Воинские преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в назревшей необходимости обобщения и изучения законодательного, теоретического и эмпирического материала, разработка рекомендаций по уголовно-правовой характеристике отдельных воинских преступлений.
В соответствии с целью исследования были поставлены для разрешения следующие задачи:
1. определить понятия и провести уголовно-правовую характеристику воинских преступлений;
2. изучить специфику воинских преступлений;
3. сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативной базы, имеющих целью – повышение эффективности предупреждения, раскрытия и расследования воинских преступлений.

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

Подлог документов в этом случае является способом, составным элементом объективной стороны уклонения от воинской службы, поэтому дополнительной квалификации по ст. 314 УК не требуется.

Подлог документов, учиненный с целью сокрытия другого воинского преступления, например несвоевременного возвращения в часть без уважительных причин, - такое деяние должно быть оценено как совокупность двух преступлений: уклонения от несения воинской службы и подлога документов. Подлог документов здесь учиняется после того, как виновный уже совершил воинское преступление, и совершается для того, чтобы скрыть его.

Иной обман включает все другие формы, способы обмана, не охватываемые понятием членовредительства, симуляции болезни, подлога документов, путем которых виновный уклоняется от несения обязанностей по военной службе. Это, например, сообщение заведомо ложных сведений, препятствующих выполнению боевого задания, мешающих выезду в рейс водителя и т. д. Обман может быть самым различным, и совершен путем умолчания сведений, не освобождающих от выполнения обязанностей по военной службе, неправильной записи года рождения в соответствующих документах и др.

С субъективной стороны это преступление характеризуется только прямым умыслом. Особое значение здесь имеет цель: виновный во всех случаях действует с целью уклонения от военной службы.

Субъектом может быть любой военнослужащий.

Характеризуемое уклонение от воинской службы (ч. 1) наказывается ограничением от военной службы на срок до одного года, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет, а если преступление совершено с целью полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы (ч. 2) - лишением свободы на срок до семи лет.

Совершение данного преступления в военное время или в боевой обстановке наказывается лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным заключением.

 

 

2.3. Воинские должностные преступления

 

Велика роль должностных лиц в армии и на флоте. От надлежащей их деятельности зависит многое: уровень боевой подготовки личного состава, поддержание крепкого воинского правопорядка, дисциплины, а также высокой организованности, соблюдения законности и т. д.

Известно, что начальники в армии наделены большими правами. На них возложены ответственные обязанности. Использование во вред интересам службы предоставленных им прав, выход за пределы этих прав, нарушение возложенных на них обязанностей, небрежное отношение к своему служебному долгу и т. д.- все это может представлять серьезную общественную опасность, отрицательно сказываться на успешном выполнении задач, стоящих перед Вооруженными Силами. Этим, прежде всего, объясняется установление уголовной ответственности за воинские должностные преступления.

В Уголовном кодексе предусмотрены следующие составы воинских должностных преступлений: злоупотребление властью, бездействие, превышение власти (ст. 380) и халатное отношение к службе (ст. 381).

Жизнь, многолетняя практика подтверждают необходимость сохранения этих воинских должностных преступлений наряду с аналогичными составами общеуголовных должностных преступлений, и это объясняется особым характером воинской службы, специфической ролью должностных лиц армии и флота. Особенность их деятельности выражается не только в том, что она регламентирована соответствующими законами, воинскими уставами, наставлениями, приказами министра обороны и другими нормативными актами, но и в том, что их деятельностью обеспечивается высокая боевая готовность войск в самом широком смысле этих слов.

Непосредственным объектом этих преступлений является порядок деятельности военных начальников или иных должностных лиц, обеспечивающих надлежащую боеспособность подразделения, части или армии в целом. Речь идет об определенном порядке деятельности военных начальников или иных должностных лиц, который установлен для надлежащего руководства работой штабов, учреждений, воинских частей в целях должной организации боевой подготовки личного состава, для поддержания высокой боевой готовности войск, а также по их своевременному материально-техническому обеспечению, по соблюдению законности, обеспечению прав и интересов военнослужащих или иных граждан.

С объективной стороны воинские должностные преступления выражаются в действии или бездействии.

Злоупотребление властью или служебным положением есть противоправное деяние, которое совершается начальником или должностным лицом благодаря своему служебному положению и вопреки интересам военной службы.  Это означает, что такое деяние должно быть связано со служебным положением начальника или должностного лица, оно совершается с использованием служебного положения. Например: начальник отдает незаконный приказ подчиненному или должностное лицо нарушает порядок использования материальных средств и т. п. При этом обязательно нужно установить, что начальник или должностное лицо действовали вопреки интересам военной службы.

Бездействие начальника или должностного лица есть невыполнение ими своих обязанностей по службе.

Интересы защиты Родины обязывают начальника решительно и твердо требовать соблюдения воинской дисциплины и порядка и не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. Начальник, не принявший мер воздействия для восстановления порядка и дисциплины, несет за это ответственность. Бездействие начальника может представлять особо повышенную опасность в боевой обстановке, когда нерешительность, неопределенность могут сорвать успех боя, операции, повлечь гибель людей.

Под превышением власти понимается совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих права или полномочия, предоставленные им по закону, уставами, приказами.

Халатное отношение к службе выражается в недобросовестном, ненадлежащем выполнении начальником или должностным лицом своих служебных обязанностей, в их формальном отношении к нуждам и запросам людей, нанесшем существенный вред (ч. 1 ст. 381 УК) в виде причинения воинской части материального ущерба, легкого и средней тяжести телесного повреждения военнослужащим или гражданам. Квалифицированным видом халатного отношения к службе является наличие при этом тяжкого последствия (ч. 2 ст. 381 УК): срыв выполнения боевого задания, гибель людей, причинение воинской части крупного материального ущерба.

Злоупотребление властью, бездействие, превышение власти образуют воинское должностное преступление, если оно совершалось из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, а равно, если оно причинило существенный вред интересам Вооруженных Сил, правам и законным интересам военнослужащих и иных граждан (ч. 1 ст. 380 УК).

Под корыстными побуждениями понимается стремление виновного получить для себя или для других лиц материальную выгоду: незаконное использование военного транспорта, приобретение строительного материала и т. д.

Если злоупотребление служебным положением военного начальника или должностного лица явилось способом присвоения или растраты государственных средств, то в этом случае содеянное нужно квалифицировать как кражу государственного имущества (ст.175 УК).

Иная личная заинтересованность характеризуется получением выгод материального характера (например, незаконное продвижение по службе, получение поощрения без достаточных к тому оснований).

Причинением существенного вреда признается нанесение серьезного ущерба интересам воинской части или учреждения, а также охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, граждан. Существенный вред может выражаться в виде уничтожения или повреждения военной техники, срыва выполнения боевого задания воинской частью, причинения вреда здоровью людей и т. д.

Более сурово карается злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, если такое деяние повлекло тяжкие последствия (ч. 2 ст. 380 УК): срыв выполнения боевой задачи, разглашение военной тайны, гибель людей и т. п.

С субъективной стороны злоупотребление властью, бездействие и превышение власти предполагает вину лишь умышленную. Однако к последствиям субъект может относиться как умышленно, так и неосторожно.             Халатное же отношение к службе совершается только неосторожно.

Субъектом анализируемых преступлений являются военные начальники и иные должностные лица.

Военный начальник - это лицо, занимающее постоянно или временно определенные должности и имеющее по службе подчиненных. Он обладает правом отдавать приказания подчиненным, как на службе, так и вне службы, как в распоряжении части, так и вне нее.

Под иными должностными лицами понимаются так же военнослужащие, наделенные административно-распорядительными и организаторско-хозяйственными функциями. Такими лицами могут быть, например, ротный писарь, санитарный инструктор и другие, не являющиеся начальниками, но наделенные определенными распорядительными функциями.

Простое злоупотребление властью, превышение или бездействие власти наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет, а квалифицированное (ч. 2 ст. 380 УК) - лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Злоупотребление властью, превышение власти или бездействие власти в военное время или в боевой обстановке (ч. З ст. 380 УК) наказывается лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Халатное отношение к службе (ч. 1 ст. 381 УК) наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет, а по влекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 381 УК) - лишением свободы на срок до семи лет.

Халатное отношение к службе в военное время или в боевой обстановке (ч. З ст. 381 УК) наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 381 УК, может быть освобожден от уголовной ответственности при смягчающих обстоятельствах.

 

2.4. Преступления против порядка использования и сбережения военного имущества и правил эксплуатации военной техники

 

Современная война характеризуется не только вовлечением в нее миллионов людей, но также и тем, что в ней будет участвовать разнообразная и исключительно сложная боевая техника. Это война моторов, атомного, ракетного, реактивного и других видов оружия.

В этих условиях решающее значение имеет, с одной стороны, глубокое понимание воином роли техники в современной войне, знание ее тактико-технических свойств, с другой - умение бережно относиться к этой технике и использовать до конца все ее боевые возможности в разнообразных сложных боевых условиях.

Беречь военное и народное имущество, заботиться о нем, держать его в постоянной боевой готовности - священный долг военнослужащих.

Необходимость строжайшего соблюдения порядка пользования и сбережения военнослужащими предметов военного имущества вытекает из требований воинских уставов и военной присяги. Каждый военнослужащий, принимая военную присягу, дает торжественную клятву беспрекословно исполнять возложенные на него обязанности «беречь военное и народное имущество».

Утрата военного имущества (статья 389 УК РК)

Непосредственным объектом этого преступления является установленный порядок пользования и сбережения, выданных военнослужащему предметов военного имущества, обеспечивающий сохранность и надлежащее использование этого имущества.

Под оружием понимается средство, пригодное для нападения и защиты,- это оружие холодное, например кинжал, стрелковое - автомат, пистолет и другие виды оружия.

Боеприпасами, согласно данной статье, являются предметы вооружения, предназначенные для поражения живой силы и техники противника, как-то: патроны, гранаты, подрывные, дымовые шашки и т. д.

Предметы военной техники включают авиационно-техническое, артиллерийское, инженерное, маскировочное и иное военное имущество, находящееся на снабжении Вооруженных Сил, вверенное в служебное пользование военнослужащему.

Объективная сторона данного преступления включает утрату военного имущества, т. е. потери его в результате нарушения правил сбережения.

Под правилами сбережения, согласно данной статье, понимаются требования уставов, наставлений и т. д., соблюдение которых является важной обязанностью военнослужащих.

Субъективная сторона. Утраты военного имущества, в основном, совершается неосторожно, в результате преступно небрежного отношения к военному имуществу.

Субъектом утраты выданных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники является любой военнослужащий.

Утрата военного имущества наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной части на срок до двух лет или лишением свободы до двух лет.

Уничтожение или повреждение военного имущества (статьи 387, 388 УК РК)

Непосредственным объектом этих преступлений является порядок пользования и сбережения любого военного имущества.

Предметом посягательства здесь являются оружие, боеприпасы, средства передвижения, военная техника или любое иное военное имущество, состоящее на снабжении и вооружении армии, в том числе имущество и предметы вооружения, не только выданные для личного или служебного пользования, но и всякое невыданное военнослужащему в пользование имущество, предметы группового (коллективного) пользования и т. д.

Информация о работе Воинские преступления