Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, истории становления и развития правового института мирового судейства в Российской Федерации, а также определение его целей, задач.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.77 Кб (Скачать)

Курсовая

 

 

 

 

Производство  по уголовным делам, подсудным мировому судье.

 

 

Введение

 

 

За последние годы в социально-политической, экономической и духовной жизни  страны произошли значительные изменения, которые повлекли за собой преобразования во всех сферах человеческой деятельности, а также совершенствование законодательства. Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых  реформ правового регулирования: переход  от социалистической к рыночной экономике  потребовал свободы экономической  деятельности, признания и защиты частной собственности.

Идея изменения приоритетов  в социальных ценностях в пользу конкретного человека, а не государства  получила дальнейшее развитие после  того, как в ст. 2 Конституции РФ было отражено: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства». Особая роль в обеспечении государственной  защиты прав и свобод человека и  гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в России обусловила ускоренное реформирование правоохранительных структур, судебной системы, конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. «Судебная власть должна обладать высоким статусом, быть сильной и независимой, хорошо подготовленной профессионально, организационно оформленной и действующей в  процессуальном порядке, отвечающем требованиям  справедливости».1

Основные усилия правоохранительных органов и судебной системы были направлены на противодействие росту  преступности в российском обществе. Одновременно с этим часто безнаказанными оставались совершаемые в быту незначительные преступления, затрагивающие не столько  публичные, сколько частные интересы граждан. Вот почему активное привлечение  пострадавших к участию в уголовном  судопроизводстве на стороне обвинения, соблюдение и защита прав потерпевших, упрощение процедуры судопроизводства по уголовным делам о преступлениях  небольшой и средней тяжести, введение примирительных процедур в суде также требовали совершенствования судоустройства и уголовного судопроизводства.

 

Таким образом, в начале 90-х годов  в стране сложилась ситуация, когда  население России остро ощутило  потребность в правом и справедливом суде. По мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, мировые судьи могли эффективно справиться с поставленными перед  правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности.

Определив три самостоятельных  ветви судебной власти в лице Конституционного Суда РФ,  Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ, Конституция  РФ (ч.3 ст. 118) закрепила возможность  установления структуры судебной системы  федеральным конституционным законом. Принятый 31 декабря 1996 г. Федеральный  конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» наряду с федеральными и конституционными судами в качестве одного из элементов  судебной системы предусмотрел мирового судью. Дальнейшее развитие законодательство о мировых судьях получило в связи  с принятием 17 декабря 1998 г. Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».1

 Мировые судьи в России  существовали и ранее, но новая  историческая ситуация потребовала  иных подходов к организации  отечественной судебной системы  и реализации мировыми судьями  своих полномочий по отправлению  правосудия.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности, истории становления  и развития правового института  мирового судейства в Российской Федерации, а также определение  его целей, задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность института мирового судьи, его цели и задачи

 

Институт мирового судейства –  это сложное, многогранное судоустройственное и процессуальное явление. Прежде чем  приступать к исследованию того или  иного правового института, определению  его места и роли, поставленных перед ним задач, необходимо правильно  установить причины его возникновения, проследить исторические этапы его  развития, выявить его отличительные  черты.  В данной работе рассматриваются  различные аспекты правового  института мирового судейства.

Официальное возрождение института  мировых судей в России связано  с принятием Закона «О судебной системе  Российской Федерации». Этот Закон  заложил правовые основы для их деятельности. Так, в Законе было закреплено положение  о том, что мировой судья в  пределах своей компетенции рассматривает  гражданские, административные и уголовные  дела в качестве суда первой инстанции, а полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются  федеральным законом и законом  субъекта Федерации. Он предопределил  принятие целого ряда соответствующих  законов, в том числе Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и других.

В настоящее время не все до конца  понимают смысл термина «мировой судья», особенно те граждане, которые  не имеют отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин «мировой»  как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Это происходит потому, что на протяжении десятилетий  институт мирового судейства был  обделен вниманием российских ученых. К тому же для обозначения одного явления используется несколько  терминов: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Peace, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд). Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки.

 В действующем законодательстве  сформулировано определение термина  «мировой судья»: мировые судьи  в Российской Федерации являются  судьями общей юрисдикции субъектов  РФ и входят в единую отечественную  судебную систему, осуществляют  правосудие именем Российской  Федерации. Порядок осуществления  правосудия мировыми судьями  устанавливается федеральным законом,  при осуществлении правосудия  по делам об административных  правонарушениях, может устанавливаться  также и законами субъектов  РФ. Вступившие в законную силу  постановления мировых судей,  а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и  другие обращения являются обязательными  для всех без исключения федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).

Правовое положение мирового судьи  в России в настоящий момент имеет  двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его введение зависит  от содержания регионального законодательства, а с другой – законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации, принимающим  судебные постановления от имени  Российской Федерации.

В связи с этим возникает вопрос: кто же такой современный мировой  судья в России?

В юридической литературе под мировым  судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к  корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое  избирается или назначается центральными или местными органами государственной  власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между  спорящими сторонами.

Таким образом, при определении  учеными сущности института мирового судьи отмечаются характеризующие  его организационные и процессуальные признаки. Результаты исследования российского  законодательства позволяют обозначить следующие основные признаки мирового судьи.

 

  1. Мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности.

Мировой судья независим и подчиняется  только Конституции РФ и закону. Этими же нормативными актами устанавливаются  гарантии его независимости. Мировой  судья вправе принимать судебные решения, обязательные для всех органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других  физических и юридических лиц. Неисполнение постановления мирового судьи, а  также любое другое проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную  федеральным законом. Все судьи  в Российской Федерации, в том  числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией.

Правосудие выступает наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и  государства благодаря независимости  судей и особой процессуальной процедуре.

 

  1. Мировой судья – это судья общей юрисдикции, то есть относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Так как он является частью судебной системы, его  решения также могут быть обжалованы в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

Мировой судья, согласно положениям ст. 3 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации», не наделяется правом вынесения  судебных решений, касающихся ущемления  прав и свобод гражданина, предусмотренных  ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам  в порядке новых или вновь  открывшихся обстоятельств.

Ограниченность правового положения  и компетенции мирового судьи  как представителя судебной власти во многом объясняется не только спецификой рассматриваемых им дел, особенностями  государственного устройства России, но и двойственным положением мирового судьи, а также тем, что мировой  судья не является федеральным судьей.

 

  1. Мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов Федерации и судами субъектов Федерации. В юридической литературе отмечается, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации»), а в другом – звеном судебной системы (ч.4 ст. 4 Закона «О судебной системе РФ). Таким образом, необходимо различать эти два понятия и называть судом субъекта Федерации – мировой суд, а судьей субъекта Федерации – мирового судью.

Законодательные и исполнительные органы власти субъектов Федерации  оказывают существенное влияние  на институт мирового судейства, хотя судьи независимы при осуществлении  правосудия. Это объясняется тем, что особенности полномочий и  компетенции мирового судьи могут  определяться не только федеральными законами, но и законами субъектов  Федерации в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами. Так, например, создание и упразднение  должностей мировых судей, порядок  их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливается  законами субъектов Федерации. Несмотря на то, что мировые судьи должны рассматривать уголовные и гражданские  дела, отнесенные к их подсудности  федеральными законами, перечень материалов об административных правонарушениях  может быть расширен для мирового судьи за счет местных законов, устанавливающих  административную ответственность  за различные правонарушения.

 

  1. Мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации. Содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органом и характером выполняемых ими функций. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает три элемента (звена). Первое, основное звено – мировые судьи и районные суды. Второе, среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Третье, высшее звено – Верховный Суд РФ.

Мировым судьям свойственны общие  для всех судов российской судебной системы сходные черты:  это  единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность и т.д.); наличие  общих принципов (независимость  судей, гласность процесса, равноправие  и состязательность сторон и др.); единство судебных функций (они созданы  для выполнения единой функции –  осуществление правосудия, имеют  право пересматривать свои решения  в порядке вновь открывшихся  обстоятельств; финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у мирового судьи существенно затрудняло бы отнесение его к единой судебной системе.

Как звено судебной системы мировые  судьи тесно связаны с другими  ее элементами. Например, судебная практика мировых судей во многом зависит  от разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.

Мировой судья является должностным  лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности  на профессиональной основе, обладающим специальным статусом.

Информация о работе Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье