Мера пресечения в уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации признала высшей ценностью нашего общества права и свободы человека, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. В этой связи одним из назначений уголовного судопроизводства является защита личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод.
Меры пресечения занимают первое место по значительности правовых ограничений и предельной распространенности применения, приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………...2
Глава 1. Меры пресечения: общие правовые положения……………………………..…4
1.1. Общая характеристика мер пресечения, понятие, цели и пределы применения……...4
1.2. Основания для избрания мер пресечения......................................................................... 8
1.3. Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения..............................13
1.4. Отмены и изменение мер пресечения………………………………………………...….16
Глава 2. Система мер пресечения в Российском законодательстве…………………....17
2.1.Подписка о невыезде……………………………………………………………………….17
2.2.Личное поручительство…………………………………………………………………....19
2.3.Наблюдение командования воинской части…………… ……………………………….21
2.4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым……………………………………..…23
2.5.Залог…………………………………………………………………………………..……..25
2.6.Домашний арест……………………………………………………………………………28
2.7.Заключение под стражу…………………………………………………………………....32
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Литература……………………

Файлы: 1 файл

нуруллин меры пресечения.docx

— 91.15 Кб (Скачать)

                                                             Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

Глава 1. Меры пресечения: общие правовые положения……………………………..…4

1.1. Общая характеристика мер пресечения, понятие, цели и пределы применения……...4

1.2. Основания для избрания мер пресечения......................................................................... 8

1.3. Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения..............................13

1.4. Отмены и изменение мер пресечения………………………………………………...….16

Глава 2. Система  мер пресечения в Российском законодательстве…………………....17

2.1.Подписка о невыезде……………………………………………………………………….17

2.2.Личное поручительство…………………………………………………………………....19

2.3.Наблюдение командования воинской части…………… ……………………………….21

2.4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым……………………………………..…23

2.5.Залог…………………………………………………………………………………..……..25

2.6.Домашний арест……………………………………………………………………………28

2.7.Заключение под стражу…………………………………………………………………....32

Заключение…………………………………………………………………………………….42

Литература…………………………………………………………………………………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ 
                  Конституция Российской Федерации признала высшей ценностью нашего общества права и свободы человека, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. В этой связи одним из назначений уголовного судопроизводства является защита личности от незаконного и необоснованного ограничения ее прав и свобод.

Меры пресечения занимают первое место по  значительности правовых ограничений и предельной распространенности применения, приближающейся к полному охвату всех лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления.

Меры пресечения всегда занимали одно из центральных мест в области  государственного регулирования. Повышенное внимание государства и общества к мерам пресечения вызвано в  первую очередь тем, что достижение целей уголовного процесса посредством  применения мер пресечения не может  осуществляться без вторжения в  сферу конституционных прав, свобод и законных интересов граждан. Первостепенная задача законодательных органов  заключается в правовой регламентации  системы мер пресечения и процедуры  их избрания и применения таким образом, чтобы максимально соблюсти выработанные вековой историей достижения мирового сообщества в части защиты человека от незаконного ограничения или  лишения его прав и свобод. Вместе с тем меры пресечения являются необходимым  средством государственного принуждения. Ни одно государство мира не обходится  без включения в систему средств  уголовно-процессуального принуждения  мер пресечения. В этой связи законное и обоснованное избрание и применение мер пресечения является важнейшей  задачей  правоприменителя, поскольку именно от своевременности, законности и обоснованности применения данных мер зависят соблюдение баланса интересов личности и государства, реализация задач уголовного правосудия. 
         Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введенный в действие в основной своей части с 1 июля 2002 года, в тринадцатой главе предусмотрел относительно новую систему мер пресечения, включив в нее подписку о невыезде, личное поручительство, наблюдение командования воинской части, присмотр за несовершеннолетним, подозреваемым или обвиняемым, залог, домашний арест и заключение под стражу.  
Меры уголовно-процессуального пресечения - важная составная часть, неотъемлемый элемент механизма обеспечения успешной реализации задач уголовного судопроизводства. Они существуют, поскольку существует преступность, и надо бескомпромиссно и решительно с нею бороться. Но использование любых из этих мер всегда связано с ущемлением определенных прав граждан, хотя и преследуют цель достижения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого). Вот почему большое значение имеет правомерность ограничения прав личности при применении указанных мер. 
        Цель данного исследования состоит в исследовании мер пресечения в уголовном судопроизводстве. Для достижения указанной цели ставятся следующиезадачи:  
       I. Раскрыть общую характеристику мер пресечения, понятие, цели и пределы применения.

      II. Процессуальный порядок избрания и применения мер пресечения

      III. Рассмотреть основания для избрания мер пресечения. Виды мер пресечения.

        IV. Изучить основания и процессуальный порядок изменения и отмены мер пресечения. 
       V.Дать полную характеристику мер пресечения 
    

       Объектом исследования являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в связи с применением мер пресечения.  
        Предметом исследования является уголовно-процессуальный институт мер пресечения. 
        Методологической основой исследования является общие положения и принципы материалистической диалектики, а также такие частнонаучные методы, как: логический, исторический, системно-структурный и сравнительно-правовой.

Глава 1. Меры пресечения: общие правовые положения

1.1. Общая характеристика мер пресечения, понятие, цели и пределы применения.

Меры пресечения являются наиболее строгим видом yголовно-процессуального принуждения и имеют своей целью обеспечить успешное производство дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовным делам. Они предназначены для урегулирования правовых отношений, возникающих в сфере уголовного судопроизводства, во всех случаях, когда необходимо исключить для подозреваемого, обвиняемого любую возможность скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, продолжить преступную деятельность, уничтожить доказательства или другим путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избираться также в целях обеспечения надлежащего исполнения приговора. 

Наличие в уголовном процессе различных видов мер пресечения позволяет по каждому конкретному делу избрать оптимальное принуждение, которое в наибольшей степени гарантирует обеспечение порядка уголовного судопроизводства, прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Избранная мера пресечения не всегда остается неизменной на всем протяжении производства по делу. В ходе расследования преступления опасения относительно того, что подозреваемый, обвиняемый будет продолжать преступную деятельность, скроется или воспрепятствует производству по делу, могут уменьшиться или, наоборот, усилиться либо вовсе отпасть.

На разных этапах производства по делу следователь получает различную  информацию о личности подозреваемого, обвиняемого, а также дополнительные данные, позволяющие оценить его поведение и принять законное и обоснованное решение об избрании, отмене или изменении меры пресечения.

Таким образом, выполнение задач  уголовного судопроизводства, в сфере которого противодействие правосудию зачастую приобретает крайне опасные формы, может быть сопряжено с необходимостью применения мер пресечения, затрагивающих и ограничивающих права и свободы обвиняемого Естественно, что такое ограничение не может быть беспредельным. Применение мер пресечения осуществляется в рамках уголовно-процессуального закона и в пределах, которые установлены в Конституции РФ и в международно-правовых актах.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.1

         В целях ограничения пределов применения содержания под стражей ч. 3 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 23 марта 1976 г. закрепила правило, согласно которому содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантий явки в суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и в случае необходимости - явки для исполнения приговора.

Самые жесткие правила  и пределы применения содержания под стражей установлены для несовершеннолетних в ст. 13 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. В ней закреплено требование о том. что содержание под стражей до суда применяется к несовершеннолетним лишь в качестве крайней меры и в течение кратчайшего периода времени. Содержание под стражей до суда по возможности заменяется другими альтернативными мерами.

Незаконное и необоснованное применение меры пресечения грубо нарушает права и свободы человека и гражданина, причиняет ему физические и нравственные страдания. Но особый ущерб личности и его правам наносит необоснованное заключение лица под стражу. Именно поэтому заведомо незаконное заключение лица под стражу или содержание под стражей признано преступлением против правосудия и влечет уголовное наказание 2.

Наряду с этим неприменение или несвоевременное применение либо избрание необоснованной меры пресечения нередко влечет наступление негативных последствий: совершение лицом нового, зачастую более тяжкого преступления; уклонение от явки к дознавателю, следователю или в суд; угрозы свидетелям, потерпевшим и другим участникам уголовного судопроизводства и т. п.

Применение мер пресечения обусловлено основаниями их избрания, обстоятельствами дела, целями, ради которых они были применены, а также санкцией уголовного закона, по которому лицо привлекается к уголовной ответственности.

Основной целью   применения   мер   пресечения  является предотвращение воспрепятствования производству по  уголовному  делу со стороны обвиняемого или подозреваемого.

Головинская Ирина  Викторовна, которая является доктором юридических наук, отмечает, что признаками  мер   пресечения  выступают: принудительность, превентивность, факультативность, альтернативность, срочность, личный характер. Кроме того, к признакам следует отнести также применение их в отношении обвиняемых  и  только в исключительных случаях – подозреваемых, обусловленность основаниями  и  обстоятельствами избрания, избрание только уполномоченными органами или лицами, наличие права обжалования их избрания  и  применения. 3

Следовательно, меры пресечения - это меры государственного принуждения, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, применяемые должностными лицами, осуществляющими производство по делу, в отношении лиц, подвергаемых уголовному преследованию, и заключающиеся во временном ограничении их прав и свобод.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основания для избрания мер пресечения. Виды мер пресечения.

Конституция РФ и УПК содержат следующие гарантии прав человека и  гражданина при применении мер пресечения:

1)  применяются только  к подозреваемому или обвиняемому  по возбужденному уголовному делу;

2)  ограничивают права  и свободы обвиняемого (подозреваемого), в отношении которого до постановления приговора действует презумпция невиновности;

3) применяются на срок, установленный в законе;

4) их избрание должно быть обусловлено только наличием обстоятельств, предусмотренных в законе;

5) для избрания необходимо наличие достаточных оснований;

6) при избрании должен быть соблюден установленный процессуальный порядок;

7)  применение меры  пресечения к подозреваемому  или обвиняемому не обязательно;

8) к подозреваемому, обвиняемому может быть применена одновременно только одна из мер пресечения.

Материально-правовым основанием является наличие достаточных доказательств того, что именно это лицо совершило виновное уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное УК РФ. При определении этого основания должны быть приняты во внимание все уголовно-правовые характеристики деяния и лица, его совершившего: характер и степень общественной опасности деяния (ст. 15 УК); однократность и неоднократность преступления (ст. 16 УК) либо их совокупность (ст. 17 УК); наличие судимости за ранее совершенные преступления (опасного или особо опасного рецидива - ст. 18 УК); возраст лица, совершившего преступление (ст. 20 УК); форма вины (ст. 24-26 УК); вид соучастия в преступлении (ст. 33); совершение преступления в составе группы, в группе лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой или преступным сообществом (ст. 35); последствия преступления, вид и размер причиненного вреда; и) обстоятельства, смягчающие (ст. 61 УК) и отягчающие ответственность (ст. 63 УК).5

Для избрания конкретной меры пресечения обвиняемому (подозреваемому) необходимы процессуально-правовые основания, а именно наличие данных о том, что он может:

1) скрыться от  дознания, предварительного следствия  или суда;

2) продолжить  преступную деятельность;

3) угрожать свидетелю  или иным участникам процесса;

4) уничтожить  следы преступления и другие доказательства;

       5) иным путем воспрепятствовать предварительному расследованию или судебному разбирательству дела либо надлежащему исполнению приговора.

Предположения дознавателя, следователя о возможности наступления  перечисленных в законе событий  носят вероятностный характер. Необходимость делать предположения о том, что может произойти, а может и не произойти, составляет значительную трудность при принятии решения об избрании меры пресечения.

Соответствующее обоснованное предположение можно сделать, по крайней мере, в случаях, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства, если после совершения преступления какое-то время скрывался от органов дознания или предварительного следствия, если он, его родственники или друзья пытались оказать давление на свидетелей, потерпевших с целью добиться изменения показаний в выгодную для обвиняемого сторону.    Принятию обоснованного решения об избрании меры пресечения способствуют сведения, указывающие на общественную опасность и характер преступления, его изощренность, жестокость, совершение деяний в организованном преступном сообществе, корыстные или низменные побуждения, негативное поведение обвиняемого, наличие судимостей за тяжкие или особо тяжкие преступления и т. п.6

При решении вопроса об избрании меры пресечения и определении  ее вида необходимо учитывать также  данные о том, что подозреваемый  или обвиняемый нарушил ранее  избранную в отношении него меру пресечения, сообщает ложные сведения о своей личности либо не имеет  постоянного места жительства на территории Российской Федерации.

Избранию меры пресечения и выбору ее вида должна предшествовать также оценка социально-демографических и личностных свойств и состояний подозреваемого (обвиняемого):

-род его занятий;

-профессия;

-семейное положение;

-наличие на иждивении несовершеннолетних детей или беспомощных родителей;

-состояние здоровья;

-старческий возраст;

- ограниченная дееспособность;

-источники существования и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).

К несовершеннолетним, инвалидам, лицам с физическими или психическими недостатками, престарелым, тяжело больным, беременным женщинам, кормящим и одиноким матерям, многодетным родителям (усыновителям) заключение под стражу, как правило, не применяется по мотивам гуманности, сострадания и нецелесообразности изоляции их от семьи и общества.

Информация о работе Мера пресечения в уголовном процессе