц  участвующих в ней, а именно есть сего две группы: органы государственной  власти уполномоченные принимать и  проверяться сообщения о преступлении и лица подавшие сообщение. В данном случае существует проблема участия иных лиц, например очевидцев. В данном случае они не относиться к указанной классификации, но могут участвовать как опрашиваемые лица.

     Процессуальная  форма – это установленный  законом регламент расследования  преступлений и рассмотрения уголовных дел в судах .стадия возбуждения уголовного дела состоит из трех этапов.

     Первый  этап – получение сообщение о  преступление, его регистрация. Он отличается большим количеством должностных  лиц, так например, в Законе Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. "О полиции" принимать сообщения обязаны все сотрудники органов внутренних дел. Осуществление данного этапа первым реализует право на судебную защите, в частности от преступных посягательств.  Отказ в получении или отказ в регистрации существенное нарушение права на доступ к правосудию, за что отказавшее может понести ответственность, в том числе уголовную.

     Второй  этап – рассмотрение сообщения о  преступлении, а так же проверка сообщения о преступлении.

     Третий  этап – принятие решения. До 2007 года с целью борьбы с заказными преступлениями для возбуждения уголовного дела необходимо было получение разрешение на это прокурора. Но в связи с отпадением интенсивности заказных преступлений, а так, же для разумного срока уголовного процесса обязательность согласия заменилось на обязательное незамедлительное уведомление. По мимо возбуждения уголовного дела может быть приняты иные решения: отказе в возбуждении уголовного дела, передаче заявления по подследственности или подсудности. Данные решения оформляются постановлениями.

     Возбуждение уголовного дела является своеобразным рубежом, после которого возможно применение всего набора следственных действий, данная стадия обеспечивает право на доступ к правосудию, обеспечивает быстроту, законность и эффективность последующих стадий. Для обеспечения этого необходима своевременная, полная проверка сообщений о преступлении.

     Проверка сообщения о преступлении – это деятельность уполномоченных лиц, урегулированная УПК РФ и другими нормативно-правовыми актами, направленная на соотношение с действительностью обстоятельств изложенных в сообщении о преступлении, закреплении первоначальной информации о преступлении процессуальным и не процессуальным способами для дальнейшего использования при расследовании уголовного дела.

     Понятие сообщения о преступлении разные ученые рассматривают по-разному. Вместе с тем, законодатель закрепил определение  в 43 статье 4 УПК РФ, включая в понятие заявление, явку с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления. в данном случае имеет смысл отнести те или иные сигналы к составляющим понятия сообщение. С заявлением и явкой с повинной все ясно. Что касается иных источников, кроме анонимных, то об этом составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

     Незамедлительность проверки сообщения о преступления обеспечивают сроки установленные законом. Минимальный срок – до трех часов, в случае фактического задержания лица до возбуждения уголовного дела и необходимости процессуального задержания. Общее же правило 3 суток, может быть продлено до 10 суток. В случае необходимости проведения отдельных проверочных мероприятий может быть продлено до 30 суток. Решение о передаче сообщения по подследственности никак не влияет на течение срока рассмотрения и разрешения сообщения о преступлении, однако может служить основанием для продления 3-х дневного срока его рассмотрения.

     Проводить проверку могут лица имеющее полномочие возбуждать уголовное дело, в их число входят: следователь, руководить следственного органа, руководитель следственной группы, дознаватель, орган дознания, начальник подразделения дознания.

     Проверка  сообщения о преступлении включает в себя производство проверочных  действий. Данные действия можно классифицировать следующим образом:

  1. Процессуальные
    1. Проверочные действия. Прямо закрепленными в уголовно-процессуальном законе средствами сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления, признаются:
      1. Требования о производстве документальных проверок, ревизий и привлечении к их участию специалистов
      2. Требования (поручения и запросы) о передаче документов и материалов;
    2. Следственные действия:
      1. Осмотр места происшествия;
      2. Осмотр трупа;
      3. Освидетельствование.
  2. Непроцессуальных.
    1. Получение объяснений;
    2. Собирание доказательств;
    3. Требование о производстве ревизий, исследование (направление на исследование);
    4. Изъятие предметов и документов;

     Большинство ученых придерживаются мнения, согласно которому в число процессуальных проверочных действий необходимо включить опрос. А в число следственных действий, проводимых на стадии возбуждения уголовного дела включиться назначение и производство экспертизы.

Список  использованной литературы.

Информация о работе Проверочные действия в стадии возбуждения угловного дела