Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель данной работы - изучение гарантий соблюдения прав в стадии возбуждения уголовного дела.
Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучными методами: сравнительно-правовым, социально-правовым, системно-структурным.
Введение 3
1 Понятие гарантии законности и соблюдение прав в стадии возбуждения уголовного дела 6
2 Виды гарантий 13
2.1 Процессуальный контроль как механизм обеспечения гарантий соблюдения прав в стадии возбуждения уголовного дела 13
2.2 Судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела: понятие и значение 26
2.3 Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: правовая основа 34
Заключение 41
Список использованных источников 45
Приказы Генерального прокурора РФ создают реальный механизм исполнения органами прокуратуры Закона о прокуратуре, других федеральных конституционных и федеральных законов. При этом обязательным условием является требование о том, что издаваемые приказы не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Указания Генерального прокурора РФ представляют собой нормативные акты общего характера, которые принимаются по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов. Они, как правило, регламентируют более узкие участки деятельности прокуратуры. Указаниями, например, вводятся в действие методические рекомендации прокурорским работникам по различным аспектам их работы. Так, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание33.
Учитывая вышеизложенное, не могу согласиться с мнением С.В. Бошно о том, что «ошибочно отнесение приказов и указаний к нормативным правовым актам, являющимся правовой основой прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела»34. В то же время соглашусь с тем, что не все приказы и указания Генерального прокурора носят нормативный характер.
В соответствии со ст.30 Закона О прокуратуре РФ указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. При этом имеются в виду указания общего, принципиального характера. Такие указания являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений, направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.
Инструкция также относится к нормативным правовым актам Генерального прокурора РФ, регулирующим надзорную деятельность прокуратуры. В лат. instruction - наставление, устройство. Инструкция как нормативный правовой акт подзаконного характера, издается с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта. Инструкции определяют процедуру, то есть своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности35. Например, Инструкция о порядке рассмотрения сообщений и приема граждан в органах прокуратуры РФ36.
Приказы издаются только Генеральным прокурором РФ. Другие ведомственные акты вправе принимать также заместители Генерального прокурора РФ.
Таким образом, можно отметить, что правовую основу прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела составляют международные договоры РФ, являющиеся частью правовой системы РФ, Конституция РФ, Закон РФ ФЗ О прокуратуре РФ и другие федеральные законы.
Подзаконные нормативные правовые акты, к которым относится ряд актов Конституционного Суда РФ, несмотря на их очевидную значимость в деятельности органов прокуратуры, по сути, формулируют порядок и правила реализации Конституции и федеральных законов РФ.
Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ также не входят в число определяющих правовые основы деятельности прокуратуры РФ, однако им принадлежит важная роль в обеспечении эффективной деятельности системы прокуратуры. В приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, имеющих нормативный характер, конкретизируются общие нормы законов, находят выражение оптимальные формы и методы осуществления прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела.
Формула преамбулы Конституции Российской Федерации - «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых нужен Основной Закон.
Конституция Российской Федерации в 1993 году провозгласила нашу страну демократическим правовым государством, исходя из признания человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве.
Уголовное судопроизводство
является сферой государственной деятельности,
где права личности затрагиваются
наиболее ощутимо. Здесь возможно применение
различных мер уголовно-
Особого внимания заслуживает обеспечение прав личности в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, поскольку в данных стадиях уголовного процесса меры процессуального принуждения применяются наиболее интенсивно. Как правило, именно со стадии возбуждения уголовного дела начинается вовлечение граждан в орбиту уголовно-процессуальной деятельности в качестве различных участников процесса и, следовательно, осуществление их процессуальных прав. Результаты расследования используются в судебном разбирательстве и способны оказывать существенное влияние на принятие судом итоговых решений по уголовному делу.
Сближение России с другими странами мира, вступление в Совет Европы обусловливают необходимость более внимательного изучения международных актов в области прав человека, анализа особенностей обеспечения прав участников расследования в зарубежных государствах.
ООН осуществляет разработку
программы в области
Экономический и Социальный Совет ООН в своей резолюции 1993/34 подчеркивает необходимость дальнейшего укрепления международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и предлагает правительствам обеспечить максимально широкое применение стандартов, норм и принципов ООН1. В то же время данная международная организация оказывает существенную помощь странам, которые испытывают серьезные трудности в реализации документов ООН.
«Всеобщая декларация прав человека» - один из первых документов ООН, устанавливающих «общий стандарт», к которому должны стремиться все государства2. Статья 3 Всеобщей декларации провозглашает три взаимосвязанных основополагающих права, а именно: право на жизнь, право на свободу и право на личную неприкосновенность.
С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой общественной потребности. Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может привести и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими факторами общественной жизни, как объективными, так и субъективными. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них - в конечном счете зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.
Определяя правовое положение
человека, государство необходимо считается
(в большей или меньшей
Сам же эффект правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития и в том числе - государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития - от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишать политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свободы практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.
1 Витрук, Н.В. Правовой статус личности в СССР./ Н.В.Витрук -М.:Юрид.лит., 1985. - С.7.
2 Конституционный статус гражданина/ Отв.ред.Б.Н.Топорнин.-М.: Юристъ, 2009. - С.35.
3 Явич, Л.С. Общая теория права./ Л.С.Явич- Л.: ЛГУ, 1971. - С. 201.
4 Белозеров Ю.Н. Возбуждение уголовного дела. М.: МВД СССР, 1976. С. 8.
5 Уголовный процесс: Учеб. для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.Н. Григорьева и Г.П. Химичевой. М., 2001. С. 21.
6 Белозеров Ю.Н. Возбуждение уголовного дела. М.: МВД СССР, 1976. С. 9.
7 Курс уголовного судопроизводства: Учеб: В 3 т. Т. 1 / Под ред. В.А. Михайлова. М.: Изд-во Моск. психолого-социальн. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2006. С. 429 - 432, 434.
8 Статкус В.Ф., Чувилев А.А. Прокурорский надзор и ведомственный контроль на предварительном следствии // Сов. гос-во и право. 1975. N 3. С. 73 – 78.
9 Викторов Б.А. Вопросы подготовки следственных работников // Правоведение. 1971. N 1. С. 29.
10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: научно-практический комментарий (извлечения) / Под общ. ред. О.А. Малышевой. М.: Изд. группа "Юрист", 2008. С. 35.
11 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН, Ин-т русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 71.
12 Ковалева М.Г. Возбуждение уголовного дела и обеспечение его законности и обоснованности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005. С. 25.
13 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юрист, 2002. С. 305.
14 Гаврилов Б.Я. Правовое регулирование защиты конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства: Автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. М.: Акад. управления МВД России, 2004. С. 45.
15 Статистические данные о результатах следственной работы за 2005 - 2008 гг. ГИАЦ МВД России.
16 Вицин С.Е. Институт возбуждения дела в уголовном судопроизводстве // Рос. юстиция. 2003. N 6. С. 56.
17 Лиходаев Е.Г. Реализация прокурором принципа охраны прав личности на стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: Сарат. юрид. ин-т МВД России, 2007. С. 18 - 19.
18 Данилова С.И. Проблемы возбуждения уголовного дела публичного обвинения (правовой анализ статей 37, 39, 146, 148 УПК РФ) // КонсультантПлюс.
19 Крюков В.Ф. Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела: проблемы и решения // Адвокат. 2007. N 4. С.23.