Мера пресечения в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации признала высшей ценностью нашего общества права и свободы человека, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. В этой связи одним из назначений уголовного судопроизводства является защита личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод.
Меры пресечения занимают первое место по значительности правовых ограничений и предельной распространенности применения, приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Меры пресечения: общие правовые положения……………………………..…4
1.1. Общая характеристика мер пресечения, понятие, цели и пределы применения……...4
1.2. Основания для избрания мер пресечения......................................................................... 8
1.3. Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения..............................13
1.4. Отмены и изменение мер пресечения………………………………………………...….16
Глава 2. Система мер пресечения в Российском законодательстве…………………....17
2.1.Подписка о невыезде……………………………………………………………………….17
2.2.Личное поручительство…………………………………………………………………....19
2.3.Наблюдение командования воинской части…………… ……………………………….21
2.4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым……………………………………..…23
2.5.Залог…………………………………………………………………………………..……..25
2.6.Домашний арест……………………………………………………………………………28
2.7.Заключение под стражу…………………………………………………………………....32
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Литература……………………

Файлы: 1 файл

нуруллин меры пресечения.docx

— 91.15 Кб (Скачать)

В начале судебного заседания  судья открывает заседание, объявляет  о подлежащем рассмотрению ходатайстве, разъясняет участникам уголовного процесса их права и обязанности, разрешает  заявленные ходатайства. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее  ходатайство, обосновывают его, после  чего заслушиваются мнения по данному  вопросу других явившихся в судебное заседание участников уголовного процесса.

Судья по результатам обсуждения ходатайства стороны обвинения  выносит одно из следующих решений:

1) об избрании в отношении  подозреваемого или обвиняемого  меры пресечения в виде заключения  под стражу;

2) об отказе в удовлетворении  ходатайства стороны обвинения  об избрании меры пресечения  в виде заключения под стражу;

3) о продлении срока  задержания подозреваемого. Принятие  последнего решения допускается  при условии признания судом  задержания подозреваемого законным  и обоснованным и продления  его на срок не более 72 часов  с момента вынесения судебного  решения по ходатайству одной  из сторон для представления  ею дополнительных доказательств  обоснованности или необоснованности  избрания меры пресечения в  виде заключения под стражу. В  постановлении о продлении срока  задержания подозреваемого судья  должен указать на дату и  время, до наступления которых  продлевает срок задержания и  представление дополнительных доказательств.  При непоступлении в установленный  срок дополнительных доказательств  судья проводит повторное заседание  и принимает решение на основе  ранее представленных доказательств20.

При отказе в удовлетворении ходатайства стороны обвинения  об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии указанных в законе условий, оснований и обстоятельств применить к лицу меру пресечения в виде:

1) залога;

2) домашнего ареста.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению. Повторное обращение  в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица, по тому же уголовному делу после вынесения  судьей постановления об отказе в  избрании этой меры пресечения допускается  лишь при возникновении новых  обстоятельств, обосновывающих необходимость  заключения этого лица под стражу.

Если вопрос об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу возникает в судебном разбирательстве, то решение по этому  вопросу принимает суд по ходатайству  стороны или по собственной инициативе, о чем он выносит постановление или определение.

Постановления судьи об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или об отказе в удовлетворении ходатайства об этом могут быть обжалованы в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение трех суток  со дня их вынесения. Суд кассационной инстанции принимает соответствующее  решение не позднее чем через  трое суток со дня поступления  к нему жалобы или представления. Решение суда кассационной инстанции  об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. В то же время решение  данного суда может быть обжаловано в порядке судебного надзора.

Лицо, в производстве которого находится дело, незамедлительно  уведомляет кого-либо из родственников  подозреваемого, обвиняемого, а при  заключении под стражу военнослужащего - командование воинской части о  месте содержания его под стражей  или об изменении места содержания под стражей.

Закон не допускает возложения процессуальных полномочий, предусмотренных  ст. 108 УПК, на одного и того же судью  на постоянной основе. Эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда согласно принципам распределения  дел для их рассмотрения по существу.

На обвиняемого, содержащегося  под стражей, распространяются требования ст. 95 УПК.

Одним из важных институтов процессуального закона являются нормы, регулирующие продление срока содержания обвиняемого под стражей.

В соответствии со ст. 109 УПК  содержание обвиняемого под стражей  при расследовании преступлений не может продолжаться по общему правилу  более двух месяцев. Данное положение  соответствует требованию ст. 162 УПК, в соответствии с которым предварительное  следствие должно быть завершено  в течение двух месяцев.

Сроки предварительного следствия  по уголовному делу и, следовательно, содержания обвиняемого под стражей подлежат продлению в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом. Буквальное толкование содержания ст. 109 УПК свидетельствует о том, что законодатель предусмотрел три  уровня и порядка продления сроков содержания под стражей.

Первый уровень предполагает продление срока содержания обвиняемого под стражей до шести месяцев судьей районного или гарнизонного военного суда в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Продление срока допускается в случаях невозможности окончания предварительного следствия в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу. Этот уровень предполагает содержание под стражей лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести. Ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей направляется в суд с согласия руководителя следственного органа, а ходатайство дознавателя - с согласия прокурора, надзирающего за соблюдением законов органами дознания.

Второй уровень допускает продление срока содержания обвиняемого под стражей судьей районного суда до 12 месяцев:

1) по ходатайству следователя,  внесенному в суд с согласия:

а) руководителя следственного  органа по субъекту РФ;

б) иного приравненного  к нему руководителя следственного  органа;

2) по ходатайству дознавателя  в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК, с согласия прокурора  субъекта РФ или приравненного  к нему военного прокурора.

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей возможно, как и в первом случае:

а) только в отношении  лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений;

б) лишь в случаях особой сложности уголовного дела;

в) при наличии оснований  для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Третий уровень позволяет продлевать срок содержания обвиняемого под стражей до 18 месяцев судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия:

а) Председателя Следственного  комитета при прокуратуре РФ либо

б) руководителя следственного  органа соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Это продление срока содержания обвиняемого под стражей допускается:

а) в исключительных случаях, связанных с особой сложностью уголовного дела (наличием в нем многих преступных эпизодов или большим количеством  обвиняемых и т.п.);

б) только в отношении  лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.

Дальнейшее продление  срока содержания обвиняемого под  стражей не допускается, и он подлежит немедленному освобождению. Однако это  позитивное положение закона дезавуировано законодателем последующими правилами ст. 109 УПК.

Материалы оконченного следствием дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и  его защитнику не позднее чем  за 30 суток до окончания предельного  срока нахождения под стражей, определенного  процессуальным законом в зависимости  от степени тяжести преступления. Если после окончания следствия  материалы уголовного дела были предъявлены  для ознакомления обвиняемому и  его защитнику позднее чем  за 30 суток до окончания предельного  срока содержания обвиняемого под  стражей, то по его истечении обвиняемый подлежит немедленному освобождению. Если после окончания предварительного следствия 30-суточный срок предъявления материалов дела обвиняемому и его  защитнику для ознакомления соблюден, но этот срок оказался им недостаточным, то следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту РФ или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за семь суток до истечения предельного срока содержания обвиняемого под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судьей суда областного звена или окружного (флотского) военного суда по месту производства расследования либо по месту содержания обвиняемого под стражей. При участии в деле нескольких обвиняемых, содержащихся под стражей, и если хотя бы одному из них 30 суток оказалось недостаточно для ознакомления с материалами дела, следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока содержания под стражей в отношении того обвиняемого или тех обвиняемых, которые ознакомились с материалами уголовного дела, если не отпала необходимость в применении к нему или к ним этой меры пресечения и отсутствуют основания для избрания иной меры пресечения.

Судья суда областного звена  или окружного (флотского) военного суда не позднее чем через пять суток со дня получения ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей принимает в порядке, предусмотренном ч. 4, 8 и 11 ст. 108 УПК, одно из следующих решений:

1) о продлении срока  содержания обвиняемого (или обвиняемых) под стражей до момента окончания  ознакомления его (или их) и  защитника (или защитников) с материалами  уголовного дела и направления  прокурором уголовного дела в  суд, за исключением случая  несвоевременного предъявления  обвиняемому и его защитнику  материалов дела для ознакомления;

2) об отказе в удовлетворении  ходатайства следователя о продлении  срока содержания под стражей  и освобождении обвиняемого или  обвиняемых из-под стражи.

Срок содержания под стражей  в период предварительного следствия  исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под  стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. Закон требует, чтобы  в срок содержания обвиняемого под  стражей включалось также время:

1) задержания лица в  качестве подозреваемого;

2) нахождения подозреваемого, обвиняемого под домашним арестом;

3) принудительного нахождения  этих лиц в судебно-медицинском  или судебно-психиатрическом стационарах  по решению суда;

4) содержания лица под  стражей на территории иностранного  государства в связи с запросом  Российской Федерации об оказании  правовой помощи или о выдаче  его России в порядке экстрадиции  (ст. 13 УК и 460 УПК). В последнем  случае по истечении предельного  срока содержания лица под  стражей на территории иностранного  государства и при необходимости  производства расследования на  отечественной территории суд  вправе продлить срок содержания  лица под стражей в порядке,  установленном ст. 109 УПК, но не  более чем на шесть месяцев.

          В случае повторного заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, ранее проведенного ими под стражей.

        Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и наличия иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. "Иными обстоятельствами" могут быть болезнь обвиняемого, стихийное бедствие, плохие метеоусловия для доставления в суд обвиняемого, карантин в месте содержания под стражей и т.п21. При этом участие в судебном заседании защитника этого обвиняемого обязательно.

        В перечисленных случаях судья выносит постановление о рассмотрении ходатайства следователя о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием на причины, по которым присутствие обвиняемого в судебном заседании невозможно.

             Порядок, условия, цели и принципы содержания лица под стражей определяются Конституцией РФ, уголовно-процессуальным,

Уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами, а также принципами и нормами международного права. Основными принципами изоляции являются принципы законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемыми обвиняемым в совершении преступления (ст. 4 Закона РФ о содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений).22

 

 

 

 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 
       Меры пресечения являются одним из наиболее важных уголовно-процессуальных институтов. С одной стороны, он позволяет довольно эффективно обеспечивать цели уголовного процесса (что является достоинством этого института), с другой стороны, существенно вторгается в сферу конституционных прав, свобод и законных интересов граждан (что является его недостатком). От своевременного, законного и обоснованного применения мер пресечения зависит достижение баланса между целями правосудия и правами человека. Знание о том, какие органы лица уполномочены применять меры пресечения, в каких случаях и в каком порядке и применение этого знания на практике приведёт к тому, что цели правосудия по уголовному делу будут достигнуты за счёт минимальных ограничений прав человека. Статья 2 Конституции РФ гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Эта статья напрямую связана с применением мер пресечения в уголовном процессе в силу того, что эти меры, призванные обеспечить нормальный ход уголовного судопроизводства, затрагивают основные права граждан, а именно право на свободу. Право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивается государственными институтами, а уровень его реализации, защиты и гарантированности нормами права служит необходимой предпосылкой становления и формирования правовогогосударства. 
          Меры пресечения можно определить как процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора. Закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6)домашний арест; 7) заключение под стражу. 
         Основание избрания мер пресечения есть обоснованное предположение о возможном процессуальном нарушении со стороны обвиняемого. Поскольку процессуальное нарушение - обстоятельство будущего, то основания этих мер имеют прогностический характер, ведь будущее нарушение всегда лишь вероятно. Основания для применения мер пресечения должны быть установлены процессуальными доказательствами, указывающими на конкретные факты, иначе ограничение личной свободы будет необоснованным. Условия применения меры пресечения делятся на общие и специальные. Общие условия такие же, как и для всякого процессуального принуждения (наличие возбужденного и неприостановленного уголовного дела, надлежащий субъект, отсутствие служебного иммунитета у обвиняемого). Специальным условием меры пресечения является наличие доказательств виновности лица в совершении преступления. 
          Действие меры пресечения складывается из ее избрания и применения. Избрание - принятие решения о мере пресечения (п. 13 ст. 5) в общем виде регулируется ст. 101. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом - определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. При этом следует учесть, что избрание меры пресечения не обязательно. Если отсутствуют основания для избрания меры пресечения, то от обвиняемого или подозреваемого отбирается обязательство о явке (ст. 112).  
Дознаватель и следователь избирают или изменяют меру пресечения по делу, принятому к своему производству. При этом процессуальный закон не предусматривает получения письменного согласия начальника органа дознания для избрания меры пресечения дознавателем. Он вправе избрать или изменить меру пресечения при утверждении обвинительного заключения (ч. 2 ст. 221) или при принятии дела к своему производству. Прокурор вправе дать письменное указание следователю и дознавателю об избрании меры пресечения. Руководитель следственного органа может принять дело к своему производству в качестве следователя или дать следователю указание об избрании меры пресечения. Суд принимает решение о мере пресечения в досудебном производстве по ходатайству органов уголовного преследования (заключение под стражу, домашний арест, залог); отменяет меру пресечения по жалобе стороны защиты. В судебном производстве вопрос о мере пресечения решает суд. Решение об избрании меры пресечения вступает в силу с момента вынесения, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или санкции прокурора. 
Отмена или изменение меры пресечения регулируется ст. 110 УПК. Мера пресечения отменяется или изменяется на другую при отпадении либо изменении оснований для ее применения. Мера пресечения отменяется в случаях: 1) признания незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения; 2) отпадения необходимости в ее применении; 3) отпадения общих условий для применения меры пресечения; 4) отпадения специальных условий для применения конкретных мер пресечения: истекает 10-суточный срок применения меры пресечения в отношении подозреваемого, которому не было предъявлено обвинение (ст. 100); обвиняемый, поручители, залогодатели отказываются от своих обязательств (ст. 102 - 106); прекращается статус военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104); наступает совершеннолетие при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105); истекает срок содержания под стражей или под домашним арестом (ст. 109).

Информация о работе Мера пресечения в уголовном процессе