Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:42, дипломная работа
Цель исследования заключается в назревшей необходимости обобщения и изучения законодательного, теоретического и эмпирического материала, разработка рекомендаций по уголовно-правовой характеристике отдельных воинских преступлений.
В соответствии с целью исследования были поставлены для разрешения следующие задачи:
1. определить понятия и провести уголовно-правовую характеристику воинских преступлений;
2. изучить специфику воинских преступлений;
3. сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативной базы, имеющих целью – повышение эффективности предупреждения, раскрытия и расследования воинских преступлений.
В главе 16 Уголовного кодекса о воинских преступлениях предусмотрены меры уголовного наказания, дающие возможность учета не только степени общественной опасности деяния, личности виновного, но и всех смягчающих или отягчающих вину обстоятельств.
За совершение воинских преступлений могут применяться следующие основные наказания: лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы, смертная казнь.
В сочетании с основными мерами за воинские преступления могут применяться дополнительные - как лишение воинского или почетного звания, государственных наград.
За совершение воинских преступлений почти во всех случаях предусмотрено наказание в виде лишения свободы на различные сроки в зависимости от степени их общественной опасности.
Наказание лишением свободы за эти преступления предусмотрены, в основном, до 10 лет. За совершение их в военное время или в боевой обстановке лишение свободы может быть назначено до 20 лет или пожизненно.
Лишение свободы - вид уголовного наказания, применяемого путем изоляции виновного, совершившего опасное преступление. Это - особая форма физической изоляции осужденного, лишение виновного соприкосновений с окружающей его средой [2.23; С. 67].
Лишение свободы связано с существенным правоограничением осужденного: лицо отрывается от социальной среды, в которой оно привыкло находиться, от близких и родных, от той нормальной жизни и деятельности, с которой он освоился, сжился. Разумеется, такая кара может применяться и применяется только в том случае, когда другими мерами нельзя добиться исправления или перевоспитания виновного, решить задачи специального или общего предупреждения. Речь идет об опасных преступниках, совершивших серьезное преступление, у которых антиобщественные взгляды, привычки весьма глубоки, а поэтому они для общества представляют большую опасность.
Для более эффективной работы по воспитанию и перевоспитанию осужденных, для исключения отрицательного влияния других осужденных в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного осужденные военнослужащие могут быть направлены в различные исправительные колонии: общего, строгого, особого режимов или в тюрьму.
Применение меры уголовного наказания - лишения свободы - вынужденная мера. Оно применяется для того, чтобы ликвидировать как в армии, так и в нашем государстве совершение общественно опасных деяний.
Направление в дисциплинарную воинскую часть - наказание, применяемое только в условиях армии и флота, его задача - не только исправление или перевоспитание осужденных, но и воспитание честного отношения к воинской службе, подготовка осужденных военнослужащих к добросовестному исполнению военно-служебных обязанностей. Практика показывает, что применение этого наказания для большинства осужденных является необходимым и вполне оправдывает себя: в основном осужденные становятся на правильный путь, с успехом продолжают воинскую службу и
Время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть зачтено в срок службы как лицам, которые овладели военной специальностью, хорошо выполняют требования уставов, безупречно несут воинскую службу после освобождения из дисциплинарной воинской части, так и лицам, освобожденным из дисциплинарной воинской части после того, как их сверстники уволены в запас, если они, отбывая наказание, твердо встали на путь исправления, проявили высокую дисциплинированность, добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.
Положительное влияние оказывает на осужденных и отказ от некоторого ограничения их в правах. Лица, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, а также их семьи не лишаются прав на льготы, установленные для военнослужащих и их семей.
Направление в дисциплинарную воинскую часть имеет некоторые схожие черты с лишением свободы. Оно осуществляется путем установления специального режима содержания осужденных: дисциплинарная часть размещается отдельно от других воинских частей, огораживается забором и колючей проволокой. Осужденные выводятся на работу за пределы расположения дисциплинарной части под охраной вооруженного конвоя. Для них установлен особый порядок работы, ограничены общение с посторонними лицами, свидания с родственниками.
Однако, несмотря на эту внешнюю близость, направление в дисциплинарную воинскую часть нельзя считать разновидностью лишения свободы. Общее между лишением свободы и направлением в дисциплинарную воинскую часть то, что в обоих случаях имеет место уголовное наказание. Но по сравнению с лишением свободы направление в дисциплинарную воинскую часть является наказанием менее тяжким: после него лицо признается не имеющим судимости, остается в армии. Военнослужащий же, осужденный к лишению свободы, исключается из списка части.
При совершении воинских преступлений в период отбывания наказания отвечают как военнослужащие по статьям Уголовного кодекса о воинских преступлениях. Например: за самовольное оставление дисциплинарной воинской части могут отвечать и по «ч. 2» ст. 372 УК.
Таким образом, лица, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, несут воинскую службу в специфических условиях.
Как видим, направление в дисциплинарную воинскую часть, будучи самостоятельным видом уголовного наказания, имеет большое значение в исправлении и перевоспитании военнослужащих, осужденных за преступления, не представляющие большой общественной опасности. Думается, что не следует упускать ни одного случая осуждения лица к лишению свободы, когда по обстоятельствам дела и данным о личности виновного оно может быть направлено в дисциплинарную воинскую часть.
За совершение воинских преступлений во многих случаях может быть применено уголовное наказание в виде ареста до 6 месяцев или до З месяцев, в основном в порядке альтернативы. Применение такого наказания имеет весьма важное значение в профилактике воинских правонарушений. Осужденный отбывает наказание, находясь в своей воинской части, и исправление и перевоспитание осуществляются в эти сокращенные сроки. При успешном отбытии такого наказания он продолжит свою воинскую службу.
Ограничение по военной службе может быть назначено осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на срок от трех месяцев до двух лет, за совершение преступлений против порядка несения военной службы. Также оно может быть назначено и осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных в соответствующих статьях Особенной части УК [2.23; С. 68].
Это уголовное наказание военнослужащий отбывает по месту воинской службы, выполняя свои воинские обязанности. За период отбывания наказания ограничения по военной службе из денежного содержания осужденного военнослужащего производится удержание в доход государства в установленном приговором суда размере.
Закон установил и определенные ограничения по военной службе к таким осужденным: во время отбывания данного наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании. Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях, когда Вооруженные Силы Республики Казахстан оснащены коллективными видами оружия и военной техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от умелых и согласованных действий многих людей, исключительное значение приобретают высокая организованность каждого воина.
Воинская дисциплина основывается на высоком сознании каждым военнослужащим своего патриотического долга. Командование ведет планомерную и целенаправленную работу по предупреждению правонарушений в армии и на флоте. Важным средством борьбы с правонарушениями в войсках и силах флота является уголовное законодательство. Его умелое применение в борьбе с преступными проявлениями и другими нарушениями правил порядка несения воинской службы представляет собой одну из необходимых условий поддержания воинской дисциплины и уставного порядка.
Строгое соблюдение и точное исполнение всеми военнослужащими требований Конституции РК, законов и воинских уставов является непременным условием обеспечение постоянной боевой готовности частей и кораблей.
Система общественных отношений, складывающаяся в ВС на основе норм военного законодательства и образует воинский правопорядок.
Он создает прочную правовую базу взаимоотношений между воинами позволяющим им в любой обстановке в самых сложных условиях успешно выполнять задачи по защите страны, регламентирует повседневную жизнь, быт, досуг и отдых; отражает реальное использование военнослужащими представленных им прав и свобод.
Воинский правопорядок образует лишь часть тех отношений, в которые вступает военнослужащий. Граждане, проходя службу обладают общими для всех граждан РК правами и обязанностями. Поэтому наряду с воинским правопорядком следует различать правопорядок ВС, представляющий собой систему общественных отношений, складывающихся на основе норм общего законодательства. Правовая система, регулирующая воинские отношения основывается на Конституции РК - Основном законе страны, а также включает другие законодательные акты и приказы командиров и начальников всех степеней.
Проведенные в работе исследования воинских преступлении позволяют сделать следующие выводы о том, что содержание общественной опасности воинских преступлений характеризуется прежде всего ущербом, причиняемым в результате посягательств на военно-служебные отношения.
Воинскиё преступления выделены в отдельную группу потому, что виновный, совершая их, посягает на порядок несения воинской службы или точнее - в каждом случае на ту или иную его сторону, часть.
В ходе исследования данной темы мы выяснили, что борьба с воинскими преступлениями будет более успешной, если направить основное внимание на изучение характера, объема вреда, причиняемого специфическим военно-служебным отношениям, на охрану которых фактически устремлены усилия всех тех, кто борется за строжайший воинский порядок.
Необходимо отметить, что достоинством главы Уголовного кодекса о воинских преступлениях является то, что по нему несет ответственность определенный круг лиц. Но успешной борьбе с воинскими преступлениями препятствует как ненужное расширение это го круга путем признания субъектом воинского преступления лиц, которые совершили преступления в силу своих физических или психических недостатков, так и ошибочное сужение этого круга вопреки содержанию закона.
Таким образом, борьба с воинскими преступлениями может быть успешной, если учитывать те условия, при которых они совершаются, специфику объективной стороны состава этих преступлений. И в армейских условиях важным обстоятельством является то, что ответственность за бездействие наступает только при наличии причинной связи между ним и преступным результатом.
К тому же, успешная судебная практика зависит также и от правильной оценки субъективной стороны состава воинского преступления. Сложным является вопрос о квалификации воинского преступления, когда виновный, совершая его, к вредным последствиям относится умышленно.
Нам представляется, что в этом случае содеянное, как правило, образует совокупность двух преступлений: воинского, поскольку виновный своими действиями умышленно причиняет существенный вред конкретной стороне порядка несения воинской службы, а также иного преступления, связанного с причинением вреда объекту, на который в этом случае направлен умысел виновного: нельзя недооценивать опасный характер ущерба, причиняемого подобным посягательством этим интересам.
Как никогда сейчас актуальна проблема дальнейшего повышения эффективности всякой деятельности по предупреждению правонарушений, качественного улучшения работы командиров, всей армейской общественности в этом на правлении.
В предупреждении воинских преступлений немалое значение имеет повышение действенности правовой пропаганды в войсках путем дифференцированного ее проведения, улучшения организационных начал, усиления руководства ею со стороны советов по изучению и предупреждению правонарушений, а в пределах армии постоянно действующего координационно-методического совета по правовой пропаганде, который систематически изучал бы, обобщал проводимую в армии многогранную деятельность по пропаганде правовых знаний с учетом конкретных условий жизни и деятельности войск, оказывал помощь командованию в разработке наиболее результативных приемов и методов массовой работы.
Следовало бы упорядочить важные достижения в профилактике воинских преступлений, сосредоточив их в своде правил Положении о профилактике воинских преступлений в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Разработка и принятие такого Положения явились бы серьезным шагом в повышении уровня всей предупредительной работы в войсках, в претворении в жизнь постановления Президента Республики Казахстан от 23 ноября 1994 года «О мерах по укреплению воинской дисциплины и усилению борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах Республики Казахстан».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Нормативные правовые акты