Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, истории становления и развития правового института мирового судейства в Российской Федерации, а также определение его целей, задач.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.77 Кб (Скачать)

Статистические  данные свидетельствуют о том, что  к 2002г. число ежегодно рассматриваемых  судами гражданских дел достигло 5 млн. Мировыми судьями рассмотрено 45% объема всех гражданских дел в судах общей юрисдикции (2,3 млн.). Кроме того, мировые судьи рассмотрели в 2002 г. 245 тыс. уголовных дел и 1 004 843 материала об административном правонарушении.1

Таким образом, причины  возрождения института мировых  судей в России носят закономерный, объективный характер и вызваны  развитием общих тенденций совершенствования  судопроизводства, необходимостью реорганизации  судебной системы. Такими причинами  являются не только приближение правосудия к населению, но и  соответствие статуса  мирового судьи тенденциям углубления специализации судей и разделение компетенции между судами различных  звеньев. Это также необходимость  освобождения федеральных судей  от рассмотрения незначительных дел  в связи с увеличением количества обращений в суды, а также желание  ликвидировать конфликты посредством  использования примирительных процедур.

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок и условия назначения  мирового судьи,

его правовой статус

 

Организация мировых судей подразумевает  порядок, необходимые условия назначения их на должность, а также структуру  разделения судебной власти и взаимоотношения  ее с другими органами власти.

Правовой статус мировых судей  определяется их местом в системе  органов государства, требованиями, предъявляемыми к кандидатам, порядком занятия должности и смещения с нее, правами и обязанностями, установленными законами о судоустройстве и судопроизводстве.

Мировым судьей может быть гражданин  Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование, стаж работы по юридической  профессии не менее пяти лет, не совершивший  порочащих его поступков, сдавший  квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Минимальные стандарты по возрасту выбраны для того, чтобы мировой  судья к моменту занятия должности  имел опыт, который позволил бы ему  правильно разобраться в конфликтной  ситуации по делам о незначительных правонарушениях и принять взвешенное решение по делу. Однако в юридической  литературе существует мнение, что  в силу специфики дел, подлежащих разбирательству у мирового судьи, которые не представляют особой сложности, возраст для занятия должности  мирового судьи может быть существенно  снижен. Лица, достигшие 22 лет, вполне обладают необходимыми знаниями и опытом в  сфере предстоящей деятельности и умением применять их на практике. К тому же к этому возрасту большинство  из кандидатов на должность мирового судьи получает высшее юридическое  и специальное образование. 1

Содержащееся же  в Законе «О мировых судьях РФ» требование о  наличии пятилетнего стажа работы по юридической специальности препятствует притоку в судебный корпус молодых, перспективных юристов. К тому же пятилетний стаж работы следователем или адвокатом не способствует развитию высоконравственных начал  у будущего судьи. Решением данной проблемы могло  бы стать введение шестимесячных  курсов обучения в Российской академии правосудия кандидатов в мировые  судьи для лиц, достигших 22 лет, вместо пятилетнего стажа работы по юридической  специальности.

Внеся изменения в Закон «О статусе  судей в Российской Федерации», законодатель расширил круг требований, предъявляемых  к кандидатам на должность судьи, в том числе и мирового судьи. Так для подтверждения у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность мирового судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержден постановление Совета судей РФ.

Наделение мирового судьи полномочиями по осуществлению правосудия отличается от подобной процедуры в отношении  федеральных судей, которые назначаются  Президентом РФ или Советом Федерации. В соответствии с Законом «О мировых  судьях в РФ» помимо назначения мирового судьи на должность представительным органом субъекта Федерации предусмотрена  возможность избрания мировых судей  непосредственно населением судебного  участка. Однако процедура избрания мирового судьи не нашла закрепления  в законах, принятых в субъектах  Федерации. Во всех регионах страны приняты  законы, согласно которым вопрос о  назначении мировых судей решается путем назначения их законодательными органами субъектов Федерации. Так, например, в Московской области мировых  судей назначает областная дума по представлению губернатора, основанному  на решении квалификационной коллегии судей области и глав муниципальных  образований.

Сроки избрания мировых судей различны. Ст. 7 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» рекомендует избирать мировых  судей первоначально не более  чем на пять лет, и повторно также  на пятилетний срок. Однако, в Ростовской, Саратовской, Московской и других областях первый срок для назначения мирового судьи установлен в три года, а  в Краснодарском крае он составляет всего два года. 1

Таким образом, принятые в регионах законодательные акты по сравнению  с федеральным законом ставят мировых судей в большую зависимость  от исполнительной и законодательной  ветвей власти субъекта Федерации, а  не от населения участков, где им придется осуществлять правосудие. Снижается реальная самостоятельность и полнота судебной власти, что сказывается на справедливости принимаемых судебных решений.

Представляется, что наиболее демократичной  формой наделения судей полномочиями, особенно на территории небольшого судебного  участка является их непосредственная выборность населением. Правовая природа  института мировых судей предполагает, что они должны получить доверие  непосредственно от населения, чьи  ежедневные житейски конфликты вынуждены  решать мировые судьи. Жители конкретного  судебного участка лучше других смогут оценить личные и деловые  качества кандидатов в мировые судьи. К тому же выборность была бы гарантией  независимости мировых судей  от государственных органов субъектов  Федерации, что соответствует принципу разделения властей.

Выборы мирового судьи следует  проводить на альтернативной основе, после того как кандидаты на эту  должность сдадут квалификационные экзамены, и получат положительное  заключение квалификационной коллегии судей. Достижение задач, стоящих перед  мировым судом, возможно только при  условии, если правосудие будет осуществляться специалистами, которые имеют должный  уровень профессиональной подготовки.

Существует также проблема замещения  мировых судей на время их длительного  отсутствия (болезнь, командировка). Некоторые  субъекты Федерации попытались решить эту проблему самостоятельно, в отсутствие федерального закона. Так, в ст. 12 Закона Московской области от 14 декабря 2000 г. № 17/117 «О порядке назначения на должность  и деятельности мировых судей  в Московской области» указано: «В случае временного отсутствия мирового судьи  в связи с длительной болезнью, отпуском, его отводом (самоотводом) по причинам, предусмотренным уголовным  и гражданским процессуальным законодательством, и в иных случаях его обязанности  исполняет другой мировой судья  данного судебного района по распоряжению председателя соответствующего суда». Однако при составлении данной поправки не учитывалось то обстоятельство, что передача дел из одного участка на рассмотрение мировому судье другого участка противоречит положению ч. 2 ст. 47 Конституции РФ, закрепившей принцип рассмотрения дел только тем судьей, к территориальной подсудности которого отнесено это дело. Решением данной проблемы может стать введение добавочных мировых судей, которыми могли бы стать федеральные судьи, находящиеся в отставке. Таким образом, необходимым является внесение соответствующего изменения в Закон «О мировых судьях в Российской Федерации», предусмотрев институт добавочных мировых судей в субъектах  
Федерации на случай временного замещения участковых мировых судей.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета  численности населения на одном  участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных  образованиях с численностью населения  менее 15 тысяч человек создается  один судебный участок. Однако существует проблема слабо заселенных районов  России. Так, например, в Республике Коми низкая плотность населения, в  каждом из девяти сельских районов  республики, расположенных на территории Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, проживает менее 30 тыс. чел., населенные пункты расположены  на значительном расстоянии от районных центров и друг от друга, отсутствует  нормальное транспортное сообщение. Для  таких административно-территориальных  образований с численностью населения  менее 30 тыс. человек необходимо создавать  два судебных участка.

Федеральный закон от 29 декабря 1999г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых  судей и количестве судебных участков в субъектах РФ» определяет количество мировых судей и судебных участков на территории каждого субъекта.1 Однако, судебные участки, в пределах которых осуществляют свою деятельность мировые судьи, создаются и упраздняются законами субъектов Федерации. Границы судебных участков в Москве определяются мэром, в Ростовской области -  законом области по представлению губернатора, в Санкт-Петербурге – законом Законодательного собрания. В тех регионах, где местное законодательство четко не регламентировало, кто определяет границы судебного участка мирового судьи, возникают конфликты между различными ветвями власти по поводу закрепления мировых судей за конкретными участками.

Существуют проблемы и в системе  финансирования мировых судей. Федеральное  законодательство, затрагивающее проблемы организации мировых судей, в  том числе кадрового, правового  обеспечения, введения судебной статистики нуждается в совершенствовании. В связи с этим в пояснительной  записке к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О мировых  судьях в Российской Федерации», внесенному Пленумом Верховного Суда РФ, отмечается, что организационное обеспечение  деятельности мировых судей осуществляется в субъектах Федерации по-разному. Этот факт в дальнейшем может нанести  серьезный ущерб авторитету института  мировых судей. 2

Обеспечение деятельности мировых  судей органами исполнительной власти, проведение мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на создание условий для полного  и независимого осуществления правосудия мировыми судьями, должно находиться в  ведении Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Что касается правового статуса  мирового судьи, на сегодняшний день мировой судья приравнен к  федеральным судьям и в соответствии с Законом «О статусе судей  в Российской Федерации» независим  и обладает неприкосновенностью.

В настоящее время для более  эффективной деятельности мировых  судей, сохранения ими своей независимости  и самостоятельности, оперативного решения общих задач, в том  числе в рамках судейского сообщества, необходимо объединение их в собрания (съезды) мировых судей субъекта Федерации. Благодаря таким объединениям мировые судьи сумеют эффективно решить проблемы, возникающие перед сообществом.  

Таким образом, правовой статус мировых  судей в России определяется их местом в системе органов государства, требованиями, предъявляемыми к кандидатам на занятие должности мирового судьи, порядком занятия должности и  смещения с нее, правами и обязанностями, установленными законами о судоустройстве и судопроизводстве, а также этическими правилами поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Процессуальная деятельность  мирового судьи

 

В конце ХХ в. в России возникла объективная необходимость реформирования многих сторон жизни общества. Отечественная  судебная система не справлялась  с возложенными на нее в конкретный исторический период задачами. Новое  видение роли суда, который должен быть не карающим органом, а местом разрешения споров и конфликтов, потребовало  существенной реорганизации судебной системы. Обществу нужен был суд, который справился бы с возникшими перед ним задачами.

Процессуальное производство у  мирового судьи осуществляется при  соблюдении общеправовых принципов, присущих судопроизводству у любого федерального судьи или в суде присяжных  заседателей. Это принципы справедливости, презумпции невиновности, состязательности сторон, свободной оценки доказательств, устности, гласности, публичности, соблюдения прав личности, получившие свое закрепление  в Конституции РФ.

Одной из наиболее важных особенностей уголовного судопроизводства у мирового судьи является строго определенная предметная подсудность уголовных  дел в зависимости не только от общественной опасности преступления, но и от других факторов. Уголовно-процессуальный институт подсудности дел составляет совокупность правовых норм, решающих вопрос о том, в каком конкретно суде и в каком составе этого суда подлежит рассмотрению то или иное уголовное дело по первой инстанции. В частности, на решение вопроса об отнесении к подсудности мировых судей влияют:

-  сложность юридической квалификации  преступления;

    • особенности субъекта преступления;
  • форма представляемых суду доказательств, которые исследуются не только путем судоговорения, но и в других формах.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает, что  мировому судье подсудны уголовные  дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание  не превышает трех лет лишения  свободы, за исключением уголовных  дел о преступлениях указанных  в ч. 1 ст. 31 УПК РФ (таких составов  преступлений насчитывается 106). Все  решения по уголовным делам, затрагивающие  вопросы факта или вопросы  права, мировой судья принимает  самостоятельно.

Данная категория уголовных  дел подразделяется как в теории, так и на практике на три вида: уголовные дела частного обвинения, уголовные дела публичного и частно - публичного обвинения.

Информация о работе Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье