Понятие гарантии законности и соблюдение прав в стадии возбуждения уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение гарантий соблюдения прав в стадии возбуждения уголовного дела.
Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучными методами: сравнительно-правовым, социально-правовым, системно-структурным.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие гарантии законности и соблюдение прав в стадии возбуждения уголовного дела 6
2 Виды гарантий 13
2.1 Процессуальный контроль как механизм обеспечения гарантий соблюдения прав в стадии возбуждения уголовного дела 13
2.2 Судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела: понятие и значение 26
2.3 Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: правовая основа 34
Заключение 41
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

3 курс.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Приказы Генерального прокурора  РФ создают реальный механизм исполнения органами прокуратуры Закона о прокуратуре, других федеральных конституционных и федеральных законов. При этом обязательным условием является требование о том, что издаваемые приказы не должны противоречить действующему законодательству РФ.

Указания Генерального прокурора РФ представляют собой нормативные акты общего характера, которые принимаются по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов. Они, как правило, регламентируют более узкие участки деятельности прокуратуры. Указаниями, например, вводятся в действие методические рекомендации прокурорским работникам по различным аспектам их работы. Так, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание33.

Учитывая вышеизложенное, не могу согласиться с мнением  С.В. Бошно о том, что «ошибочно  отнесение приказов и указаний к  нормативным правовым актам, являющимся правовой основой прокурорского  надзора в стадии возбуждения  уголовного дела»34. В то же время соглашусь с тем, что не все приказы и указания Генерального прокурора носят нормативный характер.

В соответствии со ст.30 Закона О прокуратуре РФ указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. При этом имеются в виду указания общего, принципиального характера. Такие указания являются результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению законов в процессе расследования преступлений, направлены на совершенствование этой деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.

Инструкция также относится  к нормативным правовым актам  Генерального прокурора РФ, регулирующим надзорную деятельность прокуратуры. В лат. instruction - наставление, устройство. Инструкция как нормативный правовой акт подзаконного характера, издается с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта. Инструкции определяют процедуру, то есть своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности35. Например, Инструкция о порядке рассмотрения сообщений и приема граждан в органах прокуратуры РФ36.

Приказы издаются только Генеральным прокурором РФ. Другие ведомственные акты вправе принимать  также заместители Генерального прокурора РФ.

Таким образом, можно  отметить, что правовую основу прокурорского  надзора в стадии возбуждения  уголовного дела составляют международные договоры РФ, являющиеся частью правовой системы РФ, Конституция РФ, Закон РФ ФЗ О прокуратуре РФ и другие федеральные законы.

Подзаконные нормативные  правовые акты, к которым относится  ряд актов Конституционного Суда РФ, несмотря на их очевидную значимость в деятельности органов прокуратуры, по сути, формулируют порядок и правила реализации Конституции и федеральных законов РФ.

Нормативные правовые акты Генерального прокурора РФ также  не входят в число определяющих правовые основы деятельности прокуратуры РФ, однако им принадлежит важная роль в обеспечении эффективной деятельности системы прокуратуры. В приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, имеющих нормативный характер, конкретизируются общие нормы законов, находят выражение оптимальные формы и методы осуществления прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела.

                                                  Заключение

 

Формула преамбулы Конституции  Российской Федерации - «утверждая права  и свободы человека, гражданский мир и согласие» - указывает на главные цели, ради которых нужен Основной Закон.

Конституция Российской Федерации в 1993 году провозгласила  нашу страну демократическим правовым государством, исходя из признания  человеческой личности, ее прав и свобод высшей ценностью в обществе и государстве.

Уголовное судопроизводство является сферой государственной деятельности, где права личности затрагиваются  наиболее ощутимо. Здесь возможно применение различных мер уголовно-процессуального  принуждения, решается вопрос о судьбе привлекаемого к уголовной ответственности лица, его свободе и даже жизни. В уголовное судопроизводство вовлекаются пострадавшие от преступлений и другие граждане. Все они обладают правами, которые нуждаются в надлежащем обеспечении в соответствии с современными требованиями.

Особого внимания заслуживает  обеспечение прав личности в стадиях  возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, поскольку в данных стадиях уголовного процесса меры процессуального  принуждения применяются наиболее интенсивно. Как правило, именно со стадии возбуждения уголовного дела начинается вовлечение граждан в орбиту уголовно-процессуальной деятельности в качестве различных участников процесса и, следовательно, осуществление их процессуальных прав. Результаты расследования используются в судебном разбирательстве и способны оказывать существенное влияние на принятие судом итоговых решений по уголовному делу.

Сближение России с другими  странами мира, вступление в Совет  Европы обусловливают необходимость более внимательного изучения международных актов в области прав человека, анализа особенностей обеспечения прав участников расследования в зарубежных государствах.

ООН осуществляет разработку программы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в течение уже более 40 лет с момента своего создания и содействует применению норм и правил в качестве одного из важнейших средств укрепления законности.

Экономический и Социальный Совет ООН в своей резолюции 1993/34 подчеркивает необходимость дальнейшего укрепления международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и предлагает правительствам обеспечить максимально широкое применение стандартов, норм и принципов ООН1. В то же время данная международная организация оказывает существенную помощь странам, которые испытывают серьезные трудности в реализации документов ООН.

«Всеобщая декларация прав человека» - один из первых документов ООН, устанавливающих «общий стандарт», к которому должны стремиться все государства2. Статья 3 Всеобщей декларации провозглашает три взаимосвязанных основополагающих права, а именно: право на жизнь, право на свободу и право на личную неприкосновенность.

С помощью правовых установлений государство не стремится просто продублировать, воспроизвести в юридической форме существующую реальность. И в этом нет никакой общественной потребности. Государство может лишь воздействовать и неизбежно воздействует на социальные процессы, в том числе посредством правовых установлений. Это воздействие может привести и приводит к прогнозируемым социальным результатам. При этом государство способно создавать те или иные общественные последствия лишь в определенных пределах и, главное, не само по себе, не произвольно, а только во взаимодействии с другими факторами общественной жизни, как объективными, так и субъективными. Поэтому было бы неверным утверждение, что государство дарует права и свободы, поскольку быть или не быть тем или иным из них - в конечном счете зависит не только от государства. В то же время государство является одним из безусловных факторов, определяющих практическое наличие и реализацию прав и свобод человека. Причем роль государства в системе факторов, формирующих положение человека в обществе, практически всегда очень высока, а в зависимости от конкретно-исторических условий может быть и решающей.

Определяя правовое положение  человека, государство необходимо считается (в большей или меньшей степени) с тем, что правотворчеству и  закону, как его результату, предшествуют возникающие в самой жизни тенденции и потребности правового регулирования. Для того чтобы быть эффективными, действенными, стабильными, правовые установления должны основываться на реальности, должны так или иначе учесть потребности и закономерности социально-экономического и духовного развития общества, нести в себе единство должного и возможного.

Сам же эффект правового  воздействия может выражаться в  расширении, ограничении, предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные, объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными, фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными субъективными факторами общественного развития и в том числе - государством. Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные, реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития - от религии и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские, тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение десятилетий лишать политической, экономической и духовной свободы миллионы людей даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения ограничивается, а физическая и экономическая свободы практически упраздняются государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего законодательства.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М: Бек, 2009.- 147 с.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-М., 2009. - 246 с.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 № 28 "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству" // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2010. - №2. – С.12-13.
  4. Алексеев С.С. Государство и право : начальный курс : Учеб.-Конспект.-М.: Юрид.лит., 2003.-175 с.
  5. Алексеев С.С. Теория права.-изд.2-е.,перераб. и доп..-М.:Изд-во БЕК, 2005.-320 с.
  6. Алексеев С.С. Философия права: история и современность.-М.: НОРМА, 2009.-336 с.
  7. Александров А. Специфика разбирательства уголовных дел//Российская юстиция. – 2001. – № 6. – с.39.
  8. Антонов В.Ф. Привлечение в качестве обвиняемого: вопросы теории // Российский следователь. – 2006. – № 8. – С. 22-23. 
  9. Барабаш А.С. Обвинение как двигатель уголовного процесса //  Адвокатская практика. – 2006. – № 5. – С.11-13.
  10. Багаутдинов Ф.Н. О содержании судебного контроля на предварительном следствии// Журнал российского права. – 2002. – № 12. – С.23-26.
  11. Быков В., Макаров Н. О регламентации следственных действий// Российская юстиция. – 1998. – №2. – С.22.
  12. Зарипова Г. Использование психологических знаний гособвинителем//  Законность. – 2006. –  № 11. – С.21-22.
  13. Ильинская Н.Г. Развитие конституционных форм участия граждан в осуществлении правосудия // Современное право. – 2006. – № 7. – С.19-21.
  14. Кальницкий В. Обоснованность производства следственных действий как предмет судебной оценки./// Российская юстиция. – 2003. – № 2. – С.35.
  15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: БЕК, 2008. - 520 с.                
  16. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002. – 1002 с.
  17. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: БЕК, 2004. - 458с.
  18. Конституционный статус гражданина/ Отв.ред. Б.Н.Топорнин.-М.: Наука, 2009.-205 с.
  19. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: Юрист, 2007.- 716с.
  20. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 766 с.
  21. Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2009. -456 с.
  22. Конституционно-правовые проблемы формирования социального правового государства: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 30-31 марта 2000 г). Минск, 2000. -234 с.
  23. Ларькина А.П., Худойкина Т.В. Теория государства и права : Учебное пособие/ Саранский кооперативный институт МУПК-Саранск, 1999-68 с.
  24. Липник Л.Г. Привлечение в качестве обвиняемого: вопросы теории // Российский следователь. – 2006. – №9. – С.12-14.
  25. Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность//Законодательство. – 2003. – №2. – С.23-25.
  26. Марченков М.Н. Теория государства и права : Учебник.-М.: Юрид.лит., 2006.-432 с.
  27. Мезенцева А. Новое в законодательстве о гражданстве РФ// Законность. – 2004. – №2. – С.23.
  28. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства : Учебник для вузов и факультетов.-М.: Изд-во «Норма», 2009.-552 с.
  29. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов.-М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008.-652 с.
  30. Права человека: Учеб.для вузов/ Отв.ред.Е.А. Лукашева.-М.: НОРМА, 2000.-573 с.
  31. Соколов А.Н. Правовое государство: идея, теория, практика: Курск, 1994. -140 с.
  32. Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М.: БЕК, 1995. -346 с.
  33. Теория государства и права/ Под общ.ред.А.Б.Венгерова.-М.:Юристъ,1996.Ч.1:Теория государства.-1996.-256 с.
  34. Трунов И.Л. О защите прав личности в уголовном процессе// Адвокат. – 2001. – №6. – С.22-32.
  35. Трунова Л. Меры пресечения в уголовном процессе: ответственность за их несоблюдение// Уголовное право. – 2003. – №1. – С.76-78.
  36. Черданцев А.Ф. Теория государства и права : Учебник для вузов.-М.6 Юрайт, 2000.-432 с.
  37. Халиков А. Особенности института судебного обжалования в досудебном производстве// Российская юстиция. – 2003. – № 7. – С.33.
  38. Хропанюк В.Н. Теория государства и права : Учебное пособие для высших учебных заведений/ под ред. Профессора В.Г. Стрекозова.-М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995.-384 с.
  39. Шейфер С.А. Следственные действия: Система и процессуальная форма.М.: Юрид.лит., 1981.-126 с.
  40. Шейфер С.А. Собирание доказательств в советском уголовном процессе: Методологические и правовые проблемы. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1986.-169 с.
  41. Штейнберг Д. Сохранение в тайне факта задержания подозреваемого нарушает его право на защиту// Российская юстиция. – 2002. – № 7. – С.43-44.

1 Витрук,  Н.В. Правовой статус личности в СССР./ Н.В.Витрук -М.:Юрид.лит., 1985. - С.7.

2 Конституционный статус гражданина/ Отв.ред.Б.Н.Топорнин.-М.: Юристъ, 2009. - С.35.

3 Явич, Л.С. Общая теория права./ Л.С.Явич- Л.: ЛГУ, 1971. - С. 201.

4 Белозеров Ю.Н. Возбуждение уголовного дела. М.: МВД СССР, 1976. С. 8.

5 Уголовный процесс: Учеб. для вузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. В.Н. Григорьева и Г.П. Химичевой. М., 2001. С. 21.

6 Белозеров Ю.Н. Возбуждение уголовного дела. М.: МВД СССР, 1976. С. 9.

7 Курс уголовного судопроизводства: Учеб: В 3 т. Т. 1 / Под ред. В.А. Михайлова. М.: Изд-во Моск. психолого-социальн. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2006. С. 429 - 432, 434.

8 Статкус В.Ф., Чувилев А.А. Прокурорский надзор и ведомственный контроль на предварительном следствии // Сов. гос-во и право. 1975. N 3. С. 73 – 78.

9 Викторов Б.А. Вопросы подготовки следственных работников // Правоведение. 1971. N 1. С. 29.

10 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: научно-практический комментарий (извлечения) / Под общ. ред. О.А. Малышевой. М.: Изд. группа "Юрист", 2008. С. 35.

11 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН, Ин-т русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 71.

12 Ковалева М.Г. Возбуждение уголовного дела и обеспечение его законности и обоснованности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2005. С. 25.

13 Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юрист, 2002. С. 305.

14 Гаврилов Б.Я. Правовое регулирование защиты конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства: Автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. М.: Акад. управления МВД России, 2004. С. 45.

15 Статистические данные о результатах следственной работы за 2005 - 2008 гг. ГИАЦ МВД России.

16 Вицин С.Е. Институт возбуждения дела в уголовном судопроизводстве // Рос. юстиция. 2003. N 6. С. 56.

17 Лиходаев Е.Г. Реализация прокурором принципа охраны прав личности на стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов: Сарат. юрид. ин-т МВД России, 2007. С. 18 - 19.

18 Данилова С.И. Проблемы возбуждения уголовного дела публичного обвинения (правовой анализ статей 37, 39, 146, 148 УПК РФ) // КонсультантПлюс.

19 Крюков В.Ф. Прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела: проблемы и решения // Адвокат. 2007. N 4. С.23.

Информация о работе Понятие гарантии законности и соблюдение прав в стадии возбуждения уголовного дела