Меры уголовно-процессуального принуждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

В течение нескольких последних лет все чаще и чаще говорят о построении правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Движение к правовому государству неразрывно связано с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. На мой взгляд, здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами. Государство в погоне за укреплением законности в обществе не должно само становиться на путь беззакония, какими благородными целями оно не руководствовалось. В этой связи абсолютно недопустим какой-либо произвол со стороны правоохранительных органов.

Оглавление

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика мер уголовно-процессуального принуждения………………………........................................................................5
1.1. Социальная обусловленность и значение мер уголовно-процессуального принуждения……………………………………………………………………....5
1.2. Признаки и понятие мер процессуального принуждения…………………7
Глава 2. Основания, условия и гарантии законности применения мер пресечения………………………………………………………………………..12
Глава 3. Виды и система мер уголовно-процессуального принуждения…….16
3.1. Задержание подозреваемого………………………………………………..17
3.2. Меры пресечения……………………………………………………………21
3.3. Иные меры процессуального принуждения……………………………….23
Заключение………………………………………………………………...……..28
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Срок  задержания исчисляется с момента  фактического задержания (п.11 ст.5, ч.3 ст.128 УПК). Фактическое задержание начинается с момента доставления к следователю (дознавателю), т.к именно с этого  момента задержание подозреваемого становится процессуальным действием и происходит фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям. Срок задержания не может превышать 48 часов. По истечении этого срока в отношении подозреваемого должна быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или он должен быть освобожден из под стражи. Время задержания исчисляется в часах, и срок истекает через соответствующее количество часов независимо от времени суток и дня недели. Минуты во внимание не принимаются17.

     С момента фактического задержания лицо приобретает статус подозреваемого, если только оно не приобрело этот статус ранее в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. С момента фактического задержания лица к участию в деле допускается защитник (п.3а ч.3 ст.49 УПК). Порядок задержания подозреваемого предусмотрен ст.92 УПК. Протокол задержания должен быть составлен органом дознания, дознавателем, следователем не позднее трех часов с момента доставления задержанного. В протоколе должны быть указаны следующие данные: кем составлен протокол; дата и время составления протокола; фамилия, имя, отчество подозреваемого; дата и время фактического задержания; преступление, в котором лицо подозревается; основания задержания; мотивы задержания, результаты личного обыска. В протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснено, в чем он подозревается, разъяснены его права, в том числе право на помощь защитника. Протокол подписывается следователем (начальником органа дознания, дознавателем), а также подозреваемым. Если подозреваемый отказался подписывать протокол, об этом делается отметка. Если в деле участвует защитник, он также подписывает протокол. Форма протокола задержания подозреваемого предусмотрена приложением 28 к ст.476 УПК. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель, следователь обязаны не позднее чем через 12 часов письменно уведомить прокурора (ч.3 ст.92 УПК). Подозреваемый должен быть допрошен не позднее чем по истечении 24 часов с момента его фактического задержания (п.2 ч.2 ст.46 УПК). Правила допроса общие (ст.189, 190 УПК). Об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст.307, 308 УК РФ подозреваемый не предупреждается. Если в деле участвует защитник, допрос производится с его участием. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий, с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее двух часов (ч.4 ст.92 УПК).

     Личный  обыск подозреваемого при задержании производится без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск подозреваемого производится должностным лицом одного с ним пола. Личный обыск проводится без участия понятых, однако следователь (дознаватель) по своей инициативе или по ходатайству подозреваемого, защитника может признать участие понятых необходимым. В этом случае приглашается не менее двух понятых того же пола. Если в личном обыске участвует специалист, он должен быть того же пола, что и подозреваемый (ст.93, 170, 184 УПК). Статья 94 УПК РФ устанавливает сроки и порядок освобождения подозреваемого из под стражи. Подозреваемый, может быть освобожден:

     1) по постановлению следователя  (дознавателя);

     2) по постановлению прокурора;

     3) по постановлению судьи;

     4) по постановлению начальника  изолятора временного содержания. Следователь, дознаватель, прокурор  освобождают задержанного своим  постановлением, в том числе и  до истечения срока задержания, если:

     1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления. В этом случае уголовное преследование в отношении данного лица должно быть прекращено;

     2) отсутствуют основания применения  к нему меры пресечения в  виде заключения под стражу, предусмотренные  ст.97, 99, 100, 108 УПК. В этом случае при наличии к тому оснований возможно применение иной меры пресечения, предусмотренной ст.98 УПК;

     3) задержание было произведено  с нарушением требований ст.91 УПК18. 

     3.2. Меры пресечения 

     После возбуждения уголовного дела должностное  лицо, осуществляющее предварительное расследование, на основании данных, имеющихся в его распоряжении, решает вопрос о том, есть ли необходимость применения меры пресечения в отношении, подозреваемого, обвиняемого.

     Меры  пресечения - это предусмотренные  уголовно-процессуальным законом и применяемые с соблюдением меры государственного принуждения, временно ограничивающие права и свободы обвиняемого, подозреваемого с целью воспрепятствования уклонению от органов предварительного расследования и суда и пресечения возможности воспрепятствовать уголовному судопроизводству или продолжить преступную деятельность, а также уклониться от исполнения приговора19.

     Мерами  пресечения являются:

     1) подписка о невыезде;

     2) личное поручительство;

     3) наблюдение командования воинской  части;

     4) присмотр за несовершеннолетним  обвиняемым;

     5) залог;

     6) домашний арест;

     7) заключение под стражу20.

     Процессуальный  порядок применения мер пресечения условно можно разделить на две  группы:

     1) применяемая судом, дознавателем, следователем без специального  согласия прокурора;

     2) применяемая исключительно по  судебному решению. К первой  группе относятся: подписка о  невыезде, личное поручительство, наблюдение  командования воинской части,  присмотр за несовершеннолетним, подозреваемым или обвиняемым. Ко второй группе относятся залог, домашний арест и заключение под стражу. Судебный порядок также распространяется на продление срока содержания под стражей.

     Любая мера пресечения может быть применена на любой стадии уголовного процесса, за исключением стадии возбуждения уголовного дела, где вообще исключено применение уголовно-процессуального принуждения, а также на стадии исполнения приговора, где вопрос о мере пресечения не имеет смысла, поскольку осужденный уже отбывает назначенное наказание. Право на применение мер пресечения по общему правилу принадлежит тому, в чьем производстве находится уголовное дело: на стадии предварительного расследования - следователю и дознавателю, а на судебных стадиях - соответствующей судебной инстанции. По общему правилу мера пресечения применяется в отношении обвиняемого, то есть лица, в отношении которого на основании собранных по делу доказательств вынесено постановление о привлечении его в качестве такового к уголовному судопроизводству. Мера пресечения может быть применена и в отношении подозреваемого. При этом статья 100 УПК акцентирует внимание правоприменителей на том, что применение любой меры пресечения в отношении лица, которому еще не предъявлено обвинение, - явление исключительное, строго ограниченное по срокам. В силу этих правил подозреваемый в уголовном процессе всегда существует временно, не дольше 30 суток. Причем если данное лицо было задержано по подозрению в преступлении, а затем заключено под стражу, но обвинение ему еще не предъявлено, в десятисуточный срок входит все время задержания. Словом, гражданин ни при каких обстоятельствах не может находиться в условиях лишения свободы без предъявления обвинения свыше 10 суток. Если же в этот срок ему предъявлено обвинение, вступают в действие общие правила продолжительности пребывания под стражей, но уже не подозреваемого, а обвиняемого. 

     3.3. Иные меры процессуального принуждения 

     Наряду  с задержанием и мерами пресечения, в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе применить к подозреваемому и обвиняемому:

     1) обязательство о явке;

     2) привод;

     3) временное отстранение от должности;

     4) наложение ареста на имущество,  а к потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного судопроизводства:

     1) обязательство о явке;

     2) привод;

     3) денежное взыскание (статья 111 УПК)  21.

     Обязательство о явке, которое состоит в письменном обязательстве обвиняемого или  подозреваемого, а также потерпевшего или свидетеля своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или в суд, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. При этом указанным лицам разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве (ст.112 УПК).

     Привод - осуществляемое по мотивированному  постановлению органа расследования, прокурора или судьи (либо по определению  суда) принудительное доставление лица к прокурору, органу расследования  или в суд в случае неявки его по неуважительным причинам. Такой мере могут быть подвергнуты: обвиняемый, подозреваемый, свидетель или потерпевший (ч.1 ст.113 УПК). Привод производится органами дознания по поручению дознавателя, следователя, прокурор, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов - по поручению суд. Он не может производиться в ночное время.

     Не  подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет, беременные женщины, а также больные, которые  по состоянию здоровья не могут оставлять место своего пребывания (ч.6 ст.113 УПК).

     Временное отстранение от должности (ст.114 УПК) - мера, которая может применяться  по решению суда к обвиняемому, являющемуся  должностным лицом, в случаях, когда  имеются обоснованные опасения, что обвиняемый может использовать свое должностное положение, чтобы помешать нормальному ходу расследования, продолжать преступную деятельность и т.п. Данная мера по своим целям близка к мерам пресечения.

     При наличии указанных обоснованных опасений прокурор, а также следователь или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

     В случае привлечения в качестве обвиняемого  высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту страны представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент в течение 48 часов с момента поступления представления издает указ о временном отстранении указанного лица от должности либо отказывает в этом.

     Временно  отстраненный от должности обвиняемый имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере 5 минимальных размеров оплаты труда (ч.6 ст.114 и п.8 ч.2 ст.131 УПК). В случае признания судом такого обвиняемого виновным в совершении преступления суммы, выплаченные ему в виде государственного пособия, могут быть взысканы с него как процессуальные издержки (ч.1 ст.132 УПК).

     При отпадении оснований для применения данной меры она по постановлению  прокурора, следователя или дознавателя  подлежит отмене.

     Наложение ареста на имущество (ст.115 УПК) - мера, применяемая в целях обеспечения гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества. Этой мере может быть подвергнуто принадлежащее подозреваемому, обвиняемому или лицу, несущему по закону материальную ответственность за его действия, имущество, полученное в результате преступных действий либо нажитое преступным путем. Она состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу такого имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии такого имущества и передаче его на хранение.

     При необходимости применения ареста имущества  прокурор, а также дознаватель  или следователь с согласия прокурора  возбуждают перед судом ходатайство  о наложении ареста на имущество  подозреваемого, обвиняемого или  лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном ст.165 УПК, и выносит мотивированное постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в нем.

Информация о работе Меры уголовно-процессуального принуждения