Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, истории становления и развития правового института мирового судейства в Российской Федерации, а также определение его целей, задач.
Курсовая
Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье.
Введение
За последние годы в социально-политической,
экономической и духовной жизни
страны произошли значительные изменения,
которые повлекли за собой преобразования
во всех сферах человеческой деятельности,
а также совершенствование
Идея изменения приоритетов в социальных ценностях в пользу конкретного человека, а не государства получила дальнейшее развитие после того, как в ст. 2 Конституции РФ было отражено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Особая роль в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в России обусловила ускоренное реформирование правоохранительных структур, судебной системы, конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. «Судебная власть должна обладать высоким статусом, быть сильной и независимой, хорошо подготовленной профессионально, организационно оформленной и действующей в процессуальном порядке, отвечающем требованиям справедливости».1
Основные усилия правоохранительных
органов и судебной системы были
направлены на противодействие росту
преступности в российском обществе.
Одновременно с этим часто безнаказанными
оставались совершаемые в быту незначительные
преступления, затрагивающие не столько
публичные, сколько частные интересы
граждан. Вот почему активное привлечение
пострадавших к участию в уголовном
судопроизводстве на стороне обвинения,
соблюдение и защита прав потерпевших,
упрощение процедуры
Таким образом, в начале 90-х годов в стране сложилась ситуация, когда население России остро ощутило потребность в правом и справедливом суде. По мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, мировые судьи могли эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности.
Определив три самостоятельных
ветви судебной власти в лице Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного Суда РФ, Конституция
РФ (ч.3 ст. 118) закрепила возможность
установления структуры судебной системы
федеральным конституционным
Мировые судьи в России
существовали и ранее, но
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, истории становления и развития правового института мирового судейства в Российской Федерации, а также определение его целей, задач.
Институт мирового судейства – это сложное, многогранное судоустройственное и процессуальное явление. Прежде чем приступать к исследованию того или иного правового института, определению его места и роли, поставленных перед ним задач, необходимо правильно установить причины его возникновения, проследить исторические этапы его развития, выявить его отличительные черты. В данной работе рассматриваются различные аспекты правового института мирового судейства.
Официальное возрождение института
мировых судей в России связано
с принятием Закона «О судебной системе
Российской Федерации». Этот Закон
заложил правовые основы для их деятельности.
Так, в Законе было закреплено положение
о том, что мировой судья в
пределах своей компетенции
В настоящее время не все до конца
понимают смысл термина «мировой
судья», особенно те граждане, которые
не имеют отношения к
В действующем
Правовое положение мирового судьи
в России в настоящий момент имеет
двойственный характер. С одной стороны,
он является судьей общей юрисдикции
субъекта Федерации, его введение зависит
от содержания регионального
В связи с этим возникает вопрос: кто же такой современный мировой судья в России?
В юридической литературе под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.
Таким образом, при определении
учеными сущности института мирового
судьи отмечаются характеризующие
его организационные и
Мировой судья независим и подчиняется только Конституции РФ и закону. Этими же нормативными актами устанавливаются гарантии его независимости. Мировой судья вправе принимать судебные решения, обязательные для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Неисполнение постановления мирового судьи, а также любое другое проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией.
Правосудие выступает наиболее
надежным и цивилизованным способом
разрешения возникающих в обществе
конфликтов, защиты прав и свобод граждан,
интересов гражданского общества и
государства благодаря
Мировой судья, согласно положениям ст. 3 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Ограниченность правового
Законодательные и исполнительные
органы власти субъектов Федерации
оказывают существенное влияние
на институт мирового судейства, хотя
судьи независимы при осуществлении
правосудия. Это объясняется тем,
что особенности полномочий и
компетенции мирового судьи могут
определяться не только федеральными
законами, но и законами субъектов
Федерации в пределах полномочий,
предоставленных им федеральными законами.
Так, например, создание и упразднение
должностей мировых судей, порядок
их назначения на должность, деятельность
мировых судей, срок полномочий устанавливается
законами субъектов Федерации. Несмотря
на то, что мировые судьи должны
рассматривать уголовные и
Мировым судьям свойственны общие
для всех судов российской судебной
системы сходные черты: это
единство процессуальной формы рассмотрения
дел (подсудность и т.д.); наличие
общих принципов (независимость
судей, гласность процесса, равноправие
и состязательность сторон и др.);
единство судебных функций (они созданы
для выполнения единой функции –
осуществление правосудия, имеют
право пересматривать свои решения
в порядке вновь открывшихся
обстоятельств; финансирование из федерального
бюджета. Отсутствие хотя бы одного из
перечисленных признаков у
Как звено судебной системы мировые судьи тесно связаны с другими ее элементами. Например, судебная практика мировых судей во многом зависит от разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.
Мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом.
Информация о работе Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье