Суд как субъект уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:22, реферат

Краткое описание

К числу участников уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс относит не только лиц, вовлекаемых в уголовный процесс, как это было предусмотрено в УПК РСФСР, но и самих субъектов уголовно-процессуальной деятельности, т. е. должностных лиц и органы, которые сами ведут производство по уголовным делам и действуют по ним в рамках своих полномочий.

Оглавление

Введение
Глава 1. Суд: понятие, задачи, и взаимодействие участников уголовного судопроизводства.
Глава 2.Роль и функции суда в уголовном судопроизводстве.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

уголовка Суд как субъект уголовного процесса.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

        В отличии от ранее действовавшего  законодательства, УПК РФ формулирует  в отдельной норме основные  полномочия и обязанности суда, которые конкретизируются в последующих  главах Уголовно-процессуального кодекса, регулирующих порядок производства во всех судебных стадиях.

        Новым законодательством существенно  расширяются полномочия суда  на контроль за решениями и  действиями органов уголовного  преследования на досудебных  стадиях уголовного судопроизводства.

        Закон утверждает исключительные  полномочия суда на ограничение  прав и свобод личности: только  суд правомочен, признать лицо  виновным в совершении преступления  и назначить ему наказание;  применить к лицу при наличии  установленных Уголовным кодексом РФ оснований такие формы уголовно-правового воздействия, как принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные гл. 14, 15 УПК РФ и гл. 50, 51 УПК РФ.

        С введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса только суд вправе принимать решение об ограничении свободы обвиняемого в досудебном производстве:

  • Об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста;
  • О продлении срока содержания обвиняемого под стражей;
  • О помещении подозреваемого (обвиняемого), не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы.

Ограничение иных конституционных прав гражданина допускается только по решению суда:

  • О производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • О производстве обыска и выемки в жилище;
  • О производстве личного обыска;
  • О производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • О наложении ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;
  • О наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • О временном отстранении обвиняемого от должности и др.

       Расширяются полномочия суда  по контролю за соблюдением  прав граждан в досудебных  стадиях процесса, возрастает объем  возможностей граждан на обращение к суду в случае конфликтных ситуаций в отношениях с органами уголовного преследования. В частности, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействия) прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ. Решения в порядке судебного контроля, указанные в ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ, принимают в ходе досудебного производства судьи районного и военного суда соответствующего уровня.      

        УПК РФ предоставляет право суду реагировать на нарушения законности, обнаруженные в ходе судебного разбирательства, путем вынесения частного определения. Предметом частного определения могут явиться: обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; нарушение прав и свобод граждан; иные нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом. В частном определении или постановлении суд (судья) вправе обратить внимание соответствующих должностных лиц или организаций на подобные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер. 

      Таким образом, объем полномочий суда в сфере контроля за ограничением прав граждан приводится в соответствие с требованиями международных актов и положениями Конституции РФ, устанавливающими возможность ограничения прав граждан лишь на основе судебных решений.       Разграничение полномочий различных звеньев системы судов общей юрисдикции и конкретных судов по рассмотрению уголовных дел определяется процессуальным институтом подсудности. Установление правил о подсудности служит обеспечению права каждого на разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом. Это право закреплено в ст.47 Конституции РФ, установившей, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.  

     Теории уголовного процесса известно  два подхода к понятию подсудности:
  1. Это комплекс полномочий суда (судьи) на рассмотрение определенного круга дел;
  1. Совокупность  уголовно-правовых и процессуальных признаков дел, определяющих их относимость  к рассмотрению судами первой инстанции.
        При определении суда, правомочного  рассматривать то или иное  уголовное дело, принимаются во внимание компетенция суда, объем его полномочий и положение суда  в судебной системе. Установление подсудности уголовного дела требует сопоставления его свойств и круга полномочий судов разного уровня.
        Теория уголовного процесса выделяет следующие признаки подсудности: родовой, территориальный, персональный, исключительный.
        Родовой (предметный) признак подсудности  зависит от вида преступления, составляющего предмет преступления, т.е. связан с квалификацией  преступного деяния. Предметный признак служит, прежде всего, задачам распределения дел между судами общей юрисдикции различного уровня: мировыми судьями, районными судами, краевыми, областными судами, городскими судами, судом автономной области и судами автономных округов, а также верховными судами республик (ст.31 УПК РФ). Уголовно-процессуальный закон устанавливает исчерпывающие перечни дел, подсудных различным уровням судов общей юрисдикции.
        Так, мировому судье подсудны  дела о преступлениях небольшой  и средней тяжести, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Однако в ч. 1 ст . 31 УПК РФ содержится целый перечень составов преступлений, за которые может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, но тем не менее не подсудных мировому судье. Это связано с тем, что указанные составы преступлений требуют более глубокого исследования материалов и значительного времени для рассмотрения.
        Подсудность районного суда закон  определяет методом исключения, устанавливая, что суду этого звена системы судов общей юрисдикции подсудны уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением дел, рассмотрение которых по первой инстанции относится к компетенции мировых судей, вышестоящих судов, Верховного Суда РФ, а также военных судов.

         Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» устанавливает некоторые временные исключения из общих положений о подсудности. Так, в субъектах Российской Федерации, в которых на момент введения в действие УПК РФ не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматриваются судьями районных судов единолично в установленном законом порядке для мировых судей. В этих случаях приговор и постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке.

        Территориальный признак подсудности  определяется, как правило, местом  совершения преступления или  окончания преступной деятельности  в случае множественности преступлений. Правильное определение подсудности по указанному признаку важно потому, что юрисдикция каждого суда ограничивается пределами соответствующей административно-территориальной единицы (района, города, области) или иного территориального образования судебной системы (участка мирового судьи, округа военного суда). Территориальный признак позволяет распределять дела между одноименными судами, максимально приближая их рассмотрение к местности, где совершено конкретное преступление и где, как правило, проживают свидетели, потерпевшие, причастные к этому делу. Сочетание предметного и территориального признаков служит реализации конституционного принципа доступности правосудия для населения.

        Верховные суды республик, краевые,  областные и равные им суды  рассматривают дела о тяжких преступлениях и преступлениях особой тяжести, входящих в их юрисдикцию и указанных в перечне ч. 3 ст. 31 УПК РФ, а также дела, подсудные судам разных уровней, преданные на их рассмотрение в порядке, установленном ст. 34 УПК РФ. Если лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений, из которых только одно подсудно областному суду, дело все равно должно быть рассмотрено судом, указанным в ч. 3 ст. 31 УПК. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 92-ФЗ ч. 3 ст. 31 УПК была дополнена положением, согласно которому верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. В иных случаях изменение территориальной подсудности может иметь место лишь до начала судебного разбирательства, допускается лишь по основаниям, указанным  законом, и осуществляется председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном для предварительного слушания (ст. 35 УПК РФ).

        Персональный признак подсудности  определяется служебным положением  обвиняемого.Основным предназначением  Верховного Суда РФ является  проверка законности и обоснованности  судебных решений, принятых нижестоящими судами. В то же время Верховный Суд РФ может выступать и как суд первой инстанции при рассмотрении дел в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда в случаях, когда ими об этом будет заявлено ходатайство до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК).

        К подсудности Верховного Суда  РФ, кроме того, относится принятие  решений о даче заключения  о наличии или отсутствии признаков  преступления в отношении лиц,  указанных в ст. 447 УПК, и в порядке, установленном ст. 448 УПК.

        Этот признак положен в основу  определения подсудности военных  судов, устанавливаемой в соответствии  с положениями Федерального конституционного  закона «О военных судах Российской  Федерации».

        Так, гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением дел, подсудных вышестоящим военным судам. Окружному (флотскому) военному суду подсудны дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, в частности дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде длительного лишения свободы, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

        Следует отметить, что Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» относит к подсудности военным судам и дела о преступлениях, совершенных не только военнослужащими, но и гражданами, уволенными с военной службы или прошедшими военные сборы, при условии, что эти преступления были ими совершены в период военной службы или прохождения военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7).

        Персональный признак подсудности  дел сочетается с признаком  исключительности, характеризующим  подсудность Верховного Суда  РФ, которому уголовно-процессуальный закон вменяет в обязанность рассмотрение по первой инстанции уголовных дел в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федеральных судов по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ).

        Особенность компетенции военных  судов, дислоцирующихся за пределами  территории Российской Федерации,  заключается в том, что им  подсудны уголовные дела о  преступлениях, совершенных не  только военнослужащими, проходящими  военную службу в составе российских войск, но и членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации в том случае, если деяние, содержащее признаки преступления, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Информация о работе Суд как субъект уголовного процесса