Мера пресечения в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации признала высшей ценностью нашего общества права и свободы человека, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. В этой связи одним из назначений уголовного судопроизводства является защита личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод.
Меры пресечения занимают первое место по значительности правовых ограничений и предельной распространенности применения, приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Меры пресечения: общие правовые положения……………………………..…4
1.1. Общая характеристика мер пресечения, понятие, цели и пределы применения……...4
1.2. Основания для избрания мер пресечения......................................................................... 8
1.3. Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения..............................13
1.4. Отмены и изменение мер пресечения………………………………………………...….16
Глава 2. Система мер пресечения в Российском законодательстве…………………....17
2.1.Подписка о невыезде……………………………………………………………………….17
2.2.Личное поручительство…………………………………………………………………....19
2.3.Наблюдение командования воинской части…………… ……………………………….21
2.4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым……………………………………..…23
2.5.Залог…………………………………………………………………………………..……..25
2.6.Домашний арест……………………………………………………………………………28
2.7.Заключение под стражу…………………………………………………………………....32
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Литература……………………

Файлы: 1 файл

нуруллин меры пресечения.docx

— 91.15 Кб (Скачать)

УПК не ограничивает максимальное количество поручителей, но устанавливает, что в качестве поручителя может выступать и одно заслуживающее доверия лицо.

Мотивированное решение  о том, заслуживает ли конкретное лицо доверия, принимает должностное лицо, избирающее меру пресечения, на основе данных о том, что поручитель имеет безупречную репутацию, хорошо знает подозреваемого или обвиняемого и может обеспечить его законопослушное поведение.

Названная мера пресечения может быть избрана лишь по письменному  ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в  отношении которого дается поручительство. Вместе с тем подозреваемый, обвиняемый, законный представитель и защитник могут ходатайствовать об избрании этой меры пресечения.

Поручитель ставится в  известность о сущности подозрения или обвинения, ему разъясняются его обязанности и ответственность, связанные с исполнением личного поручительства. Он предупреждается о том, что в случае невыполнения обязательств на него может быть наложено судом денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей13. При отказе поручителя от взятого на себя письменного обязательства личное поручительство заменяется иной мерой пресечения. Решение о применении меры пресечения в виде личного поручительства оформляется в двух процессуальных документах: в постановлении (определении) об ее избрании и письменном обязательстве - личном поручительстве за надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого, в котором фиксируются данные о личности поручителя, отражается факт разъяснения ему сущности подозрения или обвинения, его обязанностей и ответственности за их невыполнение. Копии постановления (определения) и письменного обязательства вручаются немедленно подозреваемому, обвиняемому, его защитнику и поручителю, поручителям.

Учитывая краткосрочность  нахождения лица в качестве подозреваемого, данная мера в отношении него может  применяться достаточно редко.14

Должностные лица и органы, решающие вопрос о личном поручительстве, должны тщательно изучить побудительные  мотивы принятия данного решения  поручителями, а также возможности  их положительного воздействия на лицо. Их отсутствие, явная недостаточность  или необдуманность, невозможность  положительного воздействия на обвиняемого  могут быть основанием для отказа в применении данной меры пресечения.

 

2.3.Наблюдение командования Воинской части

В уголовно-процессуальном законе предусмотрена специальная мера пресечения, которая может применяться только к подозреваемым и обвиняемым, являющимся военнослужащими или военнообязанными гражданами, призванными на военные сборы (ст. 104 УПК).

Наблюдение командования воинской части за подозреваемым  или обвиняемым из числа перечисленных лиц состоит в принятии мер, предусмотренных законами Российской Федерации «О военной обязанности и воинской службе» от 11 февраля 1993 г. № 4455, «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 г. № 4338-1 и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того чтобы обеспечить его надлежащее поведение и явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность воспрепятствовать иным путем расследованию и разбирательству дела.

Наблюдение командования, как правило, не применяется в  мирное время к офицерам, прапорщикам, мичманам и курсантам военных образовательных учреждений, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по контракту. В период проведения боевых действий данная мера пресечения может применяться ко всем без исключения военнослужащим, поскольку они находятся непосредственно на казарменном положении в воинских подразделениях (частях).

Применение меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части допускается законом только с согласия подозреваемого или обвиняемого, являющегося военнослужащим. В ст. 104 УПК не указано, в каком документе необходимо фиксировать согласие подозреваемого (обвиняемого) на применение данной меры пресечения. По обыкновению практики такое согласие отражается в постановлении об избрании этой меры пресечения.

Для избрания данной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого) не требуется согласия командования воинской части, в которой он проходит воинскую службу или находится на военных сборах. Однако командованию воинской части обязательно направляется постановление об избрании этой меры пресечения, а также письменное сообщение, в котором разъясняются существо выдвинутого подозрения или предъявленного обвинения, обязанности по исполнению избранной меры пресечения.

В случае, если по делу проводит дознание командир части, то он направляет постановление об избрании названной меры пресечения соответствующему вышестоящему начальнику. Решение органа следствия и рапорт об установлении наблюдения за военнослужащим командованием воинской части приобщаются к уголовному делу, а их содержание объявляется подозреваемому или обвиняемому под расписку.

В свою очередь, командование воинской части обязано письменно (рапортом) уведомить орган, избравший эту меру пресечения, об установлении наблюдения за подозреваемым или обвиняемым, о начальниках (командирах), ответственных за его надлежащее поведение, о мерах, обеспечивающих его явку в назначенный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также исключающих его воспрепятствование производству по уголовному делу.

Военнослужащий на время  действия этой меры пресечения лишается права ношения оружия, постоянно  пребывает под наблюдением своих  начальников или суточного наряда, не направляется на работу вне части в одиночном порядке, не назначается в караул и другие ответственные наряды, которые предусмотрены нормативными актами, действующими в Вооруженных Силах.

 

2.4.  Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым.

 При решении вопроса об избрании меры пресечения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого дознаватель, следователь и суд в каждом случае должны обсуждать возможность отдачи его под присмотр (ч. 2 ст. 423 УПК). С учетом характера и тяжести совершенного преступления, оснований для избрания меры пресечения, возрастных особенностей, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего обвиняемого к нему может быть применена специальная мера пресечения - отдача под присмотр родителей, опекунов, попечителей или иных заслуживающих доверия лиц, а также должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором он находится (ст. 105 УПК).

В соответствии с требованиями закона отдача под присмотр может применяться только в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, совершившего преступление в возрасте до 18 лет.

Присмотр состоит в  обеспечении надлежащего поведения, которое обязывает: 1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения должностного лица, в производстве которого находится дело; 2) являться в назначенный срок и в назначенное место по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда; 3) не препятствовать каким-либо путем расследованию и разбирательству дела в суде.

Родители, опекуны, попечители или другие заслуживающие доверия  лица, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний обвиняемый, дают письменное обязательство обеспечить за ним присмотр и его надлежащее поведение, предписанное законом.

О применении этой меры пресечения могут ходатайствовать не только родители, опекуны, попечители и должностные  лица специализированного детского учреждения, в котором находится  несовершеннолетний, но и другие заслуживающие доверия лица (близкие родственники, родственники, учителя, социальные работники), которые в состоянии обеспечить присмотр и надлежащее поведение несовершеннолетнего обвиняемого. Участие в уголовном деле законного представителя не исключает возможности принятия ими обязательства по присмотру. Следователь, дознаватель, прокурор, суд (судья) могут инициировать избрание такой меры пресечения, но при этом должны располагать достоверными сведениями о том, что заслуживающие доверия лица имеют реальные возможности обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего и желают принять на себя ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

Заслуживающим доверия лицам, а также должностным лицам  специализированного детского учреждения, дающим письменное обязательство об обеспечении присмотра за несовершеннолетним, разъясняется сущность обвинения, характер и тяжесть совершенного им преступления, обстоятельства, требующие особого внимания при обеспечении присмотра, а также последствия невыполнения принятого обязательства. Им должно быть во всех случаях разъяснено, что на лиц, которым несовершеннолетний обвиняемый был отдан под присмотр, не выполнившим принятое обязательство по обеспечению присмотра, может быть наложено судом денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда в порядке, предусмотренном законом.

Решение об избрании этой меры пресечения принимается мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. Письменное обязательство поручителя о присмотре оформляется подпиской лица, берущего на себя обязанность обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего обвиняемого. Одновременно несовершеннолетний обвиняемый предупреждается о том, что с момента отобрания подписки о принятии его под присмотр, мера пресечения считается избранной, а он обязан соблюдать все условия ее применения. Ему разъясняются обязанности по законопослушному поведению, о явке к следствию и в суд, а также последствия нарушения этих обязательств, включая возможность замены на более строгую меру пресечения.

Общепризнанной является практика, когда следователь, дознаватель, прокурор или суд о своем решении об отдаче несовершеннолетнего под присмотр без промедления сообщает руководителю подразделения полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, на которого возложена обязанность принимать меры по содействию поручителям в организации присмотра.

В случае попытки несовершеннолетнего  обвиняемого покинуть место жительства без соответствующего разрешения, а  также воспрепятствовать иным путем  расследованию или разбирательству  дела руководитель названного подразделения полиции обязан сообщить об этом следователю, прокурору или суду. В зависимости от характера этих нарушений и обстоятельств дела решается вопрос об изменении меры пресечения.

Лицо, взявшее и добросовестно  исполняющее обязательства по присмотру за несовершеннолетним, вправе заявить мотивированный отказ в случае, если в дальнейшем оно не может осуществить присмотр по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь, длительная командировка, смена места жительства и т. п.). В данной ситуации несовершеннолетний обвиняемый может быть отдан под присмотр другим заслуживающим доверия лицам, или данная мера пресечения изменяется на другую, если для этого имеются достаточные основания.

 

                                         2.5.Залог

Сущность данной меры пресечения заключается во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в качестве гарантии явки к дознавателю, следователю, прокурору или в суд на весь период производства по уголовному делу, а также предупреждения совершения им новых преступлений (ст. 106 УПК).

Основными целями избрания данной меры пресечения являются: 1) обеспечение  явки подозреваемого или обвиняемого  к лицам, в производстве которых находится уголовное дело; 2) предупреждение возможности совершения новых преступлений в период расследования и разбирательства уголовного дела в суде.

В законе не назван вид, максимальный и минимальный размер залога. Сумму  залога, вид и стоимость ценных бумаг либо иных ценностей определяет орган или лицо, избравшее эту меру пресечения, с учетом характера и тяжести совершенного преступления, данных о личности подозреваемого (обвиняемого), а также имущественного положения залогодателя.

Денежный залог вносится в валюте Российской Федерации в  виде банковских билетов (банкнот) и монет, а также в иностранной валюте в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся в обращении и признаваемых платежным средством на территории Российской Федерации Залог в ценных бумагах может быть внесен в виде государственных облигаций, векселей, чеков, аккредитивов, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек, коносаментов, акций и т. п. (ст. 143 ГК РФ). Залог в виде ценностей может выражаться в предметах и документах, имеющих научную, художественную, историческую и культурную ценность (например, картины, рисунки, оригинальные художественные композиции, иконы, церковная утварь, уникальные и редкие музыкальные инструменты, редкие документы и рукописи, старинные монеты и др.).

Решение об избрании меры пресечения в виде залога принимается мотивированным определением суда, постановлением судьи, а также следователя или дознавателя с согласия прокурора в любой момент производства по уголовному делу. По факту принятия залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю под расписку.

В случае, если внесение залога применяется вместо ранее избранной  меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый (обвиняемый) остается под стражей или домашним арестом  до момента внесения на депозитный счет суда залога, который был определен  в качестве меры пресечения уполномоченным на то органом или лицом.

Информация о работе Мера пресечения в уголовном процессе