Формы окончания предварительного расследования в российском уголовном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть завершающий этап предварительного расследования - окончание, понятия и формы.
Объект исследования –совокупность уголовно-процессуальных норм, регламентирующих процессуальный порядок окончания предварительного расследования.
Предмет исследования – порядок окончания предварительного следствия.
В связи с этим задачами работы выступают:
1.Рассмотреть сущность и значение окончания предварительного расследования.
2.Определить формы окончания предварительного расследования и предварительного дознания.
3.Рассмотреть особенности окончания дознания с обвинительным актоми следствия с обвинительным заключением, а также особенности окончания расследования с вынесением постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Оглавление

Введение 3
Понятие окончания предварительного расследования 6
Формы окончания предварительного расследования 11
2.1 Окончание дознания составлением обвинительного акта 11
2.2 Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения 15
2.3 Окончание предварительного расследования с вынесением постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследовании 23
Заключение 29
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 69.01 Кб (Скачать)

   На  этом обычно завершается подготовка к осуществлению комплекса действий, выполняемых при окончании предварительного расследования, когда имеются достаточные  доказательства и иные данные для  направления дела сначала прокурору, а потом и в суд, где оно  будет рассмотрено по существу.

   Дальнейшее  осуществление комплекса процессуальных действий по окончанию предварительного расследования (завершающего этапа  предварительного расследования) по делам  такого рода условно можно было бы подразделить на несколько последовательно  сменяющих друг друга частей:

  • часть первая - уведомление участников производства по делу о принятом решении об окончании расследования и разъяснение им их прав на данном этапе судопроизводства;
  • часть вторая - ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей с материалами дела, которые будут направлены в суд;
  • часть третья - ознакомление с этими материалами обвиняемого, его защитника и законного представителя и выполнение иных процессуальных действий;
  • часть четвертая - составление обвинительного заключения и направление такого заключения или обвинительного акта с материалами дела прокурору;
  • часть пятая - рассмотрение прокурором поступивших материалов и итогового документа (обвинительного заключения или обвинительного акта) и принятие соответствующих решений.

   В части первой наряду с уведомлением обвиняемого и его защитника  и (или) законного представителя, а  также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей о принятом решении об окончании  предварительного расследования должно быть осуществлено и разъяснение  им их прав. При этом обвиняемому  разъясняются права, которыми он наделен  по закону на этапе окончания предварительного расследования, в первую очередь  право на ознакомление со всеми материалами, собранными в ходе предварительного расследования. Ему также должна быть дана четкая информация о том, где и когда можно будет  получить для ознакомления эти материалы.

   Уведомление обвиняемого об окончании предварительного расследования и делаемые при  этом разъяснения фиксируются в  протоколе уведомления об окончании  следственных действий. Такой протокол удостоверяется подписями должностного лица, расследующего дело, обвиняемого  и иных лиц, участвовавших в этом следственном действии.

   Об  окончании предварительного расследования  и о порядке ознакомления с  материалами дела уведомляется также  защитник. Уведомляются об этом и законный представитель обвиняемого, если он участвует в деле, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, но им при этом должно быть разъяснено следователем или иным лицом, расследующим дело, как минимум, что свое право на ознакомление с материалами дела они могут реализовать, если заявят об этом ходатайство, что их неявка в назначенное место и время для ознакомления не будет препятствовать дальнейшему производству по делу, а также что они будут иметь возможность ознакомиться с соответствующими материалами, когда дело поступит в суд.

   Применительно к данной группе участников судопроизводства в УПК нет предписаний о  том, как должно оформляться их уведомление. Практически этот пробел восполняется путем составления протокола, аналогичного тому, который предусмотрен для уведомления  обвиняемого, либо путем направления  соответствующим участникам судопроизводства подписанных должностным лицом, расследующим дело, писем-уведомлений  с обязательным сохранением в  материалах дела их копий6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 ФОРМЫ ОКОНЧАНИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 

   К основным формам окончания предварительно расследования относят:

  1. окончание дознания составлением обвинительного акта;
  2. окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения;
  3. окончание предварительного расследования вынесением постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

Рассмотрим  их подробнее.

    

   2.1 ОКОНЧАНИЕ ДОЗНАНИЯ  СОСТАВЛЕНИЕМ ОБВИНИТЕЛЬНОГО АКТА 

   Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно7.

   В соответствии со ст. 225 УПК дознание как форма расследования преступлений заканчивается составлением обвинительного акта.

   Обвинительный акт — это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его  ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде.

   Процессуальный  порядок окончания дознания с  обвинительным актом состоит  из следующих действий:

   систематизации  материалов уголовного дела (приведение их в «прошитый и пронумерованный» вид);

   составления обвинительного акта;

   ознакомления  сторон с обвинительным актом  и материалами дела;

   утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;

   деятельности  и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом8.

   Рассмотрим  особенности этих этапов.

   Первым  этапом является составление обвинительного акта. Обвинительный акт составляется по окончании дознания, т. е. срок дознания истекает в день подписания обвинительного акта дознавателем или следователем. Однако между днем подписания обвинительного акта и днем предъявления дела для ознакомления сторонам, по буквальному толкованию УПК9, может пройти неопределенное время. Это противоречит смыслу ускоренного производства и праву лица, подвергаемого уголовному преследованию, быть судимым без неоправданной задержки. Есть мнение, что лицо, производящее дознание, обязано в тот же день после подписания обвинительного акта предъявить материалы дела для ознакомления или уведомить стороны об окончании дознания10.

   Ознакомление  сторон с обвинительным актом  и материалами дела не регулируется какими-либо специальными нормами. Оно должно проводиться по аналогии с соответствующими правилами, установленными для предварительного следствия. Официальные бланки соответствующих протоколов предусматривают их использование и для дознания. В то же время процедура ознакомления с материалами дознания обладает некоторыми особенностями.

   Дознаватель (следователь) вправе в любой последовательности знакомить с делом сторону  защиты и сторону обвинения (потерпевшего).

   По  буквальному смыслу закона с материалами  дознания могут знакомиться только потерпевший или его представитель, обвиняемый и его защитник11. Однако обеспечение участникам уголовного судопроизводства возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции, а также высказать свое мнение по поводу материалов, представленных другими участниками процесса, является непременной составляющей конституционных прав граждан на судебную защиту и на доступ к правосудию. Лишение кого-либо из участников процесса такого рода возможностей, даже при упрощенном производстве, противоречит ст. 46 и 52 Конституции РФ. В связи с этим представляется, что правом на ознакомление с материалами оконченного дознания по их ходатайству следует наделить стороны в целом (в том числе гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей).

   Время ознакомления сторон с материалами  оконченного дознания законом не ограничено.

   Стороны вправе заявить ходатайства о  дополнении материалов дознания.

   УПК не дает определенного ответа на вопрос и о том, вправе ли дознаватель  проводить следственные действия по ходатайству сторон после того, как  обвинительный акт составлен. Представляется, что если не течет срок дознания, то и невозможно производство следственных действий (иное решение вместо упрощенной и сокращенной формы расследования превратило бы дознание в подобие следствия). Таким образом, ходатайства сторон о дополнении материалов дела адресуются прокурору и суду, которые их разрешают. Прокурор, принимая по ним решение, вправе направить уголовное дело для производства дополнительного дознания или предварительного следствия

   С учетом ходатайств сторон лицо, производившее  дознание, вправе изменить обвинительный  акт как при ознакомлении сторон с делом, так и непосредственно  после ознакомления. В частности, по ходатайству сторон могут быть изменены списки свидетелей. Обвинительный  акт может быть изменен и с  точки зрения обвинения так, чтобы положение обвиняемого не было ухудшено.

   Следующим этапом является утверждение начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направление дела прокурору. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела немедленно направляется прокурору. По смыслу закона начальник органа дознания вправе потребовать пересоставления обвинительного акта, внесения в него изменений. Он вправе дать иные указания дознавателю, например, о прекращении дела.

   Прокурор  проверяет качество проведенного дознания и в течение двух суток принимает одно из четырех решений:

   1. об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд. При этом прокурор вправе своим постановлением исключить из обвинительного акта отдельные пункты обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Перед тем как направить уголовное дело в суд, прокурор обеспечивает вручение копий обвинительного акта обвиняемому, его защитнику и потерпевшему. Остальные заинтересованные лица вправе сделать копии обвинительного акта за свой счет;

   2. о возвращении со своими указаниями уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия предъявляемым требованиям (ст. 225). При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на десяти суток для производства дополнительного дознания и не более чем на трех суток для пересоставления обвинительного акта;

   3. о прекращении уголовного дела;

   4. о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

   Основанием  для этого является невозможность  устранить дефекты расследования с помощью дополнительного дознания. При этом время проведенного дознания включается в срок предварительного следствия. 
 

   2.2 ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО  СЛЕДСТВИЯ СОСТАВЛЕНЕМ  ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 

   Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

   По  своей сути предварительное следствие  является процессуальной деятельностью, направленной на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, перечень которых указан в  статье 73 Уголовно-процессуального  кодекса РФ12.

   Основной  формой окончания предварительного следствия является направление  уголовного дела с обвинительным  заключением через прокурора  в суд для рассмотрения его  по существу. Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, когда полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства совершенного преступления, полностью доказана виновность обвиняемого и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела.

   Придя к выводу, что в процессе расследования  использованы все средства доказывания  и выяснены все обстоятельства дела, следователь подводит итоги, анализирует  и оценивает всю совокупность материалов дела и принимает решение  о прекращении дальнейшего собирания  доказательств и об окончании  расследования по делу. Он систематизирует  материалы (хронологическая и тематическая систематизация); технически оформляет  уголовное дело, уведомляет об окончании  расследования обвиняемого и  разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью  защитника и законного представителя.

   Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя  обвиняемого, если они участвуют  в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

Информация о работе Формы окончания предварительного расследования в российском уголовном процессе