Понятие гарантии законности и соблюдение прав в стадии возбуждения уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучение гарантий соблюдения прав в стадии возбуждения уголовного дела.
Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучными методами: сравнительно-правовым, социально-правовым, системно-структурным.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие гарантии законности и соблюдение прав в стадии возбуждения уголовного дела 6
2 Виды гарантий 13
2.1 Процессуальный контроль как механизм обеспечения гарантий соблюдения прав в стадии возбуждения уголовного дела 13
2.2 Судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела: понятие и значение 26
2.3 Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: правовая основа 34
Заключение 41
Список использованных источников 45

Файлы: 1 файл

3 курс.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Судебная практика, сталкиваясь  со сложными ситуациями в применении норм уголовно-процессуального законодательства, вырабатывает принципиальные решения, призванные правильно выражать смысл закона, а не формулировать последний. В частности, правовая норма, содержащаяся в ст. 126 Конституции, наделяет Верховный Суд Российской Федерации правомочием на дачу разъяснений по вопросам судебной практики. Данные разъяснения, являющиеся подзаконными актами, ориентируют суды на правильное понимание применения закона. В качестве одного из примеров можно привести Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судом норм Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации".

Применительно к теме данной научной работы наш исследовательский  интерес непосредственно направлен  на изучение складывающейся практики обеспечения законности и обоснованности при разрешении сообщений о преступлении с помощью судебных решений. Полагаем, что трудно переоценить состоявшиеся решения Конституционного Суда РФ, направленные на обеспечение законности и обоснованности при производстве по уголовным делам на первой стадии уголовного судопроизводства. Речь идет о таких из них, как Постановление Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N 13-П, уточняющее право судебного обжалования постановления прокурора, следователя или органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела (по положению ч. 4 ст. 113 УПК РСФСР); Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2002 г., подтвердившее право лица, в отношении которого внесено постановление о возбуждении уголовного дела, обжаловать данное решение в суд (по положениям ст. ст. 116, 218, 219 и 220 УПК РСФСР) и др.)23.

Решения Конституционного Суда РФ в механизме обеспечения  законности и обоснованности разрешения сообщений о преступлении реализуют  важную функцию. Наряду с ними указанную  функцию выполняют и решения судов общей юрисдикции. Данные решения выносятся в целях устранения нарушений уголовно-процессуального закона, причиняющих ущерб конституционным правам и свободам лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальное производство уже на первой стадии уголовного судопроизводства, а также законным интересам организаций; обеспечения соблюдения прав и свобод и законных интересов указанных субъектов, что позволяет не допустить препятствий, затрудняющих доступ к правосудию.

Несмотря на то что  в ч. 1 ст. 125 УПК РФ закрепляется право на судебное обжалование только применительно к участникам уголовного судопроизводства, полагаем, вполне законно, используя аналогию, распространить его и на заявителя, очевидца, лицо, у которого отбирается объяснение по поводу факта, указанного в сообщении о преступлении, не считающихся участниками уголовного судопроизводства юридически, но являющимися таковыми фактически.

В этой связи мы разделяем  позицию А.В. Капранова относительно того, что решения судов общей  юрисдикции могут затронуть практически все действия и решения, имеющие место на стадии возбуждения уголовного дела24. В качестве подтверждения данного заключения сошлемся на положения ч. 5 ст. 144 УПК РФ (возможность обжалования в судебном порядке отказа в приеме сообщения о преступлении), ч. 2 ст. 145 УПК РФ (возможность обжалования заявителем решения, принятого по результатам рассмотрения сообщения о преступлении), ч. 5 ст. 148 УПК РФ (возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела), ч. 4 ст. 147 УПК РФ (возможность обжалования отказа прокурора на дачу согласия при возбуждении дознавателем уголовного дела частного и частно-публичного обвинения в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ), ч. 1 ст. 318 УПК РФ (возможность обжалования постановления мирового судьи о возвращении заявления лицу, его подавшему, по уголовному делу частного обвинения); п. п. 1, 2, 2.1, 3, 4, 5, 9, 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ (возможность обжалования заключения коллегии судей (судьи) при решении вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, указанных в п. п. 1, 2, 6, 6.1, 6.2, 7 ч. 1 ст. 447 УПК РФ), ст. 127 УПК РФ (возможность обжалования судебных решений, принимаемых в ходе досудебного производства по уголовному делу, в апелляционном, кассационном, надзорном порядке, а также при появлении новых и вновь открывшихся обстоятельств). Указанное выступает в качестве самостоятельных форм судебного контроля.

Верно отмечает М.Г. Ковалева, что на стадии возбуждения уголовного дела суд реализует исключительную функцию правосудия, производной от которой выступает судебный контроль. Предложенный перечень форм судебного контроля на первой стадии уголовного судопроизводства указанный автор расширяет посредством включения проверки судом соответствия требованиям закона заявления потерпевшего по уголовным делам частного обвинения; рассмотрение судом соответствующего уровня жалобы (представления) на решение квалификационной коллегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судей25.

Приведенные различные  формы судебного контроля ориентированы на действенное обеспечение законности и обоснованности разрешения сообщения о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела. Кроме того, действие судебного контроля позволяет ввести элементы состязательности на стадии возбуждения уголовного дела, а именно: при рассмотрении судом жалобы на действия (бездействие), решения должностных лиц равными правами обладают и заявители жалобы, и указанные должностные лица. Такое равенство правового статуса двух сторон в рассматриваемом случае, а также особое процессуальное положение суда (ч. 3 ст. 15 УПК РФ) призваны обеспечивать справедливое рассмотрение и разрешение жалобы26.

 

 

 

 

2.3 Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела: правовая основа

 

Согласно статье 129 Конституции РФ Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему, полномочия, организация и порядок деятельности которой определяются федеральным законом27.

Полномочия, организация  и порядок деятельности прокуратуры  РФ регулируются федеральным законом  О прокуратуре РФ28. Согласно статье 3  которого организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом РФ О прокуратуре РФ и другими федеральными законами, а также международными договорами РФ.

Что касается международных  договоров РФ, то согласно части 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы  и если международным договором  РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди международных  договоров, касающихся осуществления  прокуратурой надзора в стадии возбуждения  уголовного дела, особого внимания заслуживают документы, регламентирующие вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Основополагающими из них  являются следующие:

1) Устав ООН 1945, подтверждающий  право каждого человека на  соблюдение законности в отношении  него и провозглашающий сотрудничество  членов ООН в деле реализации прав человека и основных свобод без разделения по признакам расы, пола, языка и религии как одну из целей этой международной организации.

2) Всеобщая декларация  прав человека 1948, закрепляющая принцип  презумпции невиновности.

3) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966, закрепляющий право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность,  устанавливающий, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не должен быть лишен свободы иначе как в соответствии с установленной законом процедурой. При аресте каждому арестованному должны быть сообщены причины его ареста, он должен быть немедленно информирован о существе предъявленного ему обвинения.

4) Международный пакт  об экономических, социальных и культурных правах 1966, закрепляющий обязанность государств в соответствии с Уставом ООН содействовать всеобщему уважению прав и свобод человека и их соблюдению.

5) Свод принципов защиты  всех лиц, подвергаемых задержанию  или заключению в какой бы то ни было форме, принятый на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1988 году. В его основу положена ст. 9 Всеобщей декларации прав человека 1948, указывающая на недопустимость произвольного задержания или ареста. Основная цель Свода состоит в обеспечении задержанным режима, соответствующего статусу неосужденных. Лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки или на освобождение до суда. Кроме того, каждому задержанному должно быть предоставлено право на получение юридической помощи адвоката. После задержания лицо должно быть незамедлительно проинформировано компетентным органом об этом своем праве, ему должны быть предоставлены возможности для его осуществления.

6) Минская  Конвенция  СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, в соответствии с которой Генеральная прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов при выполнении поручений о проведении розыска, следственных действий, особенно тех, по которым требуется санкция прокурора.

7) Соглашения о сотрудничестве, правовой помощи и борьбе с  преступностью между Генеральной  прокуратурой РФ и соответствующими  органами других государств, возможность  заключения которых предусмотрена статьей 2 Закона РФ О прокуратуре РФ29.

В соответствии с пунктом  «о» ст.71 Конституции РФ прокуратура  и уголовно-процессуальное законодательство отнесены к исключительному ведению  Российской Федерации. То есть полномочия прокурора, в том числе при  осуществлении надзора в стадии возбуждения уголовного дела, могут устанавливаться только федеральным законодательством.

В соответствии со ст.30 Закона О прокуратуре РФ полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Наиболее полно и  предметно полномочия прокурора  при осуществлении надзора в  стадии возбуждения уголовного дела определены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в соответствии с п.1 ст.1 которого порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается данным Кодексом, основанным на Конституции РФ30.

Процессуальное положение  прокурора при надзоре в стадии возбуждения уголовного дела, формы и методы деятельности определяются непосредственными задачами, решаемыми им в данной стадии уголовного процесса.

Согласно ст.29 Закона РФ О прокуратуре РФ, при осуществлении  надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Нормы, составляющие основу прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела, закреплены в частности в статьях 144, 146, 147 УПК РФ.

При осуществлении прокурорского  надзора в стадии возбуждения  уголовного дела велико значение актов  высших судебных органов РФ – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принимаемых в пределах их компетенции по вопросам, связанным с возбуждением уголовного дела. Эти акты формируют единообразие понимания нормативных актов всеми субъектами права и, как следствие, содействуют выработке единой правоприменительной практики в сфере деятельности органов и учреждений прокуратуры. Тем более согласно статье 39 Закона РФ О прокуратуре РФ Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ с представлением о даче судом разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным делам.

Очень важная роль в обеспечении  законности, в том числе при  осуществлении прокурорского надзора  в стадии возбуждения головного  дела принадлежит Конституционному Суду РФ, который, как того требует  часть 4 ст.125 Конституции РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

В соответствии со ст.17 Закона РФ О прокуратуре РФ, определяющей полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ.

Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации  носят многоплановый характер.

Приказы Генерального прокурора РФ относятся к категории ведомственных нормативных актов. Они основываются на положениях Конституции РФ, Закона РФ О прокуратуре РФ и других федеральных законов, международных договоров РФ, издаются в целях надлежащего исполнения отмеченных нормативных правовых актов по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности прокуратуры. В качестве таковых выступают в том числе вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание. Так, Приказ Генпрокуратуры РФ №80 от 12.09.2006 регулирует вопросы усиления прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях31, Приказ Генпрокуратуры РФ №12 от 16.03.2006 предусматривает меры по совершенствованию системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры РФ32.

Информация о работе Понятие гарантии законности и соблюдение прав в стадии возбуждения уголовного дела