Воинские преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в назревшей необходимости обобщения и изучения законодательного, теоретического и эмпирического материала, разработка рекомендаций по уголовно-правовой характеристике отдельных воинских преступлений.
В соответствии с целью исследования были поставлены для разрешения следующие задачи:
1. определить понятия и провести уголовно-правовую характеристику воинских преступлений;
2. изучить специфику воинских преступлений;
3. сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативной базы, имеющих целью – повышение эффективности предупреждения, раскрытия и расследования воинских преступлений.

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 340.00 Кб (Скачать)


74

 

ВВЕДЕНИЕ

 

            В современных условиях, когда Вооружённые Силы Республики Казахстан оснащены коллективными видами оружия и военной техники, сложными боевыми комплексами, поддержание которых в постоянной боевой готовности зависит от умелых и согласованных действий многих людей, высокое значение приобретают высокая организованность каждого воина.

Воинская дисциплина основывается на высоком сознании каждым военнослужащим своего патриотического долга. Командование ведёт планомерную и целенаправленную работу по предупреждению правонарушений в армии и на флоте. Важным средством борьбы с правонарушениями в войсках и силах флота является уголовное законодательство. Его умелое применение в борьбе с преступными проявлениями и другими нарушениями правил порядка несения воинской службы представляет собой одну из необходимых условий поддержания воинской дисциплины и уставного порядка. 

  Укрепление обороноспособности, повышение уровня боевой подготовки и создание надлежащих условий развития вооружённых сил Республики Казахстан требует кардинальных государственных программ в свете принятой концепции развития общества, изложенной в обращении президента Н. А. Назарбаева «Казахстан – 2030», обусловленных «необходимостью построения независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана». В своём обращении к народу Казахстана Глава государства указал на то, что необходимо продолжить реформу правоохранительных органов, установить абсолютное верховенство закона и при этом защитить законопослушных граждан от преступности[1].

  Воинские преступления представляют значительную опасность. Они наносят серьёзный ущерб правопорядку в армии и на флоте, ведут к ослаблению дисциплины, снижению боеготовности и боеспособности войск, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, причиняют материальный вред государству.

   Статистические данные о преступности в вооружённых силах Республики Казахстан говорят сами за себя: так, в 1999 году в производстве Военно-следственного департамента (ВСД) и военной полиции внутренних войск находилось 2008 уголовных дел по преступлениям, совершённым военнослужащими. Последующая стабилизация экономики и социальные преобразования несколько снизили количество преступлений за счёт уменьшения совершения таких преступлений, как самовольное оставление части и дезертирство. Однако если в 2001 году в производстве ВСД и военной полиции внутренних войск находилось 455 уголовных дел, в 2002 году – 709, то в первом полугодии 2003 года уже 1047, хотя процент раскрываемости постоянно повышается (в 2004 г. – 85,4 %, в первом полугодии 2005 г. -88,6 %) [2.26; С. 60].

Таким образом, актуальность, в связи с изменением и развитием правовых условий регулирования воинских отношений, сегодня приобрели проблемы квалификации воинских преступлений, как объекта комплексного исследования и их правовое регулирование, что и определило выбор темы настоящего исследования.

Объектом исследования данной работы – рассмотрение правовых и теоретических основ воинских преступлений в уголовном праве.

Предметом исследования является отдельная, подробная характеристика составов преступления, входящие в главу Уголовного Кодекса РК «Воинские преступления».

  Цель исследования, в данной работе, заключается в назревшей необходимости обобщения и изучения законодательного, теоретического и эмпирического материала, разработка рекомендаций по уголовно-правовой характеристике отдельных воинских преступлений.

  В соответствии с целью исследования были поставлены для разрешения следующие задачи:

1. определить понятия и провести уголовно-правовую характеристику воинских преступлений;  

2. изучить специфику воинских преступлений;

3. сформулировать рекомендации по совершенствованию нормативной базы, имеющих целью – повышение эффективности предупреждения, раскрытия и расследования воинских преступлений.

  При написании дипломной работы теоретической основой послужили труды: З.О. Ашитова, Б.З. Ашитова, Р. Адельханяна, Х.М. Ахметшина, В.Н. Кудрявцева, С.С. Молдабаева, С. Малькова, Мамбетова, У.И. Джетписбаева, В.Ф. Перевалова, В.М. Чхиквадзе и других известных ученых, в которых уделяется внимание проблемам квалификации воинских преступлении в уголовном праве.

  При написании дипломной работы использовались следующие методы исследования: сравнительно-правовой анализ, логико-юридический, системно-структурный, также в работе использовались методы дедукции (от общего к частному), индукции (от частного к общему), обобщения, анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

1.1. Понятие и признаки преступлений против военной службы

 

  Военная безопасность является именно той ценностью, ради охраны которой и существует уголовное право, представляющее собой реакцию общества и государства на преступления как наиболее опасные посягательства на безопасность различных субъектов. Общественную опасность представляют не сами по себе нарушения военно-служебных отношений, а те вредные последствия, которые могут наступить в результате допущенных нарушений. Преступный вред военной безопасности опосредуется причинением в той или иной форме ущерба боевой готовности войск. При этом надо иметь в виду, что опасность представляет собой не только реальное причинение вредных последствий, но и создание угрозы их наступления.

Чтобы правильно квалифицировать то или иное общественно опасное действие военнослужащего, как воинское преступление, необходимо исходить из общего понятия воинского преступления, содержащего в себе наиболее существенные и специфические признаки, характеризующие воинские преступления, которые далеко не тождественны с признаками преступлений против человека, в сфере экономики, против государственной службы, общественной безопасности и здоровья населения.

   Как видно из названия главы 16 Уголовного кодекса Республики Казахстан, принятого 16 июля 1997 года и вступившего в действие с 1 января 1998 года, предусмотренные в ней составы преступлений посягают на специфический субъект, в качестве которого выступает военная служба.

  В части 1 статьи 366 Уголовного кодекса Республики Казахстан законодатель подчеркнул, что воинскими преступлениями признаются преступления против установленного порядка несения военной службы.

  В статье 2 Закона Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 19 января 1993 года указывается, что «Военная служба - особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими своего священного долга и обязанности перед государством и народом в Вооружённых Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан». Отсюда следует и специфичность объекта воинского преступления, как порядок несения воинской службы. Совершение военнослужащим противоправного деяния, не посягающего на установленный порядок несения военной службы, например кража, самоуправство, убийство и другие не относится  к воинским преступлениям и влечёт ответственность по статьям других соответствующих глав Уголовного Кодекса.

   Содержание и характер объекта воинского преступления - воинского порядка, в связи с научно-техническим прогрессом в военном деле постоянно изменяются, что в свою очередь, влечёт изменение содержания требований к дисциплине военнослужащих. Под воинским порядком понимаются все стороны жизни и деятельности войск. Военнослужащий посягает на этот порядок, если нарушает свои обязанности. Важной особенностью воинского порядка является то, как он складывается и развивается в специфических условиях. Причина установления такого порядка - обеспечение на основании соответствующих правовых норм должного поведения военнослужащих, как в расположении части, так и вне  её, т. е. успешное выполнение ими ответственных задач военной службы [2.22; С. 142].

  Помимо объекта преступного посягательства, воинские преступления отличаются от иных видов преступлений наличием специального субъекта преступления - лица, причиняющего ущерб военной службе, имеющего особый статус.

Из содержания статьи 366 Уголовного Кодекса Республики Казахстан следует, что воинскими преступлениями будут признаваться только те которые предусмотрены в главе 16 Уголовного Кодекса Республики Казахстан и будут совершены:

- военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооружённых силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан;

- гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими сборов.

Субъектами воинских преступлений могут также быть признаны наравне с военнослужащими Вооружённых Сил и военнослужащие военно-строительных отрядов (частей), других войск и воинских формирований Республики Казахстан. Так, действие Уголовного кодекса распространяется и на военных строителей, соответствующих военно-строительных отрядов Министерства обороны, срок службы которых засчитывается в срок действительной военной службы.

   В судебной практике актуальным и спорным является проблема ответственности лиц, ошибочно призванных в армию. Как известно, в армии могут служить лица, имеющие необходимый минимум здоровья, достигшие необходимого возраста. В законе предусмотрен специальный перечень болезней и физических недостатков, при наличии которых лица признаются не годными или ограниченно годными, временно или вовсе не годными к прохождению воинской службы. Поскольку в настоящее время существенно возрастает значение борьбы с посягательствами на порядок несения воинской службы, важно строгое соблюдение требований закона о порядке призыва в армию лиц, которые могут переносить нелёгкий воинский труд.

  Следовательно, субъектами воинских преступлений являются военнослужащие и граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов, достигшие к моменту совершения преступления призывного возраста, вменяемые, годные к воинской службе по состоянию здоровья.

Таким образом, согласно статьи 366 Уголовного Кодекса Республики Казахстан воинскими преступлениями признаются предусмотренные главой 16  УК РК преступления против установленного порядка несения военной службы, совершённые военнослужащими, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооружённых Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими сборов. В данной норме сохранился прежний подход к рассмотрению видовых признаков воинских преступлений через указание на специфичность объекта и субъекта преступления [2.22; С. 144].

  Понятие воинского преступления подчёркивает также традиционную относительную самостоятельность военно-уголовного законодательства, несмотря даже на его включённость в общее уголовное законодательство.

Наряду с этим военно-уголовное законодательство единственный раздел уголовного кодекса, включающий совместно с конкретными составами воинских преступлений и свою своеобразную общую часть - понятие воинского преступления. Необходимость введения статьи с понятием воинского преступления связана с тем, что все воинские преступления делятся на специально воинские и относительно воинские.

  Так, специально воинскими являются преступления, типичные только в условиях воинской службы, например, нарушение уставных правил несения караульной службы, самовольное оставление части или места службы, оставление погибающего военного корабля и другие. Относительно воинские - это преступления, имеющие аналоги в общеуголовном законодательстве, но посягающие на воинский правопорядок и в силу этого представляющие повышенную опасность для Вооружённых сил Казахстана.

  Если с разграничением специально-воинских и общеуголовных преступлений особой проблемы не возникает, то они приобретают значимость, когда общеуголовные преступления приходится отграничивать от относительно воинских (например, общеуголовные преступления против здоровья от насильственных действий подчинённого в отношении начальника). В этой связи определение воинского преступления в Уголовном кодексе позволяет решить разграничительную задачу, что имеет важное значение в процессе, как правотворчества, так и правоприменения. Как отмечается в литературе[2], понятие воинского преступления является разновидностью общего понятия преступления, сформулированного в статье 9 УК Республики Казахстан, и полностью ему соответствует. Воинское преступление представляет собой деяние и характеризуется общими для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Вместе с тем специфика военной службы наполняет указанные признаки особым «воинским» содержанием.

Общественная опасность - явление, в котором раскрывается социальная сущность преступления, материальный признак его. Деяние общественно опасно, поскольку оно посягает на существующие общественные отношения и по своему характеру противоречит интересам народа.

Их уголовная противоправность проявляется в совершении деяния, предусмотренного специальной гл. 16 УК Республики Казахстан, а также специальными воинскими законами и иными нормативными актами. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых норм, по существу, являются бланкетными, требуют предметного анализа соответствующих нормативных актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т. п.) [2.22; С. 145].

Информация о работе Воинские преступления