Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, истории становления и развития правового института мирового судейства в Российской Федерации, а также определение его целей, задач.
Таким образом, сущность института
мировых судей выражается в том,
что они являются должностными лицами,
носителями судебной власти, судьями
общей юрисдикции, судьями и судом
субъекта Федерации, низшим звеном единой
судебной системы, наделяемым полномочиями
в особом более демократичном
порядке, имеющим специальную
Многие из этих признаков организации и деятельности мирового судьи отражены не только в законах «О судебной системе Российской Федерации» и «О мировых судьях в Российской Федерации», но и в процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ).
Можно составить следующий перечень признаков, характерных для института российского мирового судью:
Данный перечень отличительных признаков мирового судьи может быть сужен или расширен законодателем в зависимости от конкретной исторической ситуации и тех задач, которые будут поставлены перед мировой юстицией.
Включение мировых судей в единую
судебную систему РФ определяется не
только правилами, характеризующими единство
судебной системы, но и тем, что решения
мировых судей обжалуются в
соответствующие федеральные
Институт мирового судьи, как и любой правовой институт, создавался для решения конкретных задач. Однако в юридической литературе существует мнение, что настоящее федеральное законодательство не отразило тех целей и задач, которые поставлены перед мировыми судьями. Это негативно отражается не только на авторитете судебной власти, но и затрудняет дальнейшее совершенствование судоустройства и судопроизводства в России.
Постановка конкретной задачи перед
мировыми судьями как составной
части российского правосудия должна
рассматриваться в качестве элемента
общей задачи правосудия, имеющего
свои индивидуальные особенности. При
отсутствии четко определенных целей
и задач, своеобразных средств и
способов их достижения пропадает необходимость
и целесообразность создания любого
нового правого института. Именно конкретные
задачи должны служить базой для
установления наиболее оптимального порядка
деятельности мировых судей, отличного
от выполнения этой функции федеральными
судьями. Такие задачи сформулированы
в ст. 18 Конституции РФ, согласно
которой права и свободы
Таким образом, основными задачами мировых судей при рассмотрении ими единолично по первой инстанции дел в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства являются обеспечение, охрана и судебная защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений. Судебная власть в правовом государстве призвана обеспечить защиту и охрану не только прав граждан, но и прав в целом от любых правонарушений и тем самым обеспечить господство права.
института мирового судейства в России
Для того чтобы более полно понять смысл и назначение института мирового судьи, определить его особенности и направление развития необходимо рассмотреть историю возникновения этого правового института. Без выяснения причин его зарождения, закономерностей и этапов развития сложно определить истинное место мирового судьи в российской судебной системе.
Впервые должность мирового судьи в ее современном понимании появилась в Англии в эпоху Средневековья (1344г.). Первоначально мировые судьи были призваны поддерживать правопорядок, существующий в обществе, требовать от граждан соблюдения законности, выполнения при этом не только чисто судебные, но и административные полномочия.
На протяжении последующих
столетий мировые судьи появляются
и в других государствах Европы.
На определение статуса и
Зарождение института
мировых судей во многих странах
вызвано одними и теми же объективными
причинами. Необходимость усиления
централизации власти в связи
с формированием
В России первоначально поддержание мира и порядка являлось основной обязанностью общинных органов власти (IX- X вв.), которые были призваны улаживать конфликты между сторонами без участия государственных структур в виде суда. Местный судья, рассматривающий дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, склоняющих стороны к примирению, действующего в упрощенной процедуре, существовал в нашем государстве и ранее. Так, понятие «малых исков» было известно на Руси еще во времена Русской Правды.1
Позднее местные
суды княжеских людей и
До 1797 г. в
России существовала судебная
система, которая строилась в
большей степени по сословному
принципу, а в 1797г. были ликвидированы
все суды второго звена –
верхний земский суд,
К середине ХIХ вв. судебная система Российской империи состояла из почти двух десятков судебных и судебно-административных органов только на территории центральных губерний. Процедура рассмотрения дел была громоздкой, формальной, усложнена. Дела иногда годами оставались в различных инстанциях, так и не находя своего решения.
Были необходимы реформы системы правосудия. Почти все авторы, разрабатываемых в ХIХ в. законопроектов предлагали учреждать мировой суд в составе одного судьи по уездам и городам для разрешения гражданских и уголовных дел «меньшей важности». Мировой судья противопоставлялся общим судебным местам. Он призван был реализовать идеи приближения суда к населению за счет сокращения сроков рассмотрения дел, простоты производства, обязанности мировых судей осуществлять примирительные функции и выносить решения по совести и с использованием местных обычаев. Мировой судья провозглашался судом первой инстанции при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, не представляющих повышенной общественной опасности (санкция до одного года лишения свободы).
В 1858 г. предложение
о создании мирового суда получило
одобрение. Через несколько лет
в России произошло важное событие
- уничтожение крепостного права
и освобождение крестьян. Это был
достаточно сложный процесс и
не только в техническом и
Таким образом, после уничтожения крепостного права для решения споров по поводу прав собственности и конфликтных ситуаций требовалось наличие доступного и скорого суда. Решить эти задачи предлагалось путем введения мировых установлений. В их основу была положена теория о мировом судье как примирителе, судье совести, основное назначение которого - сохранение мира.
Похожая ситуация
с резким увеличением
Возрождение института
мировых судей в Росси связано
с принятием Закона «О судебной системе
Российской Федерации». Основные тенденции
развития судопроизводства обусловили
не только пересмотр устройства судебной
системы государства и
Введение института
мировых судей в России в конце
ХХ в. было принято неоднозначно. Противники,
отстаивая свою позицию, говорили, что
введение института мировых судей
не соответствует действующей
С другой стороны существовало мнение о необходимости возрождения института мирового судейства, так как относительно несложные малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, которые специализируются на рассмотрении подобных дел. В результате правосудие территориально приблизится к населению, позволит судьям оперативно рассматривать дела, облегчит для граждан доступ к правосудию. Увеличение объема и усложнение гражданских дел, растущие требования к качеству правосудия диктуют необходимость углубления специализации судей и разделения компетенции между судами различных звеньев.
Вторая точка
зрения представляется наиболее правильной.
Ситуация, сложившаяся в России после
принятия Конституции РФ 1993 г., в
том числе в области
Появление специализированных
судов во многом объясняется
еще и тем, что сложнее
В настоящее время,
там, где становление института
мировых судей осуществляется последовательно
и целенаправленно, мировые судьи
назначены и в пределах своей
компетенции активно включаются
в процесс осуществления
Информация о работе Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье